Разработка бизнес-плана по производству одежды
1.3 Оценка рынка сбыта
Рыночные исследования направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных.
Контингент потребителей: заказчики (женщины, мужчины) с уровнем доходов выше среднего. Тип телосложения: чаще фигуры с отклонениями (высокого, маленького роста; различными выступами груди, ягодиц и т.д.). Люди, предпочитающие новые направления в моде.
К основным потребительским свойствам изделий относят следующие функции: эстетические, социальные, функциональные, эксплуатационные, эргономические.
Приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке:
- качество (соответствие моде, добротность, многофункциональность, цветовое решение и др.);
- цена;
- сервисное обслуживание (возможность покупки изделия в комплекте из нескольких предметов и аксессуаров, подгонки изделия по фигуре и др.).
В дипломном проекте определена емкость рынка по продукции предприятия и доля рынка.
Емкость рынка - объем реализованных на рынке товаров (услуг) в течение определенного периода времени [2]. Она зависит от многих факторов: социальных, национально - культурных, климатических и экономических, темпов инфляции. Емкость рынка определяют как произведение эргономических обоснованных норм потребления производимых товаров на количество возможных потребителей за определенное время по формуле:
Е = Ч * к,
где Ч - количество человек, проживающих на территории, равных размеру рынка и относящихся к исследуемой половозрастной группе;
к - коэффициент, учитывающий частоту приобретения данных швейных изделий в течение года.
Ч = 31950,
к = ? = 0,5.
Е = Ч * к = 31950 * 0,5 = 15975.
Доля рынка - это удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме продаж товаров (услуг) на данном рынке [2]. Долю рынка в процентах определяют по формуле:
Д = Мг / Е,
где Мг - выпуск изделий определенного вида, выпускаемый предприятием в течение года;
Е - емкость рынка.
Д = 2,5% = 0,25.
Мг = Д * Е = (2,5 * 15975) / 100 = 400.
В таблице 1.1 приведена оценка рынка и конкуренции. Для более полной оценки конкурентоспособности предприятия приведены данные в таблице 1.2.
Таблица 1.2. Оценка конкурентоспособности предприятия
Вопросы потребителя |
Что может предложить конкурент (Ателье «Салават») |
Что может предложить предприятие (ЗАО «Дом моды») |
|
1 |
2 |
3 |
|
1. Качество |
высокое |
высокое |
|
2. Исключительность товара |
высокое качество обработки |
высокое качество обработки, использование отделки |
|
3. Цены, руб. |
3500 |
3000 |
|
4. Ассортимент |
широкий выбор изделий из кожи и меха |
широкий выбор изделий разного ассортимента |
|
5. Послепродажное обслуживание |
уточнение изделие по фигуре |
уточнение изделие по фигуре и по длине |
|
6. Условия доставки продукции |
нет доставки |
нет доставки |
|
7. Полнота информации о товаре |
наличие торговой марки |
наличие торговой марки |
|
8. Местонахождение предприятия |
ул. Чернышевского, 104 |
ул. Чернышевского, 125 |
|
9. Гарантия |
гарантия на ремонт - 10 дн. устранение дефектов в течение 10 дн. |
бесплатное устранение, производственных дефектов в течение 10 дн. |
|
10. Консультирование |
услуги художника - консультант |
услуги художника - консультанта |
Таблица 1.3
Параметры, характеризующие конкурентоспособность изделия |
Единица измерения, балл |
Значение параметра |
||
изделие конкурента (Ателье «Салават») |
изделие предприятия (ЗАО «Дом моды») |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. Потребительские свойства: 1.1. Соответствие модели моде - силуэт - целостность формы - конструкция изделия - фурнитура |
балл |
4,0 3,5 4,0 4,0 |
5,0 4,5 4,5 4,0 |
|
1.2. Соответствие материалов моде - цветовой колорит - фактура - рисунок - отделочные материалы |
5,0 5,0 4,5 4,5 |
5,0 5,0 4,5 4,5 |
Конкурентоспособность изделия
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1.2. Соответствие материалов моде - цветовой колорит - фактура - рисунок - отделочные материалы |
5,0 5,0 4,5 4,5 |
5,0 5,0 4,5 4,5 |
||
1.3. Совершенство производственного исполнения - посадка изделия на фигуре - качество обработки |
5,0 5,0 |
5,0 5,0 |
||
1.4. Товарный вид изделия - внешний вид - выразительность фирменных знаков |
5,0 5,0 |
5,0 5,0 |
||
2. Экономические параметры: - цена max / min - трудоемкость изготовления - себестоимость max / min |
балл |
4,0 4,5 4,5 |
4,0 5,0 4,5 |
|
3. Эксплуатационные свойства: - износостойкость - масса - теплозащитность - эргономичность |
балл |
5,0 5,0 5,0 4,5 |
5,0 5,0 5,0 5,0 |
1.4 План маркетинговых действий (комплекс маркетинга)
План маркетинга - это план мероприятий по достижению намеченного объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей [2].
Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется устойчивым преобразованием экономики на принципах рыночных отношений, основным условием которых является полная самоокупаемость, рентабельность любого вида производства. Одни из важнейших путей получения постоянной прибыли и его развития - это налаживание стабильного сбыта продукции, увеличение его объемов. Для предприятий, занимающихся выпуском одежды, важнейшим способом реализации является запуск моделей повышенного спроса. Касающихся производителей подобной продукции сложности заключается в том, что качественный дизайн, высокая технология, хорошее конструкторское предложение не всегда является гарантией востребованности изделий покупателем. С одной стороны, рынок требует новых моделей, а с другой стороны - не все новые модели будут продаваемы. Другой аспект проблемы - определение приоритетов в профессиональной подготовке инженеров - конструкторов одежды. Исследование процесса продажи моделей требует социологических исследований, выявляющих «портрет» покупателя (возраст, социальное положение). Изучение его вкусов, предпочтений затрачивает исторические, психологические и другие факторы, влияющие на покупательский спрос. Решением этих проблем занимаются службы маркетинга.
Комплекс маркетинга включает товарную, ценовую, сбытовую и сервисную политику (таблица 1.4).
Товарная стратегия предполагает определенный курс действий, благодаря которому обеспечивается эффективное, с коммерческой точки зрения, формирование ассортимента товаров, гибкое приспособление имеющихся ресурсов к рыночным условиям.
Товарная политика выделяет следующие главные цели:
- разработка «пионерного товара», который может быть лидером на ближайшие годы и утвердит репутацию товара;
- разработка маркетинговых программ по возможным модификациям продукции (семейства моделей на одной конструктивной основе).
Стратегия ценообразования увязывается с кратко- и долгосрочными целями и может базироваться на:
- издержках производства,
- спросе на продукцию,
- ценах конкурентов.
Сбытовая стратегия предполагает ориентацию на формирование спроса, стимулирование сбыта и может предусматривать:
- рекламную деятельность,
- организацию и участие в ярмарках, выставках,
- использование кредита в различных формах.
Основными средствами рекламы являются:
- реклама в периодической печати и справочниках - газеты, журналы;
- реклама по телевидению;
- реклама на радио;
- интернет;
- наружная, внешняя реклама - световые вывески.
Стратегия организации сервиса предполагает предпродажный и послепродажный сервис.
Предпродажный сервис ориентирован на постоянное изучение и анализ требований потребителей с целью совершенствования качественных параметров предлагаемой продукции.
Послепродажный сервис предусматривает комплекс по гарантийному обслуживанию (ремонт, подгонка изделия по длине и в целом по фигуре при изготовлении). Все данные сведены в таблицу 1.5.