logo
Разработка проекта фитнес-центра

1.4 Конкурентный анализ

Сегодня на рынке действуют около десяти крупных клубов и центров (1,5 - 3 тыс. кв. м и более), несколько десятков средних (от 500 до 1500 кв. м) и небольших (менее 500 кв. м) клубов. Всего количество фитнес клубов, включая небольшие студии и клубы, входящие в инфраструктуру отелей, превысило сотню. В настоящее время на рынке Санкт-Петербурга отдельных клубов больше, чем сетевых. Так, например, в некоторых районах Санкт-Петербурга нет ни одного сетевого фитнес-клуба или фитнес-центра, тогда как обычных спортивных площадок («качалок», площадок в спортивных школах, физкультурно-оздоровительных комплексов и т.д.) достаточно много. Несмотря на тенденцию фитнес-операторов завоевывать не только центр, но и спальные районы Санкт-Петербурга, пока лишь в некоторых из них можно найти клубы крупнейших фитнес-сетей. 

Таблица 1.2

 Сетевые фитнес-клубы

1

Алекс Фитнес

В Санкт-Петербурге 13 клубов, в России 58 клубов

http://alexfitness.ru/

2

Фитнес Хаус

В Санкт-Петербурге 36 клубов

http://www.fitnesshouse.ru/

3

World Class

В Санкт-Петербурге 5 клубов, в России 50 клубов

http://www.worldclass.ru/

4

OLYMP

В Санкт-Петербурге 4 клубов, в России 7 клубов

http://olympclubs.ru/

5

Fitness Family

В Санкт-Петербурге 4 клубов

http://fitness-family.ru/

6

SPORTLIFE

В Санкт-Петербурге 15 клубов

http://www.sportlifeclub.ru/

Одиночные фитнес-клубы

1

Лидер Спорт

пр. Энгельса 154

http://www.lider-sport.ru/

2

Спорткомплекс им. Алексеева В.И.

пр. Раевского д. 16

http://www.alexclub.ru/

3

Семейный фитнес клуб «Академия»

Пр. Науки, д. 10

http://www.fitness-academia.ru/

4

Fresh Fitness

Выборгское шоссе, д. 6

http://www.fresh-fit.ru/

Муринский парк, Напротив дома 65 по Северному пр.

http://www.novaarena.ru/

Самыми крупными по количеств у посетителей (до 5 тыс. человек в месяц) являются сетевые клубы Фитнес Хаус, Алекс Фитнес и SPORTLIFE. Также большая доля посетителей приходится на сетевые клубы World Class, OLYMP и Fitness Family. В Алекс Фитнес есть 3 клуба с бассейном, в Фитнес Хаус количество клубов премиум-класса достигает 4, клубов с бассейном - 21, без бассейна - 11. «Лидер Спорт» - один из крупнейших фитнес клубов Европы площадью 6 000 м2, является одним из самых лучших фитнес-клубов Санкт-Петербурга. Многофункциональный спортивный комплекс им. Алексеева В.И. является очень функциональным центром, в котором помимо тренажёрного зала есть огромная база для подготовки спортсменов по лёгкой атлетике, единоборствам и игровым видам спорта. На севере города недавно появился спортивный центр Nova Arena, он включает в себя три этажа для тренировок, панорамный бассейн со спа-зонами и футбольные поля.

При анализе деятельности конкурентов должны быть учтены все факторы, влияющие на спрос населения, а не только цена и качество связи.

Дадим следующую количественную оценку каждому фактору конкурентоспособности для всех конкурентов:

хорошая характеристика - 1 балл,

удовлетворительная характеристика - 0,5 балла,

неудовлетворительная характеристика - 0 баллов.

Рассмотрим конкурентоспособность создаваемого предприятия с сетевыми клубами и с единичными клубами. Для начала произведем оценку факторов на основе информации, представленной в таблице 1.3

Таблица 1.3

Факторы конкурентоспособности

Фактор

Объект оценки

ООО «Фитнес Хаус»

World Class

ФизКульт

Планета Фитнес

Качество услуг

Среднее

Хорошее

Хорошее

Средний

Уровень обслуживания клиентов

Хорошее

Хорошее

Отличное

Средний

Уровень цены

Выше средней

Вышесредней

Выше средней

Средняя цена

Выбор услуг

Широкий

Широкий

Широкий

Ограниченный

Режим работы

9.00-21.00, без перерыва

9.00-20.00, без перерыва

9.00-20.00, без перерыва

9.00-20.00, без перерыва

Репутация фирмы и услуг

Средняя репутация, бывают жалобы

Надежная репутация

Надежная репутация

Сомнительная репутация

Судя по полученным данным, в настоящее время фитнес-клуба имеет надежную репутацию, наибольшую конкурентоспособность, стабильное положение на рынке услуг. Но все это временно, поэтому компании фитнес-клуба следует заранее побеспокоиться о том, как сохранить свое лидирующее положение на этом рынке (таблица 1.4).

Таблица 1.4

Оценка конкурентов по факторам, балл

Фактор

Объект оценки

ООО «Фитнес Хаус»

World Class

ФизКульт

Планета Фитнес

Качество услуг

0,5

0,9

0,4

1

Уровень обслуживания клиентов

0,4

0,5

0,5

0,5

Уровень цены

0,7

0,5

0,5

0

Выбор услуг

0,5

0,9

0,4

0

Режим работы

0,8

1

1

1

Репутация фирмы и услуг

0,6

1

1

0

Итого

5

4,5

4,5

2

Здесь следует делать упор на сбор информации о конкурентах. Он проводится с единственной целью: сделать фирму более конкурентоспособной. Дела фирмы пойдут успешнее, если занять активную позицию, заранее определив отличительные особенности фирмы и, сумев объяснить ее потребителям. А для этого необходимо иметь хорошую маркетинговую службу.

Рис. 1.6. Уровень конкурентоспособности на рынке фитнес-услуг

Схематически позиционирование можно определить как концепцию, учитывающую группы факторов:

ожидания потребителей;

имидж конкурентов.

Для того чтобы фитнес-клуб и дальше занимала лидирующее положение на рынке услуг, нужно чтобы ее тарифы, услуги дополнительного стимулирования существенно отличались от конкурентов, тут важна каждая мелочь, штрих. Ответственность, внимание, грамотные ответы на любые вопросы, вот какой должна быть позиция фитнес-клуба и которая позволит составить достойную конкуренцию другим клубам.

Таблица 1.5

Оценка конкурентной позиции Русский стиль

Направления оценки

Вес (1-10)

Оценки (0-5)

Нова арена

Фитнес Алексеева

Спорт Групп

Русский стиль

Оценка

Итого

Оценка

Итого

Оценка

Итого

Оценка

Итого

Цена

8

5

40

3

24

4

32

4

32

Качество продаваемых товаров и услуг

9

4

36

5

45

4

36

5

45

Количество фитнес-программ

5

4

20

5

25

3

15

4

20

Количество дополнительных услуг

8

4

32

5

40

4

32

4

32

Месторасположение и охват рынка

7

4

28

5

35

3

21

3

21

Имидж, созданный рекламой

5

3

15

5

25

2

10

4

20

Режим работы

4

4

16

4

16

4

16

4

16

Наличие доп. услуг

3

5

15

5

15

4

12

3

9

Средняя цена за клубную карту

9

5

45

4

36

4

36

5

45

Численность (инструкторов)

6

4

24

5

30

4

24

3

18

Доставка товаров заказчику, продажа продукции под заказ

4

3

12

4

16

3

12

2

8

Уровень сервиса, гарантии

6

5

30

5

30

5

30

4

24

Сила связи с поставщиками продукции

9

5

45

5

45

4

36

5

45

Наличие постоянных клиентов

6

5

30

5

30

3

18

5

30

Опыт, квалификация

7

4

28

4

28

3

21

4

28

Культура обслуживания клиентов

6

5

30

5

30

4

24

3

18

Текучесть кадров

2

5

10

4

8

3

6

4

8

Способность привлечения кредитов

3

3

9

4

12

2

6

3

9

Денежные потоки

4

4

16

4

16

3

12

4

16

Единство целей и ясность миссии

4

4

16

5

20

2

8

4

16

Способность к изменениям во всех подразделениях

5

5

25

4

20

4

20

3

15

Лидерские качества руководства, способность мотивировать

4

4

16

4

16

4

16

3

12

Способность к гибкому и быстрому реагированию на изменение ситуации на рынке

6

5

30

4

24

3

18

4

24

ИТОГО

584

606

473

527

Рассмотрим в таблице 1.6 влияние факторов непосредственного окружения на ФизКульт.

Таблица 1.6

Анализ факторов микросреды Русский стиль

Группа факторов

Фактор

Проявление

Влияние на компанию

Возможная реакция

1. Потребители

Снижение платежеспособного спроса

Снижение спроса

Падение продаж и прибыли

1.Снижение затрат

2. Более активное продвижение товаров и услуг

2. Поставщики

Поставщики и субподрядчики

Увеличение стоимости товаров и услуг

Рост затрат и как следствие удорожание товаров и услуг

Поиск новых поставщиков или пересмотр условий договора при возможности

3. Конкуренты

Средний уровень конкуренции

Уровень конкуренции растет

Уменьшение доли рынка

1. Отслеживание деятельности конкурентов

4. Посредники

Сотрудничество с посредниками

Увеличение спроса

Увеличение продаж

Заключение долгосрочных соглашений

5. Контактные аудитории

Сотрудничество с общественными организациями

Рост спроса на товары и услуги

Рост продаж

Привлечение дополнительных контактных аудиторий

Как видно из анализа микросреды ФизКульт основными угрозами являются:

снижение платежеспособного спроса на товары и услуги ФизКульт;

рост уровня конкуренции.

Менеджмент. Методы управления в ФизКульт: приказы, инструкции; финансовый контроль; краткосрочное планирование; составление бюджетов текущих расходов и капитальных вложений; выбор стратегических позиций.

Функции управления ФизКульт: координация деятельности сотрудников; организация работы; учет и систематизация получаемых и выполняемых заказов; расчет (совместно с бухгалтером) финансовых показателей предприятия; контроль за формированием рабочего графика; контроль за выполнением работ; обеспечение сотрудников необходимыми материальными ресурсами.

Следует отметить, что фитнес - индустрия становится все более привлекательной сферой для представителей бизнеса, ежегодно в г. СПб появляются новые фитнес - центры.

Обобщая можно отметить, что фитнес-клуб использовало различные источники, факторы, формы и методы организации своей деятельности для улучшения финансовых результатов.

Глава 2. Проект нового фитнес клуба «Русский стиль»