logo
Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО "Юргинский машзавод"

1.2 Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия

Факторы конкурентоспособности - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения. К факторам конкурентоспособности относят: - финансовое положение предприятия; - состояние базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них; - наличие передовой технологии; - обеспеченность высококвалифицированными кадрами; - способность к продуктовому и ценовому маневрированию; - наличие сбытовой сети; - состояние технического обслуживания; - возможность кредитования; - действенность рекламы и средств стимулирования сбыта; - платежеспособность основных покупателей. Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов:

1. ресурсного - затраты ресурсов на единицу готовой продукции;

2. ценового - уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию;

3. «фактора среды» - в данный фактор входят: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента. [13]

Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.

Внутренние факторы - объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности (научно-технический потенциал, финансово-экономический потенциал, кадровый потенциал, эффективность рекламы, условия хранения, транспортировки, упаковки продукции, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т. д.)

Внешние факторы - социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. Под внешними факторами следует понимать

1. меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную политику); административного характера (совершенствование и реализацию законодательных актов, демонополизацию экономики, государственную систему стандартизации и сертификации);

2. основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);

3. деятельность общественных и негосударственных институтов;

4. деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

Сектором экономики, который наиболее подвержен перечисленным факторам конкурентоспособности, является машиностроение и его разновидности: сельское машиностроение, тяжелое машиностроение и горное машиностроение, которому посвящена тема настоящего диплома.

Машиностроение является третьей отраслью в экономике Кузбасса. Доля отрасли в общем объеме промышленного производства Кемеровской области за 2011 год составила 4%. В отрасли занято 9,5% (34,7 тысяч человек на 01.01.2011г.) от общей численности работающих в промышленности области. Налоги, перечисленные в региональный бюджет за 2013 год, составили 1,7 млрд. рублей. По количеству патентов и изобретений (14 единиц на каждую тысячу работающих) отрасль машиностроения составляет основной технический и научный потенциал Кемеровской области. Объем инвестиций в основной капитал за 2013г. составил 921,4 млн.рублей.

Таким образом, машиностроение Кемеровской области обладает следующими ключевыми факторами конкурентоспособности:

§ уровень технологических инноваций, темпы их обновления;

§ высокая квалификация персонала;

§ доступ к ресурсам, близость к поставщикам сырья и комплектующих;

§ более низкие издержки производства (цены на готовую продукцию) при удовлетворительном уровне качества по сравнению с конкурентами (соответственно меньшие затраты для потребителя; например, затраты на 1 тонну добываемого угля - для шахтных комбайнов);

§ географическая близость потенциальных потребителей - отрасль обеспечивает своей продукцией предприятия региона;

§ конкурентоспособные цены для потребителя за счет экономии на транспортных расходах, благодаря расположению в одном регионе с производителем продукции.

Около 90% продукции регионального машиностроения реализуется в пределах области. Машиностроение по отношению к другим отраслям Кузбасса выступает в качестве «технологического локомотива», обеспечивающего современную техническую базу предприятий области. Данный статут подразумевает опережающее инновационное развитие машиностроения по отношению к отраслям - потребителям ее продукции.

На данный момент ряд объективных ограничений делают инновационное развитие отрасли затруднительным:

§ критический моральный и физический износ оборудования и (износ фонда составляет 60-65 процентов);

§ наличие избыточных производственных мощностей с морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных помещений и, соответственно, высокие издержки (используются в среднем 50-60 процентов);

§ дефицит высококвалифицированных кадров вследствие низкой заработной платы, падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей, «предельного старения» основного «костяка» специалистов данной отрасли;

§ дефицит оборотных средств в силу низкой рентабельности производства, низкой кредитной и инвестиционной привлекательности предприятий;

§ отсутствие эффективной маркетинговой (сбытовой) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции;

§ отсутствие системы сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции;

§ неравные условия конкуренции на рынке с зарубежными производителями аналогичной продукции машиностроительных предприятий;

§ узкая номенклатура выпускаемой машиностроительными предприятиями продукции, не способная обеспечить внутриобластные потребности горнодобывающего комплекса, жилищно-коммунального, дорожного, лесного и сельского хозяйства.