Разработка рекомендаций по совершенствованию системы оценки и аттестации руководящих кадров организации "Школа "Бакалавр"

дипломная работа

2.2 Анализ системы управления персоналом

Как уже отмечалось выше, одним из главных факторов, которые влияют на качество показателей работы любой организации, в том числе и школы, является система управления персоналом. Именно поэтому проведение анализа системы управления персоналом школы поможет нам выявить основные причины низкого качества работы УЛ и разработать первоочередные меры по улучшению ситуации в целом.

Задачами, которые ставятся при анализе структуры персонала школы являются:

1. Анализ демографической и половой структуры персонала.

2. Анализ структуры персонала по предмету преподавания (русский, литература, математика, физика, трудовое воспитание и т.д.).

3. Анализ качественных характеристик персонала, их оценка.

Возрастная структура представлена в таблице 2.1. Таким образом, большинство персонала школы (28 %) входит в возрастную категорию от 40 до 44 лет. Определим средний возраст персонала школы, для этого найдём среднюю арифметическую путём сложения возрастов персонала и деления на количество работников (расчёты упускаются).

Таблица 2.1. Структура персонала школы по возрасту

Возрастной интервал (лет)

от 25 до 29

от 30 до 34

от 35 до 39

от 40 до 44

от 45 до 49

от 50 и выше

Количество работников, входящих в интервал

5

2

5

7

2

4

Структура %

20

8

20

28

8

16

Рисунок 2.1. Диаграмма возрастной структуры персонала школы

Средний возраст персонала школы равен 39,3 лет. Это достаточно высокий уровень. Старение педагогического персонала вызывает определённую тревогу. Выход из этой ситуации практически не виден. Таким образом, в 2010-2011 учебном году на начало года не было учителей английского языка, истории, физики, информатики и музыки.

Проблема обеспечения учебного процесса кадрами является одной из главных проблем школы. Получив распределение после окончания вуза, молодые специалисты, проработав два-три года, уезжают в город, где устраиваются, порой не по специальности. Получается, что весь учебный процесс в школе держится на "старых" кадрах, которые "приросли" к селу, имеют хорошее домашнее хозяйство и определённый достаток от этого хозяйства.

Интересным также представляется анализ половой структуры персонала школы (таб. 2.2.).

Таблица 2.2. Половая структура персонала школы

Пол

М

Ж

Количество персонала

5

20

%

20

80

Как видно из таблицы, в школе преобладает женская часть коллектива. Конечно, процесс воспитания традиционно относится к ведению женщин. В первобытные времена, когда мужчина уходил на охоту, - женщина оставалась "по хозяйству" и следила за детьми, участвуя тем самым в их воспитании. Но, тем не менее, отсутствие в школе мужского начала делает процесс обучения неполноценным, это всё равно, что воспитывать ребёнка в семье без отца. Правильная пропорция соотношения мужчин и женщин в школе составляет 30-40 % мужчин. В нашем примере этот процент меньше.

Далее проведём анализ структуры персонала школы по предмету преподавания. Для этого определим имеющуюся структуру и сопоставим её с необходимым количеством часов (с учётом вакансий). Анализироваться будут учебные часы.

Для анализа разобьем условно весь персонал на основные категории в зависимости от предмета преподавания.

На первом месте в школе по преподаванию находятся предметы начальной школы, на втором - русский язык и литература, на третьем месте - трудовое обучение, на четвёртом - математика, на пятом - физкультура, на шестом - история, на седьмом - английский, на восьмом - химия и биология, на девятом - немецкий и т.д. Совсем низкие позиции в системе преподавания занимает рисование, география и физика. В школе отсутствуют преподаватели (которые предусмотрены в штатном расписании) информатики и музыки.

Преобладание количества часов преподавания в начальных классах связано с тем, что в эти часы входят все основные предметы (чтение, математика, физкультура и т.д.), преподаваемые в начальной школе. Даже если предположить, что на каждый предмет уходит одинаковое количество часов в начальной школе, то структура изменится, и на первые места выйдут такие предметы, как литература и русский язык, трудовое обучение, математика и физкультура соответственно.

В процессе обучения недостаточное внимание уделяется эстетическому воспитанию (музыка, ИЗО). Кроме этого, учитывая процессы развития коммуникаций и расширения использования компьютерных технологий, отсутствие преподавания информатики является одним из главных недостатков в работе школы. Выпускникам школы будет трудно адаптироваться в современных условиях.

Таким образом, при анализе структуры персонала по предмету преподавания установлено, что в школе необходимые по учебному плану часы перекрываются на 95 %, что свидетельствует о некомплекте преподавательского состава. Кроме этого, преобладающими предметами являются русский язык и литература, трудовое обучение, математика и физическая культура, то есть, школа не имеет определённой специализации. Отсутствие преподавания некоторых предметов, предусмотренных программой средней общеобразовательной школы, делает процесс обучения неполноценным.

Для более глубокого анализа структуры персонала проведём анализ качественных характеристик персонала школы. В качестве оценочных показателей будем использовать такие показатели, как стаж педагогической работы и уровень образования.

Структура персонала школы по уровню образования наглядно представлена в таблице 2.3.

Рисунок 2.2. Структура преподаваемых часов по предметам

Таблица 2.3. Структура персонала школы по уровню образования

Уровень образования

Высшее

Средне специальное

Среднее

Количество учителей

11

12

2

Структура %

44

48

8

Таким образом, уровень образования персонала школы является невысоким. Если брать основные предметы (математика, русский язык и литература, физика, география, химия), то здесь показатель хороший (везде - 3, кроме русского языка и литературы - 2,7). Снижение среднего уровня образования персонала происходит из-за низкого уровня образования преподавателей дополнительного образования, истории, рисования и физической культуры. Это позволяет сделать вывод о том, что структура персонала по уровню образования особой тревоги не должна вызывать.

Структура персонала школы по стажу педагогической работы представлена в таблице 2.4.

Таблица 2.4. Структура персонала школы по стажу педагогической работы

Стаж работы (лет)

менее 5

от 5 до 9

от 10 до 14

от 15 до 19

от 20 до 24

от 25 до 29

от 30 до 35

Количество учителей

4

5

3

4

3

4

2

Структура %

16

20

12

16

12

16

8

Посчитаем средний стаж учителей путём нахождения среднеарифметической (сложение стажа и деление его на количество учителей). Средний стаж равен 15,64 лет.

Если брать максимальный стаж в 35 лет, а минимальный в один год, то полученная величина среднего стажа свидетельствует о том, что она находится на уровне чуть ниже среднего (35/2 = 17,5 - средний уровень), то есть, это свидетельствует о благоприятной обстановке в вопросах преемственности кадров. Кроме этого, как видно из таблицы (таб. 2.4.), все категории стажа в школе представлены, практически, равномерно.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Структура педагогического персонала школы является приемлемой, и ей можно дать положительную оценку. Так, в школе практически равномерно представлены все возрастные категории персонала, что говорит о хорошей почве для преемственности, когда более опытные педагоги служат примером для молодых специалистов. Но, тем не менее, вызывает тревогу высокий уровень среднего возраста персонала. В будущем это может отрицательно сказаться на структуре персонала школы. Кроме этого, высокий уровень среднего возраста персонала может стать причиной отсутствия новаторских идей и препятствием на пути внедрения новых технологий в процесс обучения.

Следует также отметить, что большинство учителей не имеет высшего образования. Это отрицательно сказывается на конечном результате работы и качестве предоставляемых знаний и навыков. Также, отрицательным в работе школы является практическое отсутствие эстетического воспитания и полноценного преподавания информатики.

Кроме этого, школа имеет некомплект персонала, а именно:

1. Учитель информатики - 1 штатная единица;

2. Учитель музыки - 1 штатная единица;

3. Заместитель директора по внеурочной работе - 1 штатная единица;

4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе - 1 штатная единица;

5. Психолог - 1 штатная единица.

Некомплект также отрицательно сказывается на качестве работы школы.

Анализ системы мотивации на предприятии означает изучение и оценку существующих мотивационных стимулов и степени адекватной реакции на них со стороны персонала. Анализируя систему мотивации, которая существует в школе, мы будем исследовать механизмы стимулирования персонала и их эффективность.

Для начала рассмотрим экономические стимулы.

Оплата труда в школе организована по тарифной сетке. При оплате в основном учитывается разряд ЕТС (устанавливается в зависимости от стажа работы, уровня образования и от других факторов) и количество преподаваемых часов (нагрузка).

Делись добром ;)