Глава 3. Разработка стратегии агрегатного планирования
Одной из важнейших функций менеджмента является планирование. Менеджер должен не только уметь спланировать любой производственный процесс, но знать и уметь пользоваться в своей деятельности различными методами и моделями планирования. Одним из таких видов является агрегатное планирование - связано с определением количеств и времени производства в среднесрочные периоды, в основном от 3 до 18 месяцев. Операционные менеджеры пытаются выбрать лучший путь для определения прогнозируемого спроса, чтобы как можно быстрее подготовиться и отреагировать на него регулируя скорость выпуска продукции или производства услуг, уровень затрат, необходимых для производства данной услуги (продукции), сверхурочную работу, потребность в дополнительном персонале и ряд других подающихся контролю переменных [7].
Главной целью всех управляющих процессов, является сокращение до минимума всех затрат, не ухудшая при этом, а наоборот улучшая качество производимой продукции.
Другими целями могут быть минимизация отклонений используемой рабочей силы, уровней запасов или получение необходимых стандартов впредлагаемом сервисе.
Задачи, которые решаются при агрегатном планировании, являются пропускная способность, уровень загрузки, последовательность выполняемых операций, связи различных подразделений предприятия между собой и согласованность работы.
У предприятий работающих в сфере обслуживания главной целью является достижение такого уровня и качества обслуживания, чтобы клиенты удовлетворяли все свои потребности, и также возможность предугадать пожелания клиентов. Существует следующая классификация стратегий агрегатного планирования:
1. Чистые стратегии - это стратегии, когда во времени изменяется только одна переменная [13]. К таким относятся:
Управление уровнем запасов;
Варьирование численности рабочих наймов и увольнением;
Варьирование темпов производства путем использования сверхурочного времени или времени простоев;
Субподряд;
Использование временно нанимаемых рабочих;
Воздействие на спрос (реклама, приемы продвижения товаров, увеличение персональных продаж, снижение цен);
Задержка выполнения заказа в период высокого спроса;
Производство разносезонных изделий.
2. Смешанные стратегии, которые используют комбинацию переменных, позволяющую получить наиболее соответствующий действительности производственный план.
Агрегатное планирование разнообразного сервиса в санатории, основывается на планировании потребности в человеческих ресурсах и управлении спросом. При большом спросе на услуги при планирования достигается регулирование больших объемов спроса и разработкой методов более полного использования трудовых ресурсов в периоды прогнозируемого падения спроса.
В расчёт затрат на обслуживание одного номера будут входить затраты на водоснабжение и канализацию затраты на электроэнергию, необходимую для освещения и кондиционирования номеров и холлов, расходы на стирку белья, заработная плата персонала и начисления на неё, амортизационные отчисления, затраты на ремонт, затраты на охрану, на дезинфекцию и техническое обслуживание; расходы на приобретение санитарно-гигиенических средств; расходы на капитальный, текущий и профилактический ремонты; затраты на рекламу и прочие (Таблица 3.6).
Таблица 3.6.
Калькуляция затрат на одно койко-место в сутки на 2006 год в санатории
Наименование расходов |
Стоимость, грн. |
|
Электроэнергия |
0,45 |
|
Вода и канализация |
1,2 |
|
Заработная плата с начислениями |
12 |
|
Амортизация |
10 |
|
Затраты на ремонт |
0,8 |
|
Транспортные затраты и связь |
1 |
|
Стирка белья |
2,02 |
|
Затраты на охрану |
5,05 |
|
Прочее (10%) |
4,1 |
|
Итого |
36,62 |
Предполагая, что в 2006 году спрос будет на 8450 проданных койко-мест, то количество затрат будет составлять 309439грн.
Разработаем месячные прогнозы на среднее (за год) количество продаваемых номеров в день.
Определим средний дневной спрос за 2006 год (табл. 3.7).
Таблица 3.7.
Месяц |
Ожидаемый спрос |
Количество рабочих дней в месяце |
Средний за месяц ежедневный спрос |
|
Январь |
70 |
31 |
2,3 |
|
Февраль |
45 |
28 |
1,6 |
|
Март |
60 |
31 |
1,9 |
|
Апрель |
200 |
30 |
6,7 |
|
Май |
350 |
31 |
11,3 |
|
Июнь |
1350 |
30 |
45,0 |
|
Июль |
2500 |
31 |
80,6 |
|
Август |
2500 |
31 |
80,6 |
|
Сентябрь |
2050 |
30 |
68,3 |
|
Октябрь |
84 |
31 |
2,7 |
|
Ноябрь |
75 |
30 |
2,5 |
|
Декабрь |
70 |
31 |
2,3 |
|
Итого: |
9354 |
365 |
305,8 |
Наглядно это можно посмотерть на гистограме (рис.1), которая показывает дневной спрос в каждом месяце.
Пунктирная линия, пересекающая четеж, представляет темп производства, требуемый для удовлетворения среднего за весь период спроса. Он расчитывается следующим образом:
Среднетребуемый выпуск = Общий ожидаемый спрос/Число рабочих дней = 9354/365 = 26 номеров в сутки
Предприятием могло бы быть принято решение, поддерживать постоянный средний спрос, но предприятие производит услуги, а не продукцию. Услуги нельзя заготовить заранее и хранить, так как услуга будет создана тогда, когда на неё будет покупатель и она непосредственно создаётся во время её потребления. Поэтому поддерживать постоянный темп производства в данном случае нет возможности. Можно ориентироваться на сезонные колебания и быть готовыми к тому, что в определённые сезоны будет большой спрос на услуги, а в другое время будут наблюдаться простои производства.
Предприятие может принять решение позволяющее содержать такое количество персонала, которое необходимо для среднего спроса или использовать временно нанимаемых рабочих.
Стратегия 1 - поддержание постоянной численности персонала в течение всего года.
Стратегия 2 - воздействие на спрос посредством рекламы.
Анализ плана 1.
Проанализируем первую стратегию, предусматривающую поддержание постоянной численности персонала в течение всего года, который необходим для нормального обслуживания всех номеров при полном заселении, не привлекая при этом дополнительную рабочую силу.
Для обслуживания 26 номеров в сутки необходимо 8 горничных и 4 дежурных администратора. У горничных 8 часовой рабочий день, в течении которого они должны убрать номера, сменить белье(на уборку одного номера необходимо около 20 минут), а если гости выезжают, то необходимо подготовить номер для следующего заселения: убрать в номере, поменять всё бельё, полотенца, проветрить помещение(на это необходимо около 30 минут). При такой прогнозируемой загрузке, необходимо 4 администратора, так как необходимо быть готовым в любое время принимать гостей.
Затраты по плану 1
Таблица 3.8.
Затраты |
Калькуляция, грн |
|
Оплата труда горничных |
8*450 = 3600грн/месяц 43200грн. в год |
|
Оплата труда администраторов |
4*650 = 2600грн/месяц 31200грн. в год |
|
Электроэнергия для поддержания оптимальной температуры в номерах |
0,45*26ном.=11,7 в день 365*11,7 = 4270,5 в год |
|
Общие затраты |
78670,5грн |
Таким образом, суммарные затраты, необходимые для осуществления стратегии №1, составляют 78670,5грн.
Анализ плана 2.
Эта стратегия заключается в увеличении спроса на услуги размещения, предлагаемые санаторием посредством проведения рекламной кампании.
Реклама подразумевает продвижение товара (номера, характерные и сопутствующие услуги) с помощью таких приемов, как:
подача рекламных объявлений в средствах массовой информации (журналы «Туризм», «Досуг»; Русское радио, ЧТРК, телеканал «Крым»),
директ-мейл (участие в туристических ярмарках и выставках, буклеты, брошюры, проспекты и другой информационный материал).
Рекламная кампания предусматривает расходы по следующим статьям за год:
Таблица 3.9
Статьи расходов |
Сумма затрат,грн |
|
Расходы на оформление сайта |
25500грн. |
|
Участие в выставках |
10000грн. |
|
Распространение рекламы (буклеты, журналы, каталоги, календари и т.д.) |
35100грн. |
|
административные расходы |
1700грн. |
|
амортизация и другие расходы |
1350грн |
|
ИТОГО: |
73650грн. |
Таким образом, суммарные затраты, необходимые для осуществления стратегии №2, составляют 73650 грн.
Теперь сравним результаты проведенных анализов. Результаты представлены в таблице 7.
Таблица 3.10
Сравнение результатов
№ |
Составляющие затрат |
Затраты по Стратегии №1, грн |
Затраты по Стратегии №2, грн |
|
1 |
Суммарные затраты |
78670,5 |
73650 |
Проанализировав данные Таблицы 7, можно сделать вывод, что минимальные суммарные затраты составляют 73650 грн. при осуществлении стратегии №2 (воздействие путем рекламы). Но суммарные затраты при осуществлении Стратегии №1 (общая численность персонала) выше затрат на осуществление Стратегии №2 - 786705грн., следовательно, санаторий должен использовать смешанную стратегию на основе этих двух (реклама, поддержание постоянной численности персонала).
- Введение
- Глава 1. Общие сведения о предприятии
- Глава 2. Анализ деятельности предприятия
- 2.1 Характеристика системы обслуживания, применяемой на предприятии
- 2.2 Анализ применяемого в организации типа процесса производства
- 2.3 Принятие управленческого решения относительно существующей проблемы (проблем) на предприятии
- 2.4 Анализ критической точки (точки безубыточности)
- Глава 3. Разработка стратегии агрегатного планирования
- Заключение