Разработка системы менеджмента лизинговой компании

курсовая работа

2.3 Анализ среды организации. Swot - анализ

Целостность компании и её открытость как системы определяется следующими признаками: дифференциация внутренней и внешней среды, зависимость организации от внешней среды, взаимодействия внутренней и внешней среды, различную ступень взаимодействия характеристик внутренней и внешней среды и управления ими.

Внешняя среда - это источник, предоставляющий компании ресурсы, необходимые для поддержания её внутреннего потенциала на определённом уровне. Организация существует в состоянии непрерывного обмена с внешней средой, тем самым обеспечивая себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не бесконечны, на них претендуют и многие другие фирмы, осуществляющие свою деятельность в той же сфере. Поэтому всегда есть возможность, что внешняя среда не сможет предоставить необходимые ресурсы, что может ослабить потенциал компании и привести ко многим отрицательным последствиям. Задача менеджера заключается в таком выборе курса компании, обеспечении взаимодействия организации с внешней средой, и гарантии конкурентно способности её продукции на рынке, что позволяло бы фирме получать от внешней среды все необходимые для достижения целей и поддержания её потенциала на необходимом уровне ресурсы, что давало бы ей возможность выживания в долгосрочной перспективе.

Внешняя среда предоставляет возможности и угрозы для организации, исходящие от рынка.

Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. Возможностями с точки зрения проводимой работы являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.

Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие.

Первым шагом в этом направлении является оценка основных компонентов внешней среды. Все компоненты внешней среды подразделяются на следующие основные группы:

- экономические - характеризующие процесс формирования и распределения ресурсов. Включает в себя такие характеристики, как велечина валового национального продукта, темп инляции, процентная ставка, формы налогообложения, платёжный баланс, норма накопления и т.п.;

- политические (макроокружения) - свидетельствуют о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику;

- социальные (социально-демографические) - характеризуют влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографические структуры обществу, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т.п.;

- технико-технологические - отражают те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.[4].

Для подробного изучения групп компонентов внешней среды проведём PEST-анализ, на первом этапе которого определим конкретные факторы и степень их влияния (табл. 3.1)

Затем установим характер их влияния на предприятие (положительное или отрицательное) и срочность реагирования на них, что даст нам окончательное понимание силы влияния этих факторов на организацию (табл 3.2)

Таблица 3.1 - Факторы внешней среды.

Группа факторов

Конкретный фактор

Вес группы

Вес фактора внутри группы

Результирующий вес фактора

1. Политические

П1

Закрытие иностранных фирм по производству лизинговой продукции на территории Российской Федерации в связи с политической ситуацией

Гп = 4 балла

Гп1 = 4 балла

Rп1 = 16 баллов

1.

П2

Ограничение автобусного и троллейбусного парка города решением администрации

Гп2 = 4 балла

Rп2 = 16 баллов

2. Экономические

Э1

Достаточно свободный рынок данных услуг в Пензенской области

Гэ = 5 баллов

Гэ1 = 3 балла

Rэ1 = 15 баллов

1.

Э2

Рост ставок по кредиту

Гэ2 = 4 балла

Rэ2 = 20 баллов

1.

Э3

Достаточно высокие ставки налогов

Гэ3 = 3 балла

Rэ3 = 15 баллов

1.

Э4

Благоприятные условия для развития частного бизнеса в сфере, являющейся клиентской по отношению к создаваемому предприятию

Гэ4 = 4 балла

Rэ4 = 20 баллов

3. Социальные

С1

Обеспеченность кадрами за счёт выпускников вузов

Гс = 3 балла

Гс1 = 2 балла

Rс1 = 6 баллов

1.

С2

Популярность маршрутных перевозок как фактор, способствующий развитию услуг лизинга

Гс2 = 3 балла

Rс2 = 9 баллов

4. Технологические

Т1

Использование высококачественных автомобилей с целью предоставления их в лизинг

Гт = 1 балл

Гт1 = 3 балла

Rт1 = 3 балла

Таблица 3.2 - Результирующая оценка факторов

Фактор среды

Вес R (балл)

Срочность реагирования

Характер изменения

Результирующая оценка (балл)

П1

16 баллов

2

-

-32 балла

П2

16 баллов

3

+

+48 баллов

Э1

15 баллов

2

+

+30 баллов

Э2

20 баллов

3

-

-60 баллов

Э3

15 баллов

1

-

-15 баллов

Э4

20 баллов

2

+

+40 баллов

С1

6 баллов

1

+

+6 баллов

С2

9 баллов

1

+

+9 баллов

Т1

3 балла

1

+

+3 балла

Далее строим диаграмму, характеризующую окружающую среду предприятия "профиль среды" (рис. 2)

Рисунок 2 - Профиль среды

Вывод по анализу внешней среды:

Наиболее благоприятными для ООО "ПензаЛизинг" являются экономические и политические факторы. Со стороны экономических факторов, как и со стороны политических, обеспечивается подходящая ситуация для создания нового предприятия, т.к. обеспечивается спрос на лизинговые услуги вследствие решения главы администрации города и следующее за этим развитие сферы частных пассажирских перевозок.

В тоже время именно экономические и политические факторы представляют главную угрозу для предприятия в основном из-за нестабильной политической ситуации и следующими за ней санкциями, вследствие чего проводится политика государства по повышению ставок кредитования, что хоть и привлекает клиентов пользоваться услугами создаваемой компании, но несёт в себе так же и угрозу не справиться с финансовыми обязательствами.

Социальные и технологические факторы являются благоприятными и предоставляют более широкие возможности для деятельности предприятия.

Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Иными словами внутреннюю среду организации составляют сильные и слабые стороны.

Сильные стороны предприятия - то, в чем предприятие преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит в неблагоприятное положение. [16].

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят изготовление продукта; снабжение и ведение складного хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта; стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности. Это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.[7].

Анализ факторов внутренней среды ООО "ПензаЛизинг" представлен в таблице 4 и рисунке 3

Таблица 4 - Анализ факторов внутренней среды

Группа факторов

Конкретный фактор

Сила влияния факторы

Характер влияния фактора

Результирующий вес фактора

1.Кадровые

К1

Эффективная система мотивации персонала

16

+

+16

1.

К2

Активный и постоянный процесс тимбилдинга

12

+

+12

1.

К3

Принятие на работу специалистов без опыта, необходимость их обучения

8

-

-8

2.Организационные

О1

Подробная структура организации, регламентирующая деятельность каждого работника и отдела

16

+

+16

1.

О2

Чёткая иерархия подчинения

12

+

+12

1.

О3

Недостаточная гибкость структуры управления

24

-

-24

3.Маркетинговые

М1

Хорошая репутация у клиентов

20

+

+20

1.

М2

Удержание цены на уровне равном или ниже уровня конкурентов

40

+

+40

1.

М3

Высокий спрос на услуги

48

+

+48

1.

М4

Сложности с рекламой услуг такого типа

24

-

-24

1.

М5

Узкая специализация предприятия

16

-

-16

4.Производственные

П1

Высокий уровень логистики

4

+

+4

5.Финансовые

Ф1

Низкая возможность манёвра и общая финансовая нестабильность

60

-

-60

Далее построим диаграмму анализа внутренней среды предприятия

Рисунок 3 - Факторы внутренней среды

Проанализировав факторы внутренней среды ООО "ПензаЛизинг" можно заметить, что маркетинг является наиболее сильной стороной предприятия, что крайне важно, учитывая что речь идёт о вновь создаваемой организации, а наиболее слабой будет финансовая сфера, что неудивительно, учитывая что данное предприятие занимается деятельностью в сфере финансовых услуг. Кроме того будет необходимо проработать некоторые организационные, кадровые вопросы, но в общем можно наблюдать что сильные стороны предприятия преобладают над слабыми.

В конечном итоге можно заметить, что возможностью, имеющей наибольший вес, является административное решение об уменьшении автобусного парка города, способствующее развитию частных пассажирских перевозок. Угрозой, на которую стоит обратить внимание в первую очередь является рост ставок по кредиту, как реакция государства на санкции европейских стран. Самой сильной стороной организации можно назвать высокий спрос на услуги лизинга, а самой слабой низкую возможность финансового манёвра и общую финансовую нестабильность.

После определения влияния факторов внешней и внутренней среды можно составить матрицу SWOT-анализа, с помощью которой можно выбрать оптимальное стратегическое направление для предприятия. (табл. 5)

Таблица 5 - Матрица SWOT-анализа

Возможности

Административное решение об уменьшении автобусного парка города

Угрозы

Рост ставок по кредиту

Сильные стороны

Высокий спрос на услуги лизинга

Экстенсивный и быстрый рост предприятия, направленный на максимальное использование возможностей рынка

Высокая осторожность и внимание к финансовой политике государства

Слабые стороны

Низкая возможность финансового манёвра и общая финансовая нестабильность

Внимательность при подборе клиентов и поставщиков, аккуратность при принятии решений

Отказ от расширения клиентской базы, осуществление деловых отношений исключительно с проверенными партнёрами

Использование матрицы основано на комбинаторном анализе возможностей, угроз, сильных и слабых сторон предприятия, вследствие которого мы видим, что создаваемое предприятие имеет больше возможностей чем угроз, а среди внутренних факторов перевешивают сильные стороны, исходя из чего фирма оказывается в поле "СИВ", для которого рекомендовано реализовывать стратегию по мобилизации сильных сторон организации для использования предоставляющихся извне возможностей.

Делись добром ;)