Разработка и формирование административной (классической) школы менеджмента и ее развитие.
1.3. Развитие идей школы классического менеджмента в современное время
Английский исследователь Л. Урвик, как и Файоль, уделял большое внимание разработке основных функций администрирования, к которым он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, коор-динацию, отчетность и составление бюджета.
Урвик разработал принципы построения формальной орга-низации, которые актуальны и в наши дни:
· Соответствие людей структуре, т. е. вначале следует
разработать структуру, а затем приступать к подбору кадров.
· Создание специального и «генерального» штабов. Ос-новной функцией специального штаба должна быть разработка рекомендаций для руководителя. Задачей «генерального» штаба является подготовка и передача приказов ру-ководителя, контроль и координация текущей работы.
· Сопоставимость прав и ответственности, т. е. любой линейный руководитель должен иметь власть, соответствующую и равную ответственности [2. С. 22].
Диапазон контроля (число лиц, непосредственно под-чиненных руководителю). Диапазон контроля находится в сильной зависимости от личных качеств и способностей руководителя,
поэтому он не может быть жестко регламентиро-ван. Рекомендованная Урвиком норма управляемости состав-ляет 5 - 6 человек.
· Специализация. Урвик выделял три типа специализации работников управленческого труда: по цели, характеру
выполняемых операций, типу потребителя или географическому признаку.
· Определенность. Для обеспечения определенности в деятельности организации необходимо, чтобы по каждой дол-жности были в письменном виде определены права, обязан-ности и ответственность (прототип современных должност-ных инструкций) [2. С. 23].
Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система прин-ципов никогда не может быть завершена, напротив, она все-гда остается открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении [2. С. 19].
Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.