Разработка и принятие стратегических решений на примере ОАО "Самарский хлебозавод № 9"
3.1 Определение миссии и целей предприятия
После проведенного анализа внутренней и внешней среды функционирования предприятия ОАО "Самарский хлебозавод №9", необходимо определить миссию и цели данного предприятия. Данный этап анализа состоит из определения миссии фирмы, отражающей глобальную цель деятельности предприятия и определение на ее основе долгосрочных и краткосрочных целей.
Формирование миссии включает в себя: определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды, а также выявление культуры фирмы. Разработка миссии основана на изучения принципов деятельности предприятия [14].
Принципы деятельности ОАО "Самарский хлебозавод №9" следующие:
- обеспечение выпуска качественной продукции, пользующейся доверием у покупателей.
- обеспечение устойчивости и рентабельности деятельности предприятия;
- социальная защита работников предприятия;
- соблюдение законодательства Российской Федерации и города Самара;
- обеспечение экологически безопасного производства.
Исходя из выше приведенного анализа МП “Вельский хлебозавод”, миссия предприятия представляется следующей: производство высококачественных хлебобулочных и кондитерских изделий с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей и получения максимальной прибыли инвесторами и акционерами.
На основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство, формируются и устанавливаются долгосрочные и краткосрочные цели предприятия. Чтобы внести реальный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.
Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.
Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки - долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный от пяти до десяти и более лет. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года.
Цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности организации. Чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими, то есть, действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
Можно сформулировать следующие долгосрочные цели ОАО "Самарский хлебозавод №9".
- сохранить лидирующие позиции на рынке продуктов хлебопечения (около 30 процентов);
- ввести в организационную структуру управления предприятием отдел стратегического развития (аналитики по стратегическому управлению организацией);
- повысить уровень фондовооруженности труда (на 10%) и сократить прямые затраты рабочего времени (на 5%);
- создать маркетинговый отдел.
- укрепить позиции предприятия на рынке Самарской области.
На основе долгосрочных, определим краткосрочные цели ОАО "Самарский хлебозавод №9" по функциональным подразделениям.
Для планово-экономического отдела:
- разработать план производства и реализации на будущий год.
- составить бизнес-план по строительству торговых точек в Самарской области.
Для коммерческого отдела:
- подготовить информацию о структуре реализации по географическому принципу;
- сделать анализ населенных пунктов области и районов города, где в первую очередь необходимо строить точки сбыта, либо наладить сотрудничество с существующими ритейлерами;
- подготовить информацию для передачи образованному маркетинговому отделу по поставщикам, клиентуре, проводившимся исследованиям.
Для отдела труда и заработной платы:
- провести мониторинг рабочей силы с точки зрения замещения вакантных должностей в образующихся отделах;
- составить положение об отделе стратегического развития;
- определить вопросы подчинения и сотрудничества в новой изменившейся организационной структуре;
- определить количество персонала и размер оплаты труда в открываемых точках сбыта.
Для производственного отдела:
- составить программу развития предприятия на ближайшие 5 лет;
- составить программу модернизации оборудования.
Для бухгалтерии:
- рассмотреть поступившие из подразделений финансовые сметы расходов и доходов по предложенным мероприятиям и вынести решения о возможности или невозможности реализации мероприятий в заданном объеме и динамике; если нет, то указать на "белые пятна", доходы по которым несоизмеримы с расходами на их реализацию даже в долгосрочной перспективе;