Разработка стратегии развития и установление целей деятельности организации на примере ОАО "Южно-Уральский СВЗ"

курсовая работа

1. Общая характеристика предприятия ОАО «Южно-Уральский СВЗ»

Южно-Уральский спиртоводочный завод уже несколько лет является лидером Уральского Федерального округа в производстве и продаже алкогольной продукции. Это молодое, амбициозное, современное предприятие было основано в 1999 году в г. Озерске Челябинской области. Для строительства завода был выбран Южный Урал, край первозданно чистых озер и рек, который справедливо называют в народе Уральской Швейцарией. В 2000 году началось производство водки по лицензионным договорам. Это были такие известные торговые марки, как «Столичная», «Пшеничная», «Старорусская», «Экстра», «Господа офицеры», «Банкир», «Чарка». Благодаря высокому качеству продукции уже в 2001 году предприятие вышло на первое место среди производителей алкоголя Уральского Федерального округа. В 2003 году был построен собственный спиртовый завод, использующий новейшие технологии производства спирта. ЮУСВЗ закрепил свое конкурентное преимущество - вся продукция предприятия изготавливается только из собственного ректификованного зернового спирта ЛЮКС, многократно превосходящего по показателям очистки государственные стандарты. В 2007 году Южно-Уральский спиртоводочный завод одним из первых в отрасли получил лицензию на изготовление продукции на основе спирта АЛЬФА - спирта нового поколения. В 2008 году в магазинах появится водка на основе спирта АЛЬФА - «Мужской характер».

Сегодня предприятие производит алкогольную продукцию под собственными зарегистрированными товарными знаками: водки «Озерская», «Охотничья заимка», «Живица», «Крепков», «Мужской характер», «Белая наливная», винные напитки «Озерская сказка», сладкие натуральные наливки «Красный сарафан», крем-ликеры «Mon Ravi», слабоалкогольные коктейли Clubtonic». В 2007 году на Федеральном конкурсе «Сто товаров России» в номинации «Новинка Года» победили бренды Южно-Уральского спиртоводочного завода «Крепков» и «Красный сарафан».

За 10 лет существования на рынке ЮУСВЗ прошел большой путь. Компания уверенно идет по пути завоевания крупных региональных рынков России. В настоящее время продукция компании представлена в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске, Перми, Якутии.

В основе успешности предприятия - умение предвидеть развитие ситуации, четко планировать и оперативно реагировать на изменения на рынке. В дальнейших планах компании - завоевание региональных рынков в основных алкогольных сегментах. Продукция ЮУСВЗ продается под слоганом «Качество, подвластное немногим», и завод стабильно подтверждает его многочисленными наградами и успехом у потребителей. ОАО «Южно-Уральский спиртоводочный завод» - один из крупнейших производителей спирта и алкогольной продукции в России. Местонахождение и почтовый адрес: 456733, Челябинская обл., Кунашакский р-он, с. Большой Куяш, ул. Новая, д. 16г., тел. (35130) 7-42-50, email: uralsvz@uralsvz.ru. Дата регистрации и регистрационный номер: Общество зарегистрировано распоряжением администрации Челябинской оюласти 01.04.1999 года №353. Общество является юридическим лицом и действует на основании устава, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать, бланки, товарную марку и другую атрибутику. Оно вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Численность работающих на предприятии: численность работающих по состоянию на 31.12.11 г. составила 708 человек.

Из 420 предприятий, работающих в стране, ОАО "ЮУСВЗ" является лидером Российского рынка по производству и поставкам произведенной алкогольной продукции за 2008 год, занимая 21 место по объёмам отгрузки продукции. Предприятие вышло на 100-процентное освоение производственных мощностей, что позволило обеспечить 50 % уровень рентабельности.

В ассортименте предприятия на сегодняшний день более 80 наименований ликероводочных изделий: это водки, настойки, бальзамы, десертные напитки, спиртованные соки и морсы.

Вся продукция производятся из экологически чистого сырья: высококачественного зернового спирта, местных плодов, ягод и трав с использованием исключительно натуральных компонентов.

Количество акционеров и акции:

Общество имеет акции:

Категория - простые. Номинальная стоимость каждой акции 1700 рублей. Количество акций, находящихся на балансе общества 29669 штук. Уставный капитал 50437300 рублей. Государственный регистрационный номер 1-01-10271-Е от 27.08.1999 года. Дивиденды выплачиваются на каждую обыкновенную акцию.

Акционерами общества являются юридические лица:

1. ООО « Дарт» ИНН 4345027233- 19,98% акций или 5930 штук

2. ОАО «СВЗ Кристалл», ИНН 4343000282 -20,02% акций или 5940 штук

3. Департамент госсобственности Челябинской области, ИНН 4347002114 25,5% акций, 7566 штук.

4. ООО Сормат ИНН 4345032233,- 19,98% акций, 5930 штук.

5. ООО «Южный Урал», ИНН 4346042467 - 8,1%, 2400 штук.

6. ООО «Март», ИНН 4346037107 - 6,42%, 1700 штук.

Учетная политика.

Основные виды деятельности общества:

- производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (лицензия Б 095417, регистрационный номер 371 от 29.06.06г.)

- производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (лицензия Б 095416, регистрационный номер 371 от 29.06.06г.)

- производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (лицензия Б 095418, регистрационный номер 371 от 29.06.06г.)

1.1 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия ОАО «ЮУСВЗ»

Основные виды производственной и коммерческой деятельности: производство и реализация спирта, алкогольной продукции, спиртованных соков, розничная торговля.

"right">Таблица 1

Показатели работы за 2011 г в сравнении с предыдущим годом (тыс. дал.)

Показатели

2011 год

2010 год

% к 2010

Производство водки и ликероводочных всего:

1444

1490

97

В т.ч. водка

1265

1331,1

95

Спирт

573

566,7

101

Спиртованные соки

60,8

75,4

81

Всего тов. прод. в действующих ценах (руб.)

2195437

2074904

106

Показатели по производству всех видов продукции соответствуют уровню прошлого года.

"right">Таблица 2

Производительность труда

Показатели

2011 г.

2010 г.

Среднегодовая численность (чел.)

708

680

Выручка без налогов (тыс.руб.)

921265

834239

Производительность труда ( выручка на 1 работающего) руб.

1301222

1226822

Процент роста производительности труда

6

За отчетный год продано продукции и услуг в расчете на одного работающего на 6% больше, чем в предыдущем году.

Основным конкурентом являются: ООО Митрофановский спиртоводочный завод, ОАО Уржумский СВЗ, ОАО Татспиртпром.

"right">Таблица 3

Объем проданной продукции конкурентов и предприятия

Наименование

Страна регистрации

Объем проданной продукции 2011

Объем проданной продукции 2010 г.

Тыс. дал.

В % к област. показ

Тыс. дал.

В % к област. показ

ОАО Южно-Уральский СВЗ

РФ

1468,3

95,2

1462,4

86,38

ОАО Митрофановский СВЗ

РФ

66,5

4,4

98,6

5,82

ОАО Уржумский СВЗ

РФ

3,5

0,2

70,8

4,53

ОАО Татспиртпром

РФ

3,5

0,2

61,1

3,61

Общество уверенно занимает прочные позиции на рынке алкогольной продукции Челябинской области.

Рисунок 1 - Производство ЛВИ за 2001-2011 гг.

Доля продаж в общем объеме реализованной продукции увеличилась в 2011г. на 8,8%.

"right">Таблица 4

Состав затрат на производство на 1 дал. продукции (издержки обращения)

Статья затрат

За 2011 г.

За 2010 г.

Отклонение в +, -

Отклонение в %

Зарплата с начислениями

25,36

17,81

+7,55

142

Топливо

1,64

1,14

+0,5

143

Эл. Энергия

1,53

0,88

+0,65

173

Сырье

135,73

104,52

+31,21

130

Вспомогательные материалы

74,5

72,31

+2,19

103

Цеховые расходы

5,14

10,84

-5,7

47

Амортизация

4,61

3,19

+1,42

144

Общехозяйственные расходы

26,11

26,82

-0,71

97

Вода

0,98

0,84

0,14

116

Тара

113,38

114,45

-1,07

99

Лицензионное вознаграждение

2,81

3,07

-0,26

92

Прочие

3,05

2,22

+0,83

137

Всего

394,84

358,09

36,75

110

"right">Таблица 5

Коммерческие расходы на 1 декалитр продукции

Статья затрат

За 2011г.

За 2010г.

Отклонение в +, -

Отклонение в %

Реклама

4,02

8,8

-4,78

46

Аренда

1,41

1,23

0,18

135

Зарплата с начислениями

9,97

7,35

+2,62

135

Автотранспорт

5,48

5,7

-0,22

96

Прочие

2,51

2,14

0,37

117

ИТОГО

23,39

25,21

-1,82

93

"right">Таблица 6

Прибыль и рентабельность по ликероводочной продукции

Показатели

2011 г.

2010 г.

% к 2010 г.

Отгружено продукции тыс.дал.

1468

1462

100,41

Реализовано всего тыс.дал.

1477

1451

101,76

Выручка без налогов тыс. руб.

764677

705916

108,32

Себестоимость без налогов тыс.руб.

641291

595722

107,65

Прибыль от продаж тыс.руб.

123386

110194

111,97

Средняя цена от реализации руб./дал

518

487

106,34

Средняя себестоимость руб./дал

434

411

105,78

Прибыль на 1 дал

84

76

110,03

Рентабельность продаж

19,24

18,50

0,74 пр.пункта

В 2011 роста цены реализации произведенной продукции превысил рост ее себестоимости, в результате прибыль на 1 дал реализованной продукции увеличилась на 10%.

"right">Таблица 7

Розничная торговля (тыс. руб.)

Показатели

2011 г.

2010 г.

% к 2010 г.

Товарооборот (тыс. руб.)

329931

336111

98

Наценка (тыс. руб.)

60210

59558

101

Стоимость товаров в товарооб. (тыс. руб.)

219426

236278

93

Процент наценки (%)

27

25

110

Затраты на содержание магазинов (тыс.руб.)

49820

47041

106

Финансовый результат тыс. руб.

10390

12518

83

Рентабельность (%)

21

27

-6

В розничной торговле товарооборот сохранился на уровне прошлого года 98%. Но в то же время затраты на содержание магазинов возросли на 6%, в результате чего прибыль снизилась на 17%.

Собственный капитал общества по состоянию на 01.01.2012 г вырос по сравнению с прошлым годом на 8% и составил 475060 тыс. руб. Валюта баланса увеличилась на 427740 тыс. руб. и составила 1628476 тыс. руб.

Рисунок 2 - Качественные изменения в имущественном и финансовом положении общества

За 2011 год основные фонды обновлены на 12,8%, что составило 40225 тыс. руб. По состоянию на 01.01.12 г. основные средства предприятия изношены на 30%.

"right">Таблица 8

Сведения по налогам (тыс. руб.)

Показатели

Уплачено в 2011

Уплачено в 2010

%

Всего налогов тыс.руб.

1186586

1238123

96

В т.ч. акциз

950841

927721

102

НДС

169441

237780

71

Прибыль

14961

25437

59

Пенсионный фонд

23407

21634

108

НДФЛ

15707

14002

112

В 2011 году предприятие уплатило налогов во все уровни бюджетов 96% к уровню прошлого года, уменьшение объясняется переводом в 2011 году НДС с ежемесячного срока начисления и уплаты на ежеквартальный срок.

Чистые активы за 2011 год увеличились на 35158 тыс. руб. Каждый вложенный рубль в уставный капитал ежегодно оборачивается увеличением чистых активов. За отчетный период сумма чистых активов на 1 рубль уставного фонда увеличилась на 71 копеек. Чистые активы в 8,6 раз превышают вместе взятые уставной и резервный капитал.

Информация о взаимоотношениях со связанными сторонами:

- в течение 2011г. ОАО «ЮУСВЗ» осуществляло следующие хозяйственные операции с ООО Пригородное.

- приобретение зерна - 37337 тыс. руб.

- приобретение прочих товаров, ТМЦ - 1839 тыс. руб.

- выдача процентного займа - 8595 тыс. руб.

- предоставление услуг по аренде ОС - 1188 тыс. руб.

- реализация ГСМ - 13637 тыс. руб.

- предоставление услуг автотранспорта, сельхозмашин -5677 тыс. руб.

- реализация ОС - 1370 тыс. руб.

- реализация прочих ТМЦ - 1068 тыс. руб.

Информацию о размерах вознаграждений, выплачиваемых организацией основному управленческому персоналу:

Размер вознаграждения основного управленческого персонала в 2011 г. составил:

оплата труда - 4385 тыс. руб.

оплата ежегодного оплачиваемого отпуска - 276 тыс. руб.

начисленные на оплату налоги и сборы -713 тыс. руб.

1.2 Характеристика органов управления и анализ организационной структуры управления на предприятии ОАО «Южно-Уральский СВЗ»

Основной производственной единицей предприятия являются цехи основного производства. Цехи основного производства организованы по технологической специализации - то есть выполняют определенные технологические процессы (операции). Эффективность работы любого предприятия во многом зависит от используемой системы управления предприятием. Схема общей организационной структуры управления предприятием представлена в приложении А. В практической деятельности выделяются несколько систем управления, которые отличаются характером связей субъектов и объектов управления, количеством и видами управления, полномочиями и др. факторами. Выделяют следующие типы управления: линейный, линейно - штабной, функциональный, линейно-функциональный и матричный типы систем управления. На практике наиболее распространено использование их в комбинированном смешанном виде, что характерно и для ОАО «Южно-Уральский СВЗ».

Решение данных задач во многом зависит от организационной структуры предприятия, которая обеспечивает установление отношений подчинения (субординации) и согласования (достижения единого мнения, координации) в деятельности всего предприятия. Организационная структура предприятия отображает соотношение уровней управления и функциональных звеньев, и должна строиться на основе оптимальности. Схема организационной структуры предприятия представлена в приложении В. Рассматривая организационную структуру ОАО «Южно-Уральский СВЗ» можно сказать, что управление предприятием строится на линейно- функциональной системе. Сущность линейно- функциональной системы заключается в том, что основные направления производственно-хозяйственной деятельности предприятия (экономическое, техническое, социальное, коммерческое) возглавляют заместители генерального директора. Во главе каждого функционального подразделения стоит руководитель, который полностью отвечает за все стороны его работы.

Рассмотрим отдельные звенья управления предприятием. Высшим органом управления предприятием является учредительное собрание. Возглавляет предприятие генеральный директор, которому подчиняются его заместители - специализированные руководители, которые обеспечивают осуществление порученных ему задач на группе участков работ:

- заместитель директора ОАО «ЮУСВЗ»

- коммерческий директор ОАО «ЮУСВЗ»

Заместитель директора ОАО «Южно-Уральский СВЗ» возглавляет работу по технической подготовке производства. В основную задачу технической подготовки производства входит создание технических и организационных условий производственного процесса на основе современных достижений науки и техники, и она включает конструкторскую и технологическую подготовку, а также организация производственного процесса изготовления продукции в соответствии с планом производства и заключенными договорами, организация своевременного и комплексного обеспечения предприятия материальными ресурсами в объеме, необходимом для выполнения производственной программы, плана реконструкции и технического перевооружения и ремонтно-эксплуатационных нужд, обеспечение оперативного регулирования хода производства и ритмичной работы предприятия.

Основными задачами заместителя директора по коммерческим вопросам являются: организация и совершенствование снабженческо - сбытовой деятельности объединения, направленной на достижение максимальных результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выполнением договорных обязательств; организация и производство работ складского хозяйства, отдела сбыта и маркетинга.

Заместителю генерального директора по производству непосредственно подчиняется начальник производственно-диспетчерской службы и цеха производства.

В подчинении заместителей генерального директора находится также главный бухгалтер объединения, отдел технического контроля и юридический отдел.

Таким образом, многосторонность деятельности предприятия предполагает и сложную структуру управления. Достоинство данной структуры управления: специализированные руководители координируют все связи по определенным направлениям деятельности объединения между структурными подразделениями и работниками, работающими в различных функциональных отделах. В целом структура управления является:

- оперативной, не отстает от хода производственного процесса

- обладает функциональной пригодностью, гарантирует надежность и обеспечивает управление на всех уровнях

- структура предприятия обеспечивает осуществление не только производственных процессов, их обслуживание, но и удовлетворение социальных и экономических потребностей работников

- позволяет обеспечить выполнение уставных задач объединения.

ОАО «Южно-Уральский СВЗ» - это предприятие, которое представляет собой сложное социально - экономическое образование. В нем органически сливаются в единое целое производственные процессы и деятельность работников. Сегодня значительное внимание должно уделяться стимулированию персонала к высокопроизводительному труду. Персонал предприятия - важнейший элемент в системе ресурсов предприятия. Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность. Именно персонал любой организации играет решающую роль в производственном процессе, именно от них зависит, насколько эффективно используются средства производства и насколько успешно работает организация в целом. Обеспеченность организаций достаточным количеством работников, обладающих необходимыми знаниями и квалификацией, позволяет повысить эффективность производства, снизить себестоимость выпускаемой продукции и в конечном итоге повысить прибыльность организации.

Делись добром ;)