Анализ стратегического управления ОАО "Газпром"

курсовая работа

2.3 Анализ факторов внутренней и внешней среды. SWOT-анализ

К факторам внутренней среды относят: цели, задачи, технологию, структуру и персонал. Обследование внутренней среды будет рассмотрено на следующих функциональных областях: персонал, организационная структура.

Персонал организации

Членами правления, высшего руководства, Газпрома являются ведущие специалисты в области нефте-газопереработки, а также люди с высшим экономическим образованием.

Большую долю персонала (более 60%) составляют рабочие, которым уделяется значительное внимание с целью создания максимально комфортных условий для труда, обеспечения их комплексом социальных гарантий, льгот и компенсаций.

В организации существует система непрерывного фирменного профессионального образования персонала ОАО «Газпром» и его дочерних обществ по добыче, переработке и транспортировке газа. В 2010 г. прошли обучение 35,6 тыс. руководителей и специалистов.

Для реализации Программы премирования руководящих работников ОАО «Газпром» акциями компании в 2007 г. была проведена подготовительная работа по приобретению ОАО «Газпром» собственных акций (получена директива Правительства Российской Федерации и принято решение Совета директоров по этому вопросу от 24.12.2007 г. № 1117).

Газпром в своей деятельности соблюдает все требования Конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией. Руководствуясь этими требованиями, Газпром соблюдает международные стандарты по вопросам свободы ассоциаций, заключения коллективных договоров, заработной платы, продолжительности рабочего дня и условий труда, вознаграждения трудящихся за труд, социального страхования, предоставления оплачиваемого отпуска, охраны труда, запрета детского и принудительного труда и др.

Особое внимание стоит уделить существующей на предприятии единой системе вознаграждения, основной целью которой является рост производительности трудящихся и достижение цели организации. Система предполагает введение базовой единой тарифной сетки с указанием 19 разрядов рабочих и специалистов, а также тарифных коэффициентов от 1,0 до 7,35, учитывающие не только знания и опыт человека, но и его деловые качества.

В последние годы Газпром неоправданно много тратит на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа, и эти статьи расходов вызывают наибольшее недовольство госпредставителей. Суммарные имиджевые расходы корпорации составляют около $137,5 млн.

В целом же существует ряд мер, посредством которым Газпром стремится укрепить имидж организации:

- Газпром реализует капиталоемкие проекты, в то числе международные;

- заключает новые договора, вкладывает деньги в производство и разведку, велики темпы развития;

- эффективное управление (минимизация расходов, процесс интенсификации производства);

- уплата долгов в бюджет, налоги;

-не повышаются цены на газ, стабильное снабжение газом;

Анализ факторов внешней среды

Характеристика экономической ситуации в отрасли

Экономическая ситуация на мировом энергетическом рынке в настоящее время:

- нефть выступает энергоносителем общемирового значения, газ - в основном регионального, уголь - локального;

- резкий рост потребления углеводородов, который в обозримом будущем не будет заменен альтернативными источниками энергии;

- резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах с учетом продолжающегося экономического роста, быстрого увеличения численности населения и чрезвычайно высокой энергоемкости национальных экономик;

- увеличение разрыва между объемами потребления (растет) и объемами производства (снижается) углеводородов в развитых странах;

- активов для слияний и поглощений становится все меньше, поэтому в последние годы основные слияния происходят исключительно в рамках одной страны или же общего геополитического пространства;

Таким образом, интересы, приоритеты и ожидания акционеров связаны со следующими показателями:

-реализация прав акционеров;

-дивиденды, их размер;

-как отразятся решения, принимаемые руководством «Газпрома», на его дальнейшем развитии;

-важность долгосрочного роста стоимости акционерного капитала Общества;

-совершенствование системы корпоративного управления и повышению прозрачности компании;

-рост рыночной капитализации ОАО «Газпром»;

-снижения издержек компании;

-размещений облигаций;

-снижение стоимости привлечения финансовых ресурсов;

-улучшение структуры долгового портфеля;

-повышению эффективности работы Общества как вертикально интегрированной компании и оптимизации структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних организаций;

-внедрение новых технологий;

-повышение экономической эффективности экспорта;

-необходимость расширения минерально-сырьевой базы Общества;

-сохранение социальной защищенности работников в процессе проводимых структурных изменений;

-приведение акций Общества к единой системе обращения;

-определение условий доступа независимых производителей к «трубе» таким образом, чтобы стимулировать привлечение их средств для развития газотранспортных мощностей.

SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации, на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки.

Таблица 2.1 SWOT-анализ деятельности ОАО « Газпром»

Потенциальные внутренние сильные стороны

Потенциальные внутренние слабые стороны

1.Эффективное управление (минимизация расходов, процесс интенсификации производства)

1. Необходимость развития сбытовой сети

2. Большие запасы газа на территории России

2. Необходимость инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений

3. Диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу

3. Недостаточное финансирование проектов, направленных на диверсификацию поставок газа

4. Способность удовлетворять растущий с каждым годом спрос на энергоресурсы

4. Отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа;

5. Лидирующее место по темпу роста рыночной капитализации среди европейских компаний

5. Стоимость акций Газпрома все-таки остается заниженной в цене

6. Большие затраты на НИОКР; 95 % используемых технологий соответствуют современным требованиям

6. Проблема модернизации действующей системы магистральных газопроводов

7. Развитие производства и морской транспортировки сжиженного природного газа (СПГ)

7. Невозможность обеспечения растущего с каждым годом спроса на энергетические ресурсы за счет поставок СПГ

8. Соблюдение всех требований Конвенций Международной организации труда, ратифицированных РФ

8. Отток квалифицированных кадров в другие организации ТЭКа

9. Лучшие рекламные компании, спонсорская и благотворительная деятельность

9. Большие затраты на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа

10. Жесткость в отстаивании корпоративных интересов

11. суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР)

Потенциальные внешние возможности организации

Потенциальные внешние угрозы

1. Сохранение достигнутых позиций на европейском газовом рынке

1. Проводимая на государственном уровне политика по недопущению иностранных компаний в качестве операторов разработки наиболее перспективных объектов (Ямал, Штокмановское месторождение)

2. Географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки и стран АТР)

2. Сохранение транзитных рисков

3. Газовые ресурсы Центральной Азии дают возможность выхода на новые рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям

3. Ставка на закупки среднеазиатского газа вместо инвестиций в добывающие проекты;

4. Признанный лидер рынка

4. Низкая прибыльность из-за внутренних регулируемых тарифов на газ

5. Возможности расширения ассортимента продукции

5. Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками, связанными с добычей и экспортом нефти

6. Контроль над всеми конкурентами внутри России

6. Организация имеет серьезных конкурентов в лице стран, обладающих большими запасами газа

7. Независимость в выборе поставщика газа

7. Ослабление позиций Газпрома на рынке Средней Азии за счет усиления поставок газа Туркменистаном и Узбекистаном в другие страны

8. Лидирующее место в сфере распределения газа

8. Неурегулированность многих вопросов в рамках ЕС

9. Резкий рост мировой потребности в энергетических ресурсах

9. Снижение уровня обеспеченности мировой экономики запасами нефти и газа

10. Заинтересованность государства в развитии газовой промышленности на территории страны

10. Рост политических рисков в регионах, наиболее богатых углеводородами

11. Отсутствие политического элемента в газовом ценообразовании на внешнем рынке; установление рыночных цен

11. Регламентация Правительством РФ внутренних тарифов на газ; продажа газа по заниженным ценам

12. Вертикально интегрированная компания

Проанализировав 2 главу, мы видим, что открытое акционерное общество «Газпром» - один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития. ОАО «Газпром» имеет достаточно сложную и широкую организационную структуру. Его главный центр располагается по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Наметкина, д.16., тогда как дочерние и зависимые общества разбросаны по всей территории России, включая зарубежные страны. Общее число этих компаний с различным долевым участием ОАО «Газпром» превышает 150 единиц. ОАО «Газпром» - крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности - геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома - 50,002%.

Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа. Стратегической целью организации, ее структурных подразделений и функциональных подсистем является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок. Газпром позиционируется как вертикально интегрированная компания, которая предполагает объединение в рамках одной компании производства исходных компонентов производственного цикла, их переработку, распределение, продажу продуктов переработки и другие мероприятия.

Основными целями Газпрома:

1. Наращивание объемов добычи газа.

2. Своевременная поставка газа российским и зарубежным потребителям.

3. Диверсификация маршрутов и укрепление энергетической безопасности Европы.

4. Диверсификация рынков и продуктов.

Газпром располагает самыми большими в мире запасами природного газа. Его доля в мировых доказанных запасах газа составляет около 17%, в российских - более 60%. Обширная ресурсная база создает предпосылки для роста добычи газа компанией в долгосрочной перспективе. Также компания является мировым лидером по добыче газа. В 2010 г. Газпром добыл 556 млрд м3. В 2012 г. уровень добычи, по планам компании, составит 570 млрд м3 газа. Таким образом, среднегодовые темпы роста невысоки - около 0.5%. Тем не менее, Газпром стабильно наращивает добычу и при росте цен на газ может ускорить разработку ряда месторождений.

Основными проблемами, которые препятствуют развитию Газпрома, являются: Дефицит газа. Пока дефицит газа у концерна носит гипотетический характер, который объясняется, прежде всего, тем, что в данный момент, Газпрому выгоднее экспортировать газ, а это, при существующих темпах прироста добычи, приводит к тому, что монополия просто ограничивает в поставках основных промышленных потребителей газа в России.

Делись добром ;)