Разработка методики обучения идеологических работников с помощью деловых игр в ситуационных центрах

дипломная работа

2.1 Анализ опыта и нормативной базы планирования идеологической работы в государственных органах и организациях

В процессе исследования был проведен анализ механизмов ведения идеологической работы, существующих тенденций и приоритетов. Для этого был использован опыт 39 исполкомов Республики Беларусь. На рисунке 2.1 видно, что все они равномерно распределены по территории республики. С учетом этого выборка материалов является представительной. Также были исследованы 82 законодательных акта Республики Беларусь, 15 Положений, определяющих критерии проведения конкурсов на лучшую постановку идеологической работы, должностные инструкции работников идеологической вертикали различного уровня (подробнее в главе 1), 12 правовых актов зарубежных стран.

Рисунок 2.1 - Исполкомы, опыт которых был изучен

Источник: разработка автора

В результате исследования было выявлено, что существующая структура идеологической работы носит функциональный, а не процессный характер (обоснованность применения процессного подхода описана в п.2.2). Нормативно определены четыре направления: воспитательная и информационно-пропагандистская работы, социально-правовая и социокультурная деятельность.

Каждое из направлений имеет в составе отдельные элементы идеологической работы.

Такой подход имеет серьезный недостаток: он не выделяет отдельно идеологическую работу.

Другая особенность существующей организации идеологической работы связана с различиями в толковании содержания идеологической работы. Даже направления деятельности, подходы к ведению идеологической работы в различных структурах существенно отличаются.

Что касается планирования идеологической работы, то существующая структура планирования выглядит следующим образом (таблица 2.1):

Таблица 2.1 - Существующая структура планов идеологической работы

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные за исполнение

1

Воспитательная работа

2

Информационно-пропагандистская деятельность

3

Социально-правовая деятельность

4

Социокультурная деятельность

5

Контроль за выполнением программы

Источник: разработка автора

В таком варианте имеется много недостатков:

- идеологическая работа не служит тем стержнем, который координирует, объединяет все усилия, придает целостность работе государственных органов с людьми;

- цели, задачи и критерии эффективности ведения идеологической работы размыты, а комплексного управления приоритетами не ведется;

- механизмы решения задач - организационные структуры и проводимые мероприятия - не систематизированы, не структурированы как по группам населения, так и по уровням управления.

Все это существенно затрудняет работу, исключает согласованное взаимодействие по целям и задачам, времени, пространству, состояниям и ресурсам всех заинтересованных.

Поэтому была предложена новая методика прогнозирования и планирования идеологической работы, которая состоит из следующих этапов:

1. Уяснение целей и задач идеологический работы на планируемый период.

2. Предварительная оценка ситуации в организации.

2.1. Оценка состояния организации в идеологическом пространстве.

2.2. Оценка рассогласований между целями и результатами.

2.3. Прогнозирование вероятных образов социально-политической ситуации.

2.4 Оценка соответствия существующих приоритетов складывающейся ситуации.

2.5. Назначение приоритетов каждой цели и задачи.

2.6. Оценка доступных ресурсов (временных, финансовых, административных, материальных, кадровых).

3. Планирование комплекса мероприятий идеологической работы.

3.1. Учет всей совокупности целей и задач.

3.2. Назначение приоритетов и показателей эффективности.

3.3.Выбор механизмов решения задач.

3.3.1. Организационных структур (в том числе из банка данных).

3.3.2. Методов решения задач (в том числе из банка данных).

4. Организация работы по реализации планов.

5. Корректировка планов с учетом меняющейся ситуации.

6. Подведение итогов идеологической работы.

В таком варианте появляются принципиальные отличия от существующей методики планирования и прогнозирования идеологической работы. Во-первых, работа начинает носить системный характер, в плане присутствуют мероприятия по всем целям идеологической работы. Это позволит осуществлять согласованное взаимодействие по целям задачам, времени, пространству, состояниям, ресурсам.

Во-вторых, создаются условия для планирования и оценки эффективности решения задач, а значит управления качеством работы.

В-третьих, появляется реальная возможность управлять приоритетами целей и задач с учетом ситуации.

В-четвертых, возможен выбор каждой организацией пригодных для нее механизмов решения задач из имеющегося банка данных.

Таким образом, структура плана идеологической работы будет выглядеть следующим образом (таблица 2.2):

Делись добром ;)