1.3.3 Выявление причин, обуславливающих необходимость автоматизации отдельных бизнес-процессов
Итак, как было показано выше, в Департаменте Аренды автоматизированы только обеспечивающие бизнес-процессы в бухгалтерском и финансовом отделе, все остальные бизнес-процессы реализуются в MS Office, в связи, с чем в Департаменте Аренды большое количество документов на бумажных носителях, что способствует повышению нагрузки на персонал и как следствие снижает эффективность деятельности исследуемого Департамента и производительность труда его сотрудников.
Проанализируем основной бизнес-процесс точки зрения методологии ARIS (модель, сформированная с помощью технологии и методологии ARIS, представлена в приложении 2). В основном бизнес-процессе выделяются следующие объекты:
I. поступил запрос (заявка) от клиента
II. запрос регистрируется руководителем клиентского отдела на бумажном носителе в журнале регистраций, далее поступивший запрос передается:
a. в обработку заказов - продолжение основного бизнес-процесса (выписывается наряд-заказ сотруднику)
b. в планирование - т.е. в обеспечивающие и управленческие бизнес-процессы (выписывается заявка на пакет документов)
III. в журнале регистраций проставляется отметка о том, что данные запроса переданы
IV. данные запроса переходят к сотруднику, который назначается ответственным за выполнение заказа
V. Сотруднику передается наряд-заказ на выполнение, в журнале регистрации напротив поступившего заказа указывается ответственный сотрудник.
Ни один из представленных объектов бизнес-процесса не автоматизирован, т.е. все действия с поступившим заказом клиента осуществляются либо в устном общении, либо на бумажном носителе, следовательно, высока вероятность того, что бумажные документы либо будут утеряны полностью, либо часть из них будет утрачена в силу человеческого фактора.
Нужно отметить, что в среднем в Департаменте Аренды создается ежемесячно 3 каталога объектов туристической недвижимости (по уровню класса объектов), в ежемесячной экспозиции находится более 120 объектов.
Объекты уже сданные, по которым идет мониторинг, составляют в среднем 35% от общего ежемесячного экспозиционного количества объектов (т.е. от 42 до 45 объектов).
Количество сотрудников клиентских отделов, которые непосредственно занимаются предоставлением объектов в аренду, составляет в корпоративном клиентском отделе: 4 человека + 1 руководитель, в отделе, работающим с частными лицами: 3 человека +1 руководитель. Общее количество операционного персонала 7 человек, управленческого персонала 2 человека.
В день при 8-ми часовой продолжительности рабочего дня на один объект (мониторинг объекта, постановка в базу, внесение в каталог) сотрудники клиентского отдела не могут тратить более 40 мин. Но это только в том случае, если сотрудники клиентского отдела не выполняют другие функциональные обязанности:
- Общение с клиентами занимает в среднем у сотрудников клиентского отдела ј рабочего дня или в среднем 90 - 100 мин.;
- Выезд с клиентом на объект занимает не менее ј рабочего дня или в среднем до 120 мин;
- Подготовка документации и оформление договоров занимает в среднем 50 - 60 мин. в день;
- Составление и предоставление отчетности занимает не менее ј рабочего времени или в среднем до 120 мин.
Таким образом, сотрудники клиентского отдела при существующем неавтоматизированном документообороте тратят от 65% до 80% своего рабочего времени не на основные, но на обеспечивающие виды деятельности. Далее проанализируем показатели производительности труда сотрудников департамента аренды (табл. 6). На производительность труда влияют следующие факторы: удельный вес (Уд) операционного персонала в общей численности персонала, количества отработанных дней одним операционным сотрудником за год (Д), продолжительности рабочего дня (П), среднечасовой выработки рабочих (ЧВ).
Первый и очевидный момент - эффективность деятельности Департамента Аренды снижается, т.к. выручка от реализации услуг сократилась на 8,7% за 2008 год. Но указанное снижение зависит не только внутренних, но и от внешних факторов - на снижение выручки также влияет объем снижения платежеспособного спроса на услуги, которые предоставляет Департамент Аренды.
Таблица 6 Анализ производительности труда в Департаменте Аренды ООО «Анелик», за 2007 - 2008 гг.
Показатель |
2007 год |
2008 год |
(+,-) |
% |
|
среднегодовая численность персонала Департамента Аренды |
41 |
59 |
18,0 |
43,9 |
|
среднегодовая численность операционного персонала (ЧР) |
24 |
28 |
4,5 |
19,1 |
|
удельный вес операционного персонала в общей численности (Уд) |
0,58 |
0,48 |
-0,1 |
-17,2 |
|
отработано одним рабочим дней за год (Д) |
215 |
216 |
1,0 |
0,5 |
|
отработано часов всеми сотрудниками |
38857 |
51995,5 |
13139,0 |
33,8 |
|
средняя продолжительность рабочего дня (П), ч |
7,6 |
8,5 |
0,9 |
11,8 |
|
реализовано услуг, тыс. руб. |
25489 |
23276 |
-2213,0 |
-8,7 |
|
выработка на одного операционного сотрудника |
|||||
среднегодовая (ГВ), тыс. руб. |
1071,9 |
821,9 |
-250,0 |
-23,3 |
|
среднедневная (ДВ), тыс. руб. |
118,6 |
107,8 |
-10,8 |
-9,1 |
|
среднечасовая (ЧВ), тыс. руб. |
15,6 |
12,7 |
-2,9 |
-18,7 |
|
?ГВуд = ?Уд*Д0*П0*ЧВ0, тыс. руб. |
-2548,9 |
||||
? ГВд = Уд1*?Д*П0*ЧВ0, тыс. руб. |
56,9 |
||||
?ГВп = Уд1*Д1*?П*ЧВ0, тыс. руб. |
1455,6 |
||||
?ГВчв = Уд1*Д1*П1*?ЧВ, тыс. руб. |
-2574,7 |
Следующие отрицательные факторы влияния, которые снизили производительность труда персонала в Департаменте Аренды:
- Отрицательное влияние оказало на выработку одного операционного сотрудника сокращение удельного веса данной категории в общей численности персонала (стоимость фактора влияния -2548,9 тыс. руб.);
- Также отрицательное влияние оказало сокращение среднечасовой выработки при увеличении средней продолжительности рабочего дня (стоимость фактора влияния -2574,7 тыс. руб.).
Очевидно, что увеличение фактически отработанного времени в 2008 году связано в основном с отсутствием автоматизации деятельности в целом Департамента Аренды и отсутствием автоматизации документооборота в частности.
Кроме этого, как показано на функциональной схеме в приложении 1, основой всех бизнес-процессов является необходимый каталог объектов. Следовательно, каталог объектов должен обновляться в режиме on-line, показывать свободные и доступные объекты, а также зарезервированные или находящиеся в процессе оформления.
Только таким образом клиентам Департамента Аренды будет предоставлено полное и объективное информационное предложение. Т.к. именно информационное предложение об имеющихся в наличии объектах не только генерирует денежный поток, но и составляет конкурентное преимущество в посреднической деятельности, к коей относится деятельность по предоставлению услуг аренды.
Кроме указанных выше основных причин, обуславливающих необходимость автоматизации документооборота в Департаменте Аренды, имеются следующие причины:
- Повышение уровня взаимодействия сотрудников Департамента Аренды (т.к. многие бизнес-процессы пересекаются и взаимосвязаны);
- Повышение уровня взаимодействия между сотрудниками Департамента Аренды и Департамента Эксплуатации (т.к. именно Департамент Эксплуатации предоставляет объекты туристической недвижимости Департаменту Аренды);
- Установление оперативной обратной связи между сотрудниками как внутри Департамента Аренды, так и вне его.
Все указанные выше причины, обуславливающие необходимость автоматизации будут служить целям повышения эффективности деятельности Департамента Аренды в целом и снижению нагрузки на сотрудников, что будет способствовать производительности труда.
По итогам изложения главы первой данного дипломного проекта обоснована необходимость автоматизации документооборота в Департаменте Аренды ООО «Анелик».
-
Содержание
- Введение
- Глава 1. Анализ и характеристика бизнес-процессов в ООО «Анелик»
- 1.1 Понятие и этапы жизненного цикла автоматизированной системы управления (корпоративной информационной системы)
- 1.2 Классификация бизнес-процессов
- 1.3 Характеристика, анализ и оценка базовых бизнес-процессов в ООО «Анелик»
- 1.3.1 Общие сведения об организации
- 1.3.2Характеристика и анализ базовых бизнес-процессов
- 1.3.3 Выявление причин, обуславливающих необходимость автоматизации отдельных бизнес-процессов
- Глава 2. Выбор программного обеспечения
- 2.1 Проектирование архитектуры АСУ