Разработка предложений по формированию оптимальной стратегии ООО "Система Плюс"
1.2 Основные типы стратегий
Залогом успешности предприятия в современных условиях является разработка стратегии развития, под которой понимается модель распределения ресурсов, позволяющая организации добиться эффективности хозяйственной деятельности, реагируя на воздействия внешней среды, опираясь на свои сильные позиции и укрепляя свои слабые стороны.
Самые распространенные стратегии, проверенные на практике и широко описанные в литературе, называются эталонными Фатхутдинов Р.А.Стратегический менеджмент: Учебник для вузов/Р.А.Фатхутдинов; М.:Дело,2009, стр.117. Они предполагают разные пути развития организации в зависимости от состояния отрасли, продукта, технологии, рынка, положение фирмы внутри отрасли.
1. Стратегии концентрированного роста (изменение продукта, рынка):
-стратегия усиления позиции на рынке (со своим продуктом на данном рынке)
- стратегия развития рынка (вывод на новые рынки своих товаров);
- стратегия развития продукции (новый продукт на освоенном рынке).
2. Стратегии интегрированного роста (расширение предприятия):
- стратегия горизонтальной интеграции (усиление влияния в своей отрасли);
- стратегия обратной вертикальной интеграции (контроль над снабжением);
- стратегия вперед идущей вертикальной интеграции (контроль над сбытом);
3. Стратегии диверсифицированного роста (предприятие дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в данной отрасли):
-стратегия центрированной диверсификации - поиск возможностей в своём бизнесе для новой продукции, наряду с существующим производством;
-стратегия горизонтальной диверсификации - поиск возможностей на данном рынке за счет новых товаров с новой технологией, по своим качествам сопутствующих производимому продукту;
- стратегия конгломеративной диверсификации (производство новой продукции, технологически не связанной с уже производимой, и реализация на новых рынках) является одной из самых сложных стратегий.
4. Стратегии сокращения реализуются, если фирме нужна перегруппировка сил (после длительного роста, для повышения эффективности, при кардинальных изменениях в экономике):
- стратегия ликвидации - при невозможности дальнейшего бизнеса;
- стратегия «сбора урожая» - отказ от длительного бизнеса, получение максимальных доходов в короткие сроки (при бесперспективном бизнесе);
- стратегия сокращения - закрытие, продажа подразделений для изменения границ ведения бизнеса, для развития более перспективных бизнесов;
- стратегия сокращения расходов - проведение мероприятий по уменьшению затрат, для повышения производительности.
В реальности организации могут осуществлять несколько стратегий одновременно, либо реализовывать последовательность стратегий.