logo
Роль персонала в повышении конкурентоспособности организации (на примере гостиничного комплекса "Космос")

1.1 Сущность, понятия конкурентоспособности организации

Существует большое количество определений данных терминов. Слово конкуренция возникло от латинского "concurrere", что в переводе означает сталкиваться. Ожегов С.И. трактует конкуренцию как соперничество, борьбу за достижение больших выгод, преимуществ. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения термина конкуренция (см. приложение 1). Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков. Ожегов С.И. в "Толковом словаре русского языка" термин конкурентоспособность трактует, как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам. Данное определение конкурентоспособности не дает полного представления и не применимо для оценки конкретного товара или услуги. Кныш М.И. характеризует конкурентоспособность как степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя.

Конкурентоспособность связана не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов делающих покупку. Фатхутдинов Р.А. дает следующее определение конкурентоспособности - это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Автор подчеркивает, что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке. Забелин П.В., Моисеева Н.К. дают определение конкурентоспособности как способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса. Грошев В.П. толкует конкурентоспособность как комплекс потребительских свойств товара, определяющий его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию. Данное определение является наиболее полным, так как автор учитывает затраты за весь жизненный цикл товара, но при этом не учитывает разную конкурентоспособность товара на различных рынках, в разное время и не оговаривает потребителем или продавцом оценивается конкурентоспособность. Такие же недостатки в определении конкурентоспособности присутствуют у Кредисова А.И. Так, Кредисов А.И. пишет: "конкурентоспособность - это характеристика товара, отражающая его отличие от аналогичного конкурентного товара как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение". Отличие от аналога конкурентного товара, по мнению автора, главное условие конкурентоспособности. Андреева О.Д дает оценку конкурентоспособности следующим образом: "конкурентоспособность - это характеристика товара-конкурента по степени соответствия конкурентной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение".

Следует отметить, что степень соответствия товара общественной потребности для различных рынков будет различной. Данная особенность в определении конкурентоспособности не учитывается.

Перечисленные недостатки устранены в определении Швеца В.Е., которое дается в кратком словаре менеджера: "конкурентоспособность продукции есть не что иное, как проявление качества продукции в условиях рыночных отношений и определяется способностью продукции быть проданной на конкретном рынке, в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя". Автор показал, что товар или услуга являются конкурентоспособными на конкретном рынке, их продается больше чем аналогов и при этом продавец работает с прибылью, которая в свою очередь является одним из показателей эффективности работы любого субъекта рыночной экономики.

Конкурентоспособный персонал организации, конкурентоспособные услуги это только часть конкурентоспособности самой организации. Наиболее часто встречающиеся определения термина конкурентоспособность организации приведена в приложении 2.

Определение конкурентоспособности организации данное Киперманом Г.Я. является неполным, так как не учитывает то, что организации конкурируют на конкретных рынках в определенный период времени. Достоинством данного определения, также как и определения, данного Перцовским Н.И., в том, что они подчеркивают эффективность хозяйственной деятельности как решающий элемент конкурентоспособности организации. Определение конкурентоспособности организации данное Фатхутдиновым Р.А. является неполным, так как сводит конкурентоспособность организации к выпуску конкурентоспособной продукции, фактически тем самым, приравнивая эти два понятия.

Те же недостатки имеет определение, данное Хруцким В.Е., Корнеевой И.В., но в отличие от определения Фатхутдинова Р.А. конкретизируют то, что конкурентоспособность достигается на конкретных рынках в данный период времени. Наиболее полным является определение, данное в словаре по маркетингу группой авторов Азоевым Г.Л., Завьяловым П.С., Лозовским Л.Ш., Поршневым А.Г., Райзберг Б.А.. Учитывая эти недостатки, предлагается дать следующее определение конкурентоспособности организации: конкурентоспособность организации - это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации.

Данное определение учитывает два ключевых положения конкурентоспособности организации, во-первых, товары, услуги организации должны быть конкурентоспособными, во-вторых, она должна превосходить конкурентов по потенциалу производить в будущем конкурентоспособные товары. Причем превосходство должно достигаться без ущерба финансовому состоянию предприятия.

Оценка конкурентоспособности организации может осуществляться только среди предприятий, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги. Конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько фирма может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что, фирма, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества.

Конкурентными преимуществами становятся принципиально новые решения в ведении бизнеса, управленческие инновации и нестандартные менеджерские решения. Кроме того, прогноз на длительный период времени в бизнесе весьма затруднителен, поэтому нужно управлять будущим предприятия, планируя и претворяя в жизнь различные бизнес-решения, направленные на приобретение новых и поддержания существующих конкурентных преимуществ.

Завоевание лидерства в определенной отрасли требует работы над одним или несколькими видами бизнес-компетенции, пусть даже приобретение лидерства направлено на какой-то небольшой сегмент. И уж тем более в туристической индустрии как одном из наиболее мобильных бизнес-направлений необходимо "держать руку на пульсе", чтобы не отстать от конкурентов. А если целью является достижение лидерства, то здесь необходимо четко определить наиболее перспективные для достижения конкурентоспособности стороны деятельности организации.

Так что в разрезе развития персонала как пути достижения конкурентных преимуществ концепция базисной компетенции актуализирует тезис о необходимости формирования человеческого (интеллектуального) капитала. Даже промышленные предприятия все больше зависят от предоставляемых им услуг интеллектуального характера. Именно интеллектуальный капитал должен быть сформирован внутри организации. В последнее время именно интеллектуальный капитал становится тем конкурентным преимуществом, к завоеванию и удержанию которого в первую очередь должна стремиться организация. Потому что это то, что приобретается и удерживается с помощью собственных усилий. Остальные активы всегда найдутся у поставщиков. А человеческий капитал - это, если можно так выразиться, "сверхактив", то есть актив, с помощью которого приобретаются и эффективно используются все остальные активы организации.

Только организация, сумевшая создать, поддержать и эффективно использовать конкурентные преимущества, может умело и с успехом вести конкурентную борьбу.