logo
Рационализация использования экономических методов менеджмента в ООО "Ташкын" Актанышского района Республики Татарстан

1.2 Экономические методы, их классификация

Экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента в целом определяется социально-экономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать.

Содержание управленческих воздействий при проведении этих изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости, это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия,, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке.

Ключевым элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методов и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности.(2)

Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются: коммерческий расчет; внутрифирменный расчет; ценовая политика и механизмы ценообразования; механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента. Они могут эффективно применяться в управлении предприятием при комплексном использовании с другими элементами менеджмента. Методы ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия его конкурентной позиции на рынке (в отрасли), которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.

Коммерческий расчет является основой экономического механизма менеджмента. Он определяет и обеспечивает формирование общей выгоды от предпринимательской деятельности предприятия в конкретных условиях принятия управленческих решений. Коммерческий расчет направлен на создание экономических условий и возможностей предприятия для получения устойчивой прибыли при реализации его сильных сторон в процессе производства с использованием общих (универсальных) механизмов основных функций менеджмента и во взаимосвязи с другими экономическими методами. При этом управление хозяйственной деятельностью предприятия должно обеспечивать сокращение издержек на всех этапах производственно-сбытовой деятельности в тесной взаимосвязи с механизмом внутрифирменного расчета. Коммерческий и внутрифирменные расчеты, в свою очередь, взаимосвязаны с конкретными методами и механизмами ценообразования, а также с обеспечением конкурентоспособности продукции и конкурентной позиции предприятия на рынке. (1)

Применение экономических методов управления необходимо для сознательного использования всей системы экономических законов и категорий общественного развития.