Разработка бизнес-плана по изготовке и производству нового изделия
7.2 Выявление конкурентов и анализ конкурентоспособности изделия
Конкуренты - это изделия того же функционального назначения, имеющиеся в продаже, в эксплуатации у потребителей, разрабатываемые другими фирмами и другие варианты своей фирмы. Проблема конкуренции между фирмами, которые занимаются реализацией практически идентичных товаров, очень ощутимая для каждого из них. Так как разница в ассортименте товара невелика, а число фирм, которые предлагают свою продукцию и услуги с каждым годом растет. То единственным способом выйти победителем в конкурентной борьбе остается маркетинг.
Чтобы правильно идентифицировать своих основных конкурентов, фирма UFESSA рассматривает их с отраслевой точки зрения. Отрасль - совокупность компаний, предлагающих рынку определенный продукт или группу товаров - близких субпродуктов. В данном случае тип отраслевой структуры можно определить как чистая конкуренция - на рынке оперирует достаточно много конкурентов, предлагающие однородные товары и услуги. Однако с течением времени конкурентная структура отрасли может измениться.
Ниже (таблица № 2) приведен анализ самых главных конкурентов фирмы GENERAL. Некоторые из названных компаний представляют собой большую сеть региональных офисов и собственных магазинов, расположенных не только в Украине, но и за ее пределами.
После того, как состав сегментов рынка и их общая емкость определены, необходимо выявить конкурентов в каждом рассматриваемом сегменте. К изделиям-конкурентам необходимо предъявить важное требование: в любом географическом регионе необходимо рассматривать конкурентов, отечественных и зарубежных. И обязательно лучшие варианты, соответствующие мировому уровню. Если этого не сделать и рассматривать только «местных» конкурентов, требования к качеству проектируемого изделия будут занижены, и разработчики не будут иметь сведений о конкурентоспособности своего изделия на мировом рынке.
Результаты выполненного анализа емкости, сегментов, занятых конкурентами, расчетов доли конкурентов в общей емкости рынка заносим в таблицу №2.
Таблица № 2
Города |
Емкость рынка |
|||||||||||
Общая, шт./год |
UFESA RA2226 |
AIRCOMFORT AD-H900R |
Итого конкурентов |
Свободная |
Целевая |
|||||||
% |
шт./год |
% |
шт./год |
% |
шт./год |
% |
шт./год |
% |
шт./год |
|||
Киев |
20300 |
10 |
2030 |
35 |
7105 |
50 |
10150 |
65 |
13195 |
65 |
13195 |
|
Харьков |
9470 |
5 |
473,5 |
25 |
2367,5 |
40 |
3788 |
50 |
4735 |
50 |
4735 |
|
Итого: суммы емкости, средние проценты |
29770 |
8,4 |
2504 |
31,8 |
9473 |
46,8 |
13938 |
60,2 |
17930 |
60,2 |
17930 |
Рассматриваемое изделие необходимо сравнить с изделиями-конкурентами по основным характеристикам. При сравнении целесообразно применять методику комплексного анализа показателей качества с расчетами обобщенных показателей качества и уровня качества. Анализ качества проводим в каждом сегменте рынка.
Расчеты и анализ конкурентоспособности при использовании этой методики выполняем следующим образом:
1. Из всех изделий-конкурентов выбираем лучшие варианты, пользующиеся спросом на рынке.
2. Формируем перечень основных показателей качества, характерных для рассматриваемых изделий: мощность, температура нагрева электрообогревателя, объем, вес, оптимальный объем нагреваемого помещения, цена (записываем в таблицу № 3).
3. Определяем абсолютные значения i-тых показателей j-тых вариантов (Pij) и заносим в сводную таблицу; для частотных характеристик записываем действительные значения показателей качества рассматриваемого изделия.
4. Показателям качества присваиваем коэффициенты весомости bi, при этом
? bi=1 и bi > 0; i = - номера показателей качества.
5. Показатели качества разделяют на минимизируемые и максимизируемые. Формируем гипотетический (эталонный) вариант (из лучших показателей рассматриваемых вариантов или прогнозируемых на перспективу).
6. Рассчитываем для каждого j-ого варианта относительные значения i-ых показателей (Kij) путем сравнения Pij с Pi.гип (с учетом условия: Kij <=1).
- для минимизируемых показателей;
- для максимизируемых показателей.
7. Рассчитываем обобщенные показатели качества (K0j) для всех рассматриваемых вариантов. Для этого относительные показатели Kij умножаем на bi, а затем эти произведения суммируем:
8. Рассчитываем уровни качества нового изделия по сравнению с изделиями-конкурентами по формуле:
где Уj-б - уровень i-ого варианта относительного другого (базового);
КОj /КОб - обобщенные показатели сравниваемых вариантов.
Обобщенные показатели качества являются уровнем качества рассматриваемого j-ого варианта к гипотетическому, т. е.
Таблица № 3
Показатели |
Коэффициенты весомости |
Абсолютные показатели |
Относительные значения показателей |
|||||||||||||
№п/п |
Наименования |
Единицы измерения |
Варианты изделий |
Варианты изделий |
||||||||||||
GENERAL KRP-7 |
UFESA RA2226 |
AIRCOMFORT AD-H900R |
Гипотетические |
1 |
2 |
3 |
гипотетический |
|||||||||
Ki1 |
Ki1*b1 |
Ki2 |
Ki2*b2 |
Ki3 |
Ki3*b3 |
Kiгип |
Kiгип*bгип |
|||||||||
1 |
Мощность (МАКС.) |
кВт |
0,2 |
1,5 |
2,5 |
0,9 |
2,5 |
0,6 |
0,12 |
1 |
0,2 |
0,4 |
0,07 |
1 |
0,2 |
|
2 |
Температура нагрева электрообогревателя (МАКС.) |
?С |
0,15 |
90 |
75 |
30 |
90 |
1 |
0,15 |
0,8 |
0,13 |
0,3 |
0,05 |
1 |
0,15 |
|
3 |
Объем |
м3 |
0,2 |
12012 |
34485 |
21870 |
12012 |
1 |
0,2 |
0,3 |
0,07 |
0,5 |
0,11 |
1 |
0,2 |
|
4 |
Вес |
кг |
0,1 |
1,7 |
13 |
4 |
1,7 |
1 |
0,1 |
0,1 |
0,01 |
0,4 |
0,04 |
1 |
0,1 |
|
5 |
Оптимальный объем нагреваемого помещения |
м3 |
0,15 |
40 |
45 |
60 |
60 |
0,67 |
0,1 |
0,8 |
0,11 |
1 |
0,15 |
1 |
0,15 |
|
6 |
Цена |
грн. |
0,2 |
350 |
310 |
750 |
310 |
0,89 |
0,18 |
1 |
0,2 |
0,4 |
0,08 |
1 |
0,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
1 |
|
|
|
|
|
0,85 |
|
0,72 |
|
0,51 |
|
1 |
У General-Uffesa = 0,85 / 0,72 = 1,18;УGeneral-Aircomfort = 0,85 / 0,51 = 1,67;Kjo = 0,85 / 1 = 0,85.
7.3 Выводы о конкурентоспособности, расчеты потребительской цены
Выполняя анализ частных и обобщенных показателей качества, уровней качества и экономической эффективности в каждом отдельном сегменте, выявляют преимущества и недостатки рассматриваемых вариантов. Сравниваем результаты анализа сегментов, делаем выводы о конкурентоспособности своего изделия, о показателях, дающих право на завоевание рынка. Выводы о конкурентоспособности нового изделия делаем по его уровню качества и экономической эффективности относительно лучших изделий-конкурентов. При этом используют результаты первого расчета уровня качества без показания цены и повторного анализа с учетом цены реализации всех рассматриваемых изделий.
конкурентоспособность можно считать невысоким.
Результаты анализа конкурентоспособности позволяют: Прогнозировать потребительскую цену товара, позиционировать его на рынке, уточнить целевую емкость.
Потребительская цена нового изделия - это предполагаемая максимально допустимая (возможная) цена, которую смогут дать покупатели, учитывая особенности нового изделия по отношению к лучшим изделиям - конкурентам.
где Цнмакс - потребительская (максимально возможная) цена нового изделия;
Цб - цена реализации базового варианта (лучшего изделия конкурента);
Ун-б - уровень качества нового изделия относительно базового.