logo
Разработка долгосрочной и краткосрочной финансовой политики ОАО "Кургандормаш"

1.3 Анализ финансовой политики предприятия

Финансовая политика предприятия -- совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия. Основа долгосрочной финансовой политики -- четкое определение единой концепции развития предприятия в долгосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.

Долгосрочная финансовая политика -- это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения. Финансовая политика предприятия не может быть незыблемой, определенной раз и навсегда. Напротив, она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внутренних факторов. Один из основных принципов финансовой политики -- она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе предвидения финансовая политика приобретает устойчивость.

Долгосрочная финансовая политика -- основа процесса управления финансами предприятия. Ее главные направления определяют учредители, собственники, акционеры предприятия. Однако реализация долгосрочной финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения. При разработке и реализации долгосрочной финансовой политики руководство предприятия вынуждено постоянно принимать управленческие решения из множества альтернативных направлений. В выборе наиболее выгодного решения важнейшую роль играет своевременная и точная информация.

Таким образом, для успешной реализации долгосрочной финансовой политики предприятия руководству необходимо, во-первых, обладать достоверной информацией о внешней среде и прогнозировать ее возможные изменения; во-вторых, иметь сведения о текущих параметрах внутреннего финансового положения; в-третьих, систематически проводить анализ, позволяющий получить оценку результатов хозяйственной деятельности отдельных ее аспектов как в статике, так и в динамике. Важное значение в управлении прибылью имеет процесс формирования доли собственника в полученной прибыли в соответствии с его вкладом, или дивидендная политика. Цель ее заключается в определении оптимального соотношения между потребляемой и капитализируемой частями прибыли. В дальнейшем это позволит обеспечить стратегическое развитие организации, максимизировать ее рыночную стоимость и определить конкретные меры, направленные на увеличение рыночной стоимости акций.

Дивидендная политика организации учитывает весь спектр интересов: получение дополнительных ресурсов для инвестиций за счет эмиссии акций, обеспечение достаточного дивиденда их держателям, оптимизацию соотношения "прибыль -- инвестиции -- дивиденд" с учетом реальных условий развития организации. В дивидендной политике переплетаются интересы фирмы в целом и интересы держателей акций. Эффективное соединение этих интересов -- одна из важных задач финансовой стратегии фирмы.

Таблица 4 - Размер и структура капитала и оборотных средств ОАО "Кургандормаш"

Наименование показателя

2008

2009

2010

Размер уставного капитала

3 066

3 066

3 066

Общая стоимость акций (долей) выкупленных эмитентом для последующей перепродажи (передачи)

0

0

0

Процент акций (долей), выкупленных для последующей перепродажи (передачи), от размещенных акций (уставного капитала)

0

0

0

Размер резервного капитала, формируемого за счет отчислений из прибыли

368

368

368

Размер добавочного капитала, отражающий прирост стоимости активов, выявляемый по результатам переоценки, а также сумму разницы между продажной ценой (ценой размещения) и номинальной стоимостью акций (долей) общества за счет продажи акций (долей) по цене, превышающей номинальную стоимость

21 451

21 451

21 451

Размер нераспределенной чистой прибыли эмитента

Общая сумма капитала

13 176

15 420

1 314

Инвестиционная деятельность. Поступление денежных средств от инвестиционной деятельности состоит из выручки от реализации основных средств (машины, здания, оборудование) и иного имущества, дивидендов и процентов по долгосрочным финансовым вложениям (акции или другие ценные бумаги прочих предприятий), поступлений в связи с выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера. Расход денежных средств от инвестиционной деятельности имеет место в связи с приобретением основных средств и нематериальных активов, оплатой долевого участия в строительстве и прочими капитальными вложениями, приобретением долгосрочных ценных бумаг и осуществлением долгосрочных финансовых вложений (долевое строительство), выплатой дивидендов и процентов по выпущенным акциям и другим долгосрочным ценным бумагам.

Источниками денежных средств для инвестиционной деятельности компании могут быть: поступления от основной деятельности (амортизация и нераспределенная прибыль); поступления от самой инвестиционной деятельности или поступления за счет привлечения источников долгосрочного финансирования (акционерный капитал и долгосрочные кредиты и займы).

Финансовая деятельность. В разделе отражаются суммы денежных средств, поступившие и выбывшие при осуществлении финансовой деятельности. Это деятельность, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала и заемных средств организации.

Поступление денежных средств от финансовой деятельности сводится к поступлениям в связи с выпуском краткосрочных ценных бумаг, поступлениям от реализации ранее приобретенных краткосрочных ценных бумаг, получением кредитов и займов и т.п. Расход денежных средств от финансовой деятельности складывается из приобретения краткосрочных ценных бумаг, возврата кредитов и займов и т.п. Финансовая деятельность призвана увеличивать денежные средства в распоряжении компании для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности. В ходе анализа следует рассмотреть структуру (процентное соотношение) поступления денежных средств за период. В результате структурного анализа выясняется, какой вид деятельности вызвал преобладающие поступления денежных средств, и для какого вида деятельности в основном расходовались денежные средства.

Анализируя отчёт о движении денежных средств за 2007, 2008, 2009 года Оттоки наличности по финансовой деятельности превышали притоки практически на всем анализируемом временном отрезке.

Рисунок 1 -Движение денежных средств ОАО "Кургандормаш"

По данным Рисунка 1 и Отчёта о движении денежных средств видно, что отток денежных средств в 2007-2009 гг. в большей степени обусловлен текущими хозяйственными операциями по оплате товаров, работ, услуг и выданных авансов, т.е. осуществлением текущей деятельности организации. В 2008 году увеличилась сумма денежных средств на оплату товаров на 11145 тыс. руб. В 2009 году уменьшилась сумма денежных средств на оплату товаров на 69699 тыс. руб.; на оплату труда в 2008 году на 19901 тыс. рублей по сравнению с 2007 годом. На 2009 год денежные средства, направленные на оплату труда снижаются на 18577 тыс. руб. Значительная сумма оттока денежных средств ОАО "Кургандормаш" - погашение кредитов и займов. В 2007 г сумма денежных средств, направленных на погашение кредитов и займов составляла 6867 тыс. рублей, в 2008 году 7317,на 2009 год предприятие погасило все свои задолженности по кредитам. Что касается инвестиционной деятельности то можно заметить, что на 2009 год приобретало меньше объектов основных средств в отличие от 2007 года на 1091 тыс. руб., но в 2009 году предприятие. Так же при сравнении предоставления займов другим организациям в 2009 году предприятие стало предоставлять их меньше в отличие от 2008 года

В нормальной ситуации текущая деятельность предприятия должна обеспечивать приток денежных средств, либо полностью покрывающий отток средств от инвестиционной деятельности, либо покрывающий большую часть оттока средств от инвестиционной деятельности с привлечением притока средств от финансовой деятельности для покрытия меньшей части "инвестиционного оттока".

В долгосрочной перспективе прямой метод расчета величины денежных потоков дает возможность оценить уровень ликвидности активов.

После проведения структурного анализа необходимо установить взаимосвязь полученной предприятием чистой прибыли и изменением остатка денежных средств. Вопрос о такой взаимосвязи возникает в связи с тем, что необходимо выявить факторы, которые обуславливают отличие прибыли от суммы притока денежных средств за период. Ответ на данный вопрос можно получить с помощью использования модели бухгалтерского баланса. Косвенный метод предпочтителен с аналитической точки зрения, так как позволяет определить взаимосвязь полученной прибыли с изменением величины денежных средств. Расчет денежных потоков данным методом ведется от показателя чистой прибыли с необходимыми его корректировками в статьях, не отражающих движение реальных денег по соответствующим счетам.

В системе экономического регулирования деятельности компании одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля за расходованием средств. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в прогнозируемом периоде. Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются увеличение размеров организации и усложнение форм ее деятельности; высокая нестабильность внешних условий и факторов. Возможности планирования ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются: неопределенность внешней (рыночной) среды; возможность слияния или поглощения другой организацией; возможность монопольного установления цены реализации продукции. В сущности, планирование является одним из основных элементов управления как непосредственно производством, так и общеэкономической деятельностью предприятия.

Политика ценообразования ОАО "Кургандормаш": передовые технологии и методы управления предприятием, инновационный подход к организации производственного процесса, использование энергосберегающих технологий, эффективная организация логистических схем в снабжении сырьем и комплектующими позволяет максимально сократить издержки производства и, как следствие, минимизировать цены на продукцию.

Предприятие занижает цены - использует так называемые цены проникновения - специально занижаемые цены, способствующие расширению сбыта и захвату большой доли рынка.

Постановка цели максимизации прибыли означает, что предприятие стремится максимизировать текущую прибыль. Оно производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное возмещение затрат. Чем менее эластично реагирует спрос, тем более высокую цену может установить продавец товара. И наоборот, чем эластичнее реагирует спрос, тем больше оснований использовать политику снижения цен на производимую продукцию, так как это приводит к увеличению объемов сбыта, а следовательно, и доходов предприятия.

Цены, рассчитанные с учетом эластичности спроса по цене, можно рассматривать как верхнюю границу цены. Уровень устанавливаемой цены сопоставим с ценами и качеством аналогичных или подобных товаров.

Цены могут быть выше, чем у конкурентов, если производимый товар превосходит их по качественным характеристикам, и наоборот, если потребительские свойства товара уступают соответствующим характеристикам товаров конкурентов, то цены должны быть ниже.

Если предлагаемый предприятием товар аналогичен товарам основных конкурентов, то его цена будет близка к ценам товаров конкурентов.

Кроме долгосрочных предприятие может ставить и краткосрочные цели ценовой политики.

Обычно к ним относятся следующие:

- стабилизация рыночной ситуации;

- снижение влияния изменения цен на спрос;

- сохранение существующего лидерства в ценах;

- ограничение потенциальной конкуренции;

- повышение имиджа предприятия или продукта;

- стимулирование сбыта тех товаров, которые занимают слабые позиции на рынке, и т.д.