Разработка стратегии развития предприятия ООО "Оранж"

курсовая работа

2.1 Анализ факторного воздействия внешнего окружения на ООО «Оранж»

Торговля цветами в нашей стране по-настоящему расцвела только в постперестроечное время. Известно, что советские граждане ежегодно раскупали более 800 млн. срезанных цветов. "Срезка" в основном поставлялась из дружественных Болгарии и Польши, а вот букеты и композиции в рознице не были представлены вовсе - план можно было делать и на штучном товаре.

После распада СССР, в 90-е годы, цветочные ларьки и павильоны стали появляться повсеместно и в большом количестве. К началу 2000-х годов рынок наконец испытал некоторое насыщение. При этом цветочная розница, в отличие от продуктовой, которая развивается больше по сетевому принципу, до сих пор опирается на формат ларьков и киосков. По оценкам Discovery Research Group (DRG), сейчас они держат около 70% розничного рынка. Остальные 30% распределены между цветочными магазинами среднего класса (20%) и более пафосными цветочными салонами (10%). Развивается и интернет-сегмент. Это наименее рискованный формат торговли цветами, потому что инвестиции минимальные. Однако, культура приобретения товаров и услуг через сеть в России все еще низка, и доля этого сегмента в объеме цветочного рынка пока не превышает 1% [8].

Рынок цветов в России всегда опирался в основном на импорт. Цветы завозят к нам в основном из Эквадора, Нидерландов, Колумбии, Кении, Израиля, Дании.

Современная Голландия - держава, живущая цветами и лидирующая среди производителей цветов. Уникальное положение Голландии на мировом рынке цветов обусловлено историей. Там сконцентрировано много научных центров, которые занимаются селекцией новых сортов декоративных растений, выработкой лучших приемов ухода за ними, механизацией, повышением скорости размножения, борьбой с "экзотическими" вредителями и болезнями, которые поражают именно декоративные культуры.

Все растения, поступившие на голландский аукцион должны быть высшего качества. На них не должно быть вредителей, признаков заболевания, пожелтевших или подвявших листьев. Если покупатель предъявил претензии на плохое качество растений, то этому производителю запрещают поставлять товар на голландские аукционы.

На голландский аукцион могут поставлять растения не только голландские фирмы, но и зарубежные поставщики. Большую часть товара оптовики закупают на самом крупном в мире цветочном аукционе -- в городе Алсмейре, недалеко от Амстердама, нидерландской столицы. В самом начале ХХ века здесь появились два цветочных аукциона, в 60-е годы они были объединены. Именно здесь определяются мировые цены на "срезку" и горшечные растения. Через этот аукцион проходит более половины цветов, продаваемых по всему свету. И происхождение у них не только местное: цветы поступают из Кении, Зимбабве, Израиля и многих других стран мира. Тем не менее прошедшие через алсмейрский аукцион цветы называют голландскими. Главное выдержать высокие стандарты, принятые на аукционе.

Если растения приняты на аукцион, то производитель автоматически получает минимальную цену на товар независимо от того, удастся его продать или нет. Торги начинаются с максимальной цены, и она быстро падает. Покупает товар тот, кто успел первым остановить это падение. Если цена упала до минимума и никто не успел приобрести партию растений или не захотел, то ее немедленно уничтожают.

На пути к потребителю между аукционом стоят голландская фирма - экспортер и российская фирма - импортер. Именно у российской фирмы приобретают растения мелкооптовые фирмы и магазины. Естественно, что на каждом этапе повышается цена. В результате голландские растения оказываются дороже в 3-4 раза, чем у себя на родине. И тем не менее это оказывается дешевле, чем российские растения. Поэтому так много голландских растений в наших магазинах [9].

Выращивание цветов в самой России очень сложно по нескольким причинам, главной из которых считается суровый климат. Из-за него приходится тратить колоссальные средства на освещение и отопление теплиц. Причем расходы на обогрев и освещение теплиц в России сильно превышают голландские при сопоставимых ценах на энергоносители.

Объем цветочного рынка в России в 2007 году составил, по разным оценкам, от $2,5 до 2,8 млрд. Последние несколько лет рынок стабильно рос на 25-30% и в 2008 году объем рынка составил около $3 млрд. Тем не менее, по итогам 2008 года объем рынка цветов вырос по сравнению с 2007 годом, поскольку основной годовой объем продаж (зимне-весенние праздники, а также летние свадьбы) пришелся на докризисный период.

Отечественные цветы составляют лишь 10% российского рынка. Несмотря на ежегодный рост объема рынка, доля импорта, составляющая 90%, не меняется, что означат одновременный рост как импортной, так и отечественной цветочной продукции.

Основным поставщиков цветов продолжает оставаться Голландия, причем объемы импорта растут. В 2007 году Россия официально импортировала голландских цветов на €152 млн., а за 11 месяцев 2008 года - на €165,6 млн. Тем не менее, доля Голландии на российском рынке цветов стала постепенно сокращаться, поскольку Дания, Италия и другие европейские государства все чаще соглашаются работать с Россией напрямую.

Доля срезанных цветов в общем объеме российского импорта из Голландии составляет 76%, оставшиеся 24% приходятся на горшочные растения и посадочные материалы.

Рынок цветов крайне подвержен сезонности продаж - непропорционально большая часть заработка приходится на праздничные дни.

Недостаточное развитие отечественного производства цветочной продукции связано с такими проблемами как жесткая зависимость от бесперебойной поставки электроэнергии, сложности в выходе производителей на розничный рынок.

Основными недостатками цветов российского производства являются нестандартизованность продукции, несоответствие цены качеству и необязательность в поставках [10].

Как любой бизнес, цветочный имеет свои особенности.

Потребителей срезанных цветов можно условно разделить на три группы. Первая - люди, готовые потратить на букет не более 600-900 руб. Они обращают внимание не на качество цветов, а на цену, поскольку букет для них - формальность. Во второй группе покупатели, которые ценят качество цветов, профессионализм флористов и уровень обслуживания. Третья группа - знатоки, гурманы, которые предпочитают букеты известных флористов.

Однако, спрос на цветы низкого ценового сегмента пока значительно превышает спрос на дорогую продукцию. Среднему россиянину для покупки букета сегодня еще нужен повод. Но в будущем, с ростом доходов, цветы будут приобретать "просто так" - чтобы порадовать себя и близких. Это вселяет надежду, что слова "российский цветочный бизнес" будут подразумевать не только продавцов, но и производителей.

Цветочные магазины сегодня конкурируют с "мелкими точками" - палатками, ларьками, павильонами, которые контролируют 70% розничных продаж. Решение купить цветы обычно принимается импульсивно, букет часто приобретается по пути, так что востребованность продукции часто зависит от расположения точки. Но около 20% продаж принадлежит салонам средней категории, которые предоставляют определенный уровень сервиса. Цветы -товар, в котором для покупателя важна свежесть. Поэтому бренд в скором времени будет не менее востребован, если обеспечит качество товара и высокий уровень обслуживания.

В Петербурге работает около 200 цветочных магазинов и салонов, среди них сетевые и единичные проекты, а также цветочные отделы в супермаркетах и торговых центрах.

Еще одно интересное и прибыльное нововведение - интернет-магазин, который, к тому же, еще и представляет наименее рискованную модель флористического бизнеса. Для открытия такого магазина нужно только создать сайт, найти небольшое помещение, хорошего флориста и курьера для доставки. В России сейчас работает уже более 60 цветочных интернет-магазинов, а услуги по доставке букетов только в Москве предоставляют более 150 сайтов.

Комнатные растения - особая статья цветочного бизнеса. Их ценят за уют, создаваемый в доме, и полезные свойства - цветы повышают влажность воздуха, убивают бактерии, снижают электромагнитное излучение и очищают воздух от токсических веществ, которые выделяют современные пластиковые покрытия, клей, лаки и моющие средства.

Цветочный рынок невозможен без "околоцветочного" бизнеса. Перечень товаров для цветов очень широк: сюда входят товары для выращивания и ухода, для садоводов и любителей комнатных растений, для работы цветоводческих хозяйств и оформления цветочных магазинов.

Любители покупают семена, рассаду, грунты, удобрения, средства химической защиты растений, укрывной материал, садовую технику и инвентарь.

Популярный сегодня ландшафтный дизайн требует своего ассортимента: это садовый декор, поддержки, решетки и сетки для вьющихся растений, декоративные ограждения и арки, садовое освещение, факелы, флюгеры и садовые метеостанции, увлажнители воздуха, туманообразователи, оборудование для декоративных водоемов, помпы и подсветки для фонтанов [11].

Таким образом, можно сделать вывод, что основными импортерами цветов являются Нидерланды, Аргентина, Колумбия, Эквадор, Израиль. Рынок цветов характеризуется, прежде всего, фактором сезонности, что значительно влияет на предлагаемый ассортимент и уровень цен. В целом цены на импортные и российские цветы сравнимы и находятся на одном уровне. Это можно объяснить тем, что себестоимость цветов, выращенных в российских климатических условиях, выше, чем аналогичных импортных. При этом значительная часть стоимости импортных цветов складывается из затрат на транспортировку и таможенные пошлины.

Результаты изучения воздействия факторов на деятельность фирмы мы оформили в виде таблицы 2.1.

"right">Таблица 2.1

Факторы, воздействующие на деятельность ООО «Оранж»

№ п/п

Наименование фактора

Характер влияния фактора на деятельность организации (вероятная угроза или дополнительные возможности)

1

2

3

1.

Поставщики

1.1

Поставщики энергии

Необходимо бесперебойное поступление электроэнергии на освещение, на отопление теплиц, а также электроэнергии для холодильников, чтобы продукция оставалась как можно больше времени свежей и привлекательной.

1.2

Поставщики цветов и аксессуаров

Цветы - очень скоропортящийся товар, и оборот каждого цветка хоть и прогнозируемый, но короткий по времени. Поэтому необходимы надежные поставщики цветов, от них зависит очень многое, так как уровень поставщика определяет качество цветов, которые в конечном итоге продаются клиенту. Вышесказанное также относится к аксессуарам и другим рабочим материалам, с помощью которых изготавливаются букеты и экспозиции.

2

Законы и государственные органы

Многие страны (Голландия, Эквадор) выращивают цветы на государственные субсидии. Для них цветы - доходная часть бюджета, так как они выращивают их на весь мир и решают попутно проблему занятости населения. Но у нас в стране есть своя позитивная тенденция - увеличение непрофильных вложений в данный сегмент рынка. Таких инвесторов-кустарей радует упрощенная схема налогообложения - единый налог в 6% от суммы доходов (за вычетом расходов). Это работает во всём сельском хозяйстве, к которому и относится выращивание цветов.

3

Потребители

Данный товар будет пользоваться спросом всегда, причем практически у всех слоев населения. Однако

в разных городах и районах клиент разный, поэтому необходимо адаптироваться к запросам именно наших клиентов (жителей Санкт-Петербурга) таким образом, чтобы максимально удовлетворять их потребности.

4.

Научно-технический прогресс

Проблема транспортировки и сохранности цветов в мировой практике сейчас вышла на первый план. Десятая часть всех тематических публикаций посвящена вопросам селекции, а транспортировке и хранению (роз, в частности) -- до 40%. Продлить срок жизни срезанных цветов помогает химия. Например, используются сложные неорганические соединения -- квасцы. Под воздействием квасцов цветок, по сути, консервируется [8].

5.

Международные события

Стоимость цветов, транспорт, часть таможенных платежей считаются в долларах, поэтому рост курса американской валюты очень сильно влияет на бизнес. В условиях кризиса мелкие оптовики часто отказываются от некоторых позиций ассортимента, соответственно объем продаж сильно падает [8].

6.

Политические факторы

На Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству были обсуждены меры государственной поддержки бизнеса в условиях кризиса.

Для этого предприятиям, доходы которых не превышают 60 млн. рублей в год, предложено перейти на упрощенный режим налогообложения. Эта мера позволит уменьшить нагрузку на значительную часть малого бизнеса.

7.

Состояние экономики

В настоящее время платежеспособность среднего покупателя держится на нормальном уровне, что не может не радовать игроков цветочного бизнеса.

8.

Социально-культурные факторы

На цветы существует определенная мода, и надо отдавать дань традициям.

Например, голландские дорогие гладиолусы и сирень совершенно не продаются в больших количествах в России. Видимо потому, что российские люди не воспринимают эти цветы как подарочные (сирень растет на каждом кусте на улице).

Результаты изучения воздействия прямого фактора-конкуренты на деятельность фирмы мы оформили в виде таблицы 2.2.

"right">Таблица 2.2

Анализ прямых конкурентов

Факторы конкурентоспособности

Конкуренты

«Оранж»

«Ирина»

«Алая роза»

1.

Месторасположение

м. Площадь Восстания, ул. Восстания, 1.

5

ст. метро "Парк Победы" ул. Бассейная, 27

4

м.Чернышевская, ул. Маяковского, дом 52,

4

2.

Время работы

Ежедневно с 09:00 до 23:00

5

С 9:00 до 20:00

3

пн-пт: с 9:00 до 20:00

сб-вс: с 10:00 до 20:00

3

3.

Интерьер

5

3

5

4.

Качество обслуживания

4

4

5

5.

Ассортимент, услуги и цены

· свежесрезанные цветы

· букеты

· комнатные (горшочные)цветы

· аксессуары

· праздничная флористика

· ландшафтное озеленение

От 60 р./шт

580-4800

120-200

От 30 р.

На заказ.

5

5

5

5

3

5

От 100р.

1000-5000

От 100 р

Некоторые виды.

4

5

0

3

4

5

От 100 р.

720-4500

От 50 р.

Некоторые виды.

4

5

0

4

4

4

6.

Качество продукции

5

5

5

7.

Возможность оформление заказа по Интернету, доставка.

0

5

5

8.

Формы оплаты

Наличная и безналичная.

5

Наличная.

4

Наличная.

4

9.

Средства реклама

Реклама в метро, интернет.

4

Интернет.

3

Интернет, печатные издания.

4

9.

ИТОГО

61

52

56

В данной таблице рассмотрены конкурентные преимущества трех основных фирм, занимающихся цветочным бизнесом и поставлены объективные оценки экспертов (от 0 до 5), характеризующие наличие и уровень данного показателя у каждой организации. Проанализируем основные показатели.

Безусловное преимущество в расположении имеет проектируемая фирма «Оранж», так как она расположена рядом с железнодорожным вокзалом, основным проспектом города и концертным залом «Октябрьский» и работает удобное для клиентов время, что позволяет ей иметь большее количество покупателей.

По организации магазинов наименьшую оценку имеет салон цветов «Ирина», так как торговая площадка достаточно мала и не может вместить большое количество покупателей, что особенно важно в дни праздников. Магазин «Оранж» имеет оригинальное прозрачное оборудование, что дает возможность обзора всего цветочного ряда одновременно и позволяет покупателю увидеть весь товар в едином пространстве.

Помещение оборудовано кондиционером, который поддерживает оптимальную температуру, а для свежесрезанных цветов установлен стеклянный холодильник. Вход оборудован тепловой завесой.

Магазин оборудован и наполнен таким образом, чтобы он смотрится достаточно уютно, привлекательно и комфортно для покупателя.

Все 3 выделенных фирмы располагают достаточно большим выбором и качеством продукции (цветов свежесрезанных, комнатных, экзотических), работ (праздничная флористика) и услуг (упаковка и доставка заказов).

Просуммировав все оценки по фирмам, мы получаем, что наиболее сильным конкурентом выступает магазин «Алая роза», хотя интегральная оценка проектируемой фирмы выше, что связано с удобным месторасположением и графиком работы, большим ассортиментом и качеством товаров, удобной формой оплаты.

Делись добром ;)