Руководитель в системе управления торговым предприятием

курсовая работа

1.3 Рабочее место руководителя

Условиями труда называются характеристики производственного процесса и производственной среды, воздействующие на сотрудника предприятия. Условия труда могут рассматриваться в технических, организационных, психофизиологических, социальных, правовых и других аспектах. Основными директивными документами, регламентирующими условия труда, являются санитарные нормы проектирования предприятий, строительные нормы и правила, ГОСТы, требования техники безопасности и охраны труда. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 380.

Как уже отмечалось, измерение интенсивности и тяжести труда руководителей любого уровня представляет весьма сложную проблему, которая до сих пор не имеет удовлетворительного решения. Производительный труд в сфере управления может быть обеспечен за счет соблюдения правил организации рабочего места, планировки кабинета, создания комфортных условий труда и хорошего психологического климата. Данный подход предлагает эргономика - наука, изучающая рабочую среду в связи с работоспособностью и функциональными возможностями человека. Литвак И. Эргономика - заботливая наука. М., 2003. С. 11.

При изучении вопроса организации рабочего места необходимо учитывать следующие моменты:

1. Внутренний объем и форма кабинета директора.

2. Мебель.

3. Оборудование.

4. Цветовое оформление кабинета.

5. Санитарно-гигиенические условия труда.

Современное рабочее место руководителя должно отвечать требованиям экономичности, высокой технической оснащенности, органичного дизайна и безопасности с точки зрения, как защиты информации, так и личной безопасности. Первое, что замечают люди приходя на прием - это внешняя обстановка помещения. От того, как выглядит кабинет руководителя, отчасти зависят результаты беседы или переговоров, поэтому построение пространства требует соблюдения единого стиля во всем: в планировочном решении, в отделке, декоре, мебели.

Грамотно разместив рабочую зону и подобрав правильно цветовую гамму, можно при минимальных расходах повысить производительность труда. Традиционно кабинет директора делится на две зоны - официальную и неформальную.

1. Внутренний объем и форма кабинета. В зависимости от ранга руководителя приемлемая площадь составляет от 20 до 50 м.кв. Но, как отмечают архитекторы, часто для функционального и уютного кабинета руководителя достаточно 12 м. кв. Высота минимум 3,5 м. Форма кабинета также имеет большое значение, т.к. это еще и место проведения планерок и совещаний. Учитывая это, наиболее рациональной является прямоугольная форма кабинета с соотношением сторон 1:2. Отметим некоторые особенности. Весь кабинет делится на три зоны. Первая - непосредственно рабочее место. Вторая - зона проведения совещаний, планерок, презентаций. Третья зона - зона отдыха, где стоят журнальный столик, диван и одно, два комфортабельных кресла. Она используется для доверительных бесед с партнерами и, в некоторых случаях, с подчиненными, когда необходимо создать неформальную обстановку. www.telelancet.com. Материалы журнала «Тhe Lancet».

Рабочий стол должен быть больше обычных столов. Рабочая поверхность стола должна быть твердой и гладкой, преимущественно из дерева. Не следует покрывать стол стеклом, так как его блестящая поверхность вредно воздействует на зрение. «Согласно древнему китайскому учению, руководитель должен сидеть в кабинете лицом к входной двери и немного наискосок от нее - это, по мысли философов, помогает найти выход даже в самой безвыходной ситуации. Стол должен стоять так, чтобы хозяин сидел лицом к двери и мог видеть приходящих и уходящих гостей». www.telelancet.com. Материалы журнала «Тhe Lancet». На приставке слева можно разместить компьютер, телефоны и другие предметы, которые могут занимать много места на рабочем столе.

Стол для совещаний должен быть рассчитан на определенное количество человек (5-7 человек +2 свободных места). Стулья вокруг стола для конференций не должны быть слишком комфортабельными или неудобными. Оптимально - обыкновенные стулья с мягким сиденьем. Обстановка кабинета не должна быть угнетающей и подавляющей. Для этой цели в кабинете могут находиться аквариум с рыбками, зеленые насаждения, зеркало. Рабочий кабинет можно также дополнить стендом, где будут размещаться образцы производимой продукции. Также необходимы большие настенные часы, которые должны быть видны из любой точки кабинета. Живые цветы, шторы или жалюзи, продуманное цветовое оформление. Литвак И. Эргономика - заботливая наука. М., 2003. С. 33.

Современная эстетически красивая и экологически чистая мебель создаст комфортные условия труда и представление о благополучии фирмы. При подборе мебели следует учитывать такие моменты как: антропометрические показатели (рост, длина корпуса, длина рук, и др.), для обеспечения удобного положения тела человека. Это создает условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободы движения. Требования к креслу руководителя сформулировать предельно просто - оно должно обеспечивать физиологически рациональную рабочую позу, при которой не нарушается циркуляция крови и не происходит вредных воздействий. Кресло о обязательно должно быть с подлокотниками и иметь возможность поворота, изменения высоты и угла наклона сиденья и спинки. Желательно иметь возможность регулировки высоты и расстояния между подлокотниками, расстояния от спинки до переднего края сиденья. Кресло должно быть регулируемым, с возможностью вращения, чтобы дотянуться до предметов находящихся вдалеке. Литвак И. Эргономика - заботливая наука. М., 2003. С. 40.

Цветовое решение интерьера характеризуется цветовой гаммой (совокупность цветов, принятая для цветового решения интерьера) и цветовым контрастом (мера различия цветов по яркости и цветовому тону). Цвета психологи советуют выбирать из светлых тонов: нежно-зеленый, желтый, бежевый. Они способствуют не только снижению утомляемости, но и увеличивают объем кабинета. Можно упомянуть некоторые закономерности: коричневый - улучшает исполнительные функции; синий - улучшает активность головного мозга и уменьшает аппетит; желтый, оранжевый - повышают настроение и стимулируют рождение нестандартных решений; зеленый - несет спокойствие. Важно также чтобы поверхности были матовыми, т.к. блестящие вредны для здоровья. Традиционные нейтральные белый или серый, по мнению психологов, не должны доминировать в оформлении офиса. Первый напоминает больницу, второй может быть случайно упомянут в идиоме «серая масса». Разумеется, если присутствует необходимость в сером цвете, правильно будет использовать в убранстве контрастные цвета: вишневый, оранжевый, васильковый. Ежемесячный журнал «Дизайн и интерьер». 2002. №3.

Также к эргономическим факторам относится шум. Предельно допустимые уровни шума хорошо известны. Уровень шума офисных помещений, установленный европейским союзом, равен 55 дБ. Согласно п.6.2. «Гигиенических требований…», уровень шума не должен превышать 75 дБ. Следует сказать, что шум, издаваемый компьютером, принтером и факсом, превышает данное значение, поэтому не рекомендуется ставить всю оргтехнику на рабочем месте руководителя. Для снижения шума можно использовать ковровые покрытия на пол, двойные двери, шумоизоляционную обивку, занавески из плотной ткани, коврики под шумящее оборудование. Бережной С.А., Романов В.В., Седов Ю.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. - Тверь: ТГТУ, 2001. С.69.

Правильная освещенность помещения - также один из факторов создания комфортных условий труда руководителя. Прямой свет без абажуров вызывает раздражение глаз, слабая освещенность приводит к напряжению зрения, ослабляет внимание, ведет к быстрому утомлению. Наилучшим вариантом является работа при естественном освещении, когда свет падает с левого бока или прямо. Установлено, что оно вызывает наименьшее утомление. Однако использовать его весь рабочий день не представляется возможным. Искусственный и естественный свет должны иметь одно направление. Освещенность рабочего места должна быть приспособлена к индивидуальным качествам и быть в пределах 500 лк. Цвет освещения имеет психологическое значение, поэтому предпочтение отдается теплым тонам, подчеркивающие желтые и красные тона. В качестве искусственного источника рекомендуют применять люминесцентные и металлогалогеновые лампы. Там же. С. 73.

Микроклимат характеризуется такими величинами как температура, влажность и скорость воздуха. Наиболее комфортной является температура 19-22 градусов. Уровень температуры связан с влажностью. Психологически при одной и той же температуре влажный воздух кажется жарким, сухой - холодным. Минимальная влажность не должна быть ниже 25-30%, нормальная в пределах 40-60%. Также на рабочем месте необходимо добиваться кондиционирования воздуха, т.е. одновременного регулирования его температуры, влажности, чистоты и воздухообмена. СниП 2.04.05-91. Отопление, вентиляция и кондиционирование / Госстрой СССР. М.: АПП ЦИТП, 1992.

При проектировании рабочего места следует упомянуть о факторах, влияющих на повышении статуса и властности руководителя, а именно: Литвак И. Эргономика - заботливая наука. М., 2003. С. 61-62.

1. Размер кресла и его аксессуары, высота стула и расположение его относительно другого человека. Высота спинки кресла повышает или понижает статус сидящего: чем выше спинка, тем выше статус. Поэтому руководители предпочитают располагаться в кожаном кресле с высокой спинкой.

2. Вращающиеся кресла тоже придают их владельцам больше властности, чем стулья с фиксированными ножками. К тому же они удобнее, поскольку повышают маневренность.

3. Низкий диван для посетителей.

4. Телефон вертушка.

5. Дорогая пепельница, стоящая вне досягаемости посетителя, что создает для него неудобство при тушении сигареты.

6. Несколько лежащих на столе папок с надписью «Совершенно секретно».

7. Развешанные на стенах дипломы и сертификаты, подтверждающие награды и квалификацию хозяина кабинета.

Все эти дополнения психологически повышают статус руководителя, придают больший вес в глазах окружающих, помогают более эффективно общаться и влиять на других.

Выводы

Для правильного понимания сущности и содержания труда руководителя очень важен тезис о том, что все многообразные формы межличностного общения опосредованы технологическими, политическими, идеологическими, экономическими и социальными факторами. Если управленческое решение можно назвать продуктом управленческого процесса, то предметом труда руководителя следует считать совокупность организационных, управленческих и межличностных отношений в процессе управления. Каждая функция отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обусловливая соответствующие стиль и методы управления.

Сущность труда руководителя заключается в обеспечении общего руководства процессом функционирования и развития системы управления. Условно можно выделить три составляющие труда руководителя: производственную, социально-экономическую и организационно-управленческую. Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает преимущественно в организационном аспекте, воздействуя на работников, которые должны непосредственно решать эти задачи. Характер труда руководителя определяется тем, что он реализует важнейшую функцию управления - функцию руководства, решая при этом задачу интегрирования системы управления в единое целое путем координации ее отдельных звеньев.

Глава 2. Особенности деятельности руководителя в торговой фирме «Мир сумок»

2.1 Общая характеристика деятельности торговой фирмы ООО «Мир сумок»

В данной курсовой работе в качестве объекта исследования выступает общество с ограниченной ответственностью «Мир сумок», созданное в 1998 году без ограничения срока его действия. Торговая фирма «Мир сумок» является структурным подразделением кожгалантерейной компании (КГК) «Альянс». Кожгалантерейная компания «Альянс» является одним из ведущих производителей кожгалантереи, успешно работающий на рынке с 1993 года и предлагает полный ассортимент аксессуаров, необходимых деловому человеку.

Адрес: Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Обручевых, д. 7.

Телефон, факс: 556-23-53, 556-39-23, 322-57-97.

Сайт: www.alliance-bags.ru

Общество с ограниченной ответственностью «Мир сумок» создано на основании решения Общего собрания участников в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». По российскому законодательству, обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Организационная структура торговой фирмы ООО «Мир сумок» представлена в Приложении 3. В этой структуре сочетаются преимущества линейной и функциональной структур, но доминирующими остаются вертикальные (командные) связи типа «руководитель-подчиненный». Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Таким образом, линейно-функциональная система обеспечивает форму разделения и кооперации труда в управлении, при которой принятие решений и управляющие воздействия осуществляют линейные руководители, а функциональные - разрабатывают проекты решений, консультируют и координируют. Такая структура управления является логически более стройной и формально определенной, но, вместе с тем, и менее гибкой.

В настоящее время в торговой фирме ООО «Мир сумок» работает 97 человек. Из них 6 человек, включая генерального директора, занимаются управлением компании «Мир сумок»:

1. Главный менеджер - 1 человек.

2. Начальник отдела закупок - 1 человек.

3. Начальник отдела продаж - 1 человек.

4. Главный бухгалтер - 1 человек.

5. Начальник отдела кадров - 1 человек.

Квалификационный и количественный состав персонала торговой фирмы ООО «Мир сумок»: финансовый менеджер - 1 чел.; бухгалтер, кассир - 2 чел.; маркетолог - 1 чел.; товаровед - 1 чел.; инспектор отдела кадров - 2 чел.; менеджер торгового участка - 1 чел.; зав. магазинами - 1 чел.; продавцы - 75 чел.; зав складом - 1 чел.; оператор - 1 чел.; завхоз - 1 чел.; старший водитель, водитель - 2 чел.; секретарь - 1 чел.

Исполнительным органом торговой фирмы ООО «Мир сумок» является генеральный директор, непосредственно подчиняющийся генеральному директору КГК «Альянс». В компетенции генерального директора торговой фирмы ООО «Мир сумок» находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы и распоряжение имуществом. Поэтому столь важна роль генерального директора фирмы, который бы своей властью предупреждал возможную дезорганизацию и координировал работу наиболее эффективным образом.

Главный менеджер торговой фирмы ООО «Мир сумок» является заместителем генерального директора и осуществляет руководство текущей деятельностью компании:

1) утверждает штатное расписание, положение об оплате труда и материальном стимулировании работников фирмы;

2) принимает на работу и увольняет работников компании, а также определяет количество работников, необходимых для работы по договорам;

3) распоряжается имуществом общества и распорядителем кредитов;

4) представляет интересы общества без доверенности, подписывает доверенности, договоры, соглашения;

5) открывает счета в банках;

6) утверждает должностные инструкции работников компании;

7) определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну и степень ответственности за их разглашение;

8) обеспечивает учет и сохранность документов общества, а также своевременную их передачу на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации.

В рамках исследования общей результативности деятельности торговой фирмы ООО «Мир сумок», как структурного подразделения компании «Альянс», представлен краткий анализ основных технико-экономических показателей, результаты которого сведены в таблицу.

Таблица 2.1

Основные показатели деятельности торгового предприятия, применяющего упрощенную систему налогообложения («доходы - минус расходы»)

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Отчетный год в % к прошлому

Доходы предприятия, всего

в том числе:

доходы от реализации товаров, продукции, работ, услуг

прочие доходы

Расходы, учитываемые для целей налогообложения - всего,

в том числе:

расходы на закупку товаров;

расходы на оплату труда работников;

отчисления в Пенсионный фонд;

отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве;

Налогооблагаемая база по единому налогу

Ставка налога, %

Доход, остающийся в распоряжении предприятии

105830

99017

6813

89354

18513

13295

5603

-

8872

8,960

16476

117869

106969

10900

102321

17981

20942

9339

-

7205

6,736

15575

+ 10,24

+ 7,43

+ 37,49

+ 12,67

- 2,87

+ 36,51

+ 40,00

-

- 18,79

- 24,82

- 5,47

Торговая фирма ООО «Мир сумок» специализируется на реализации продукции, которую производит кожгалантерейная компания «Альянс». Перед торговой фирмой «Мир сумок» стоят следующие основные задачи:

1. Реализация кожгалантерейных, галантерейных изделий, аксессуаров и сопутствующих изделий в розницу в г. Санкт-Петербурге и других крупных городах Северо-Запада и Российской Федерации в целом.

2. Позиционирование на рынке как фирменная торговая сеть КГК «Альянс» в разрезе торговых марок («Барон», «Эдельвейс», «Шах», «Константа», «Ультра»), принадлежащих КГК «Альянс» или её структурным подразделениям, для создания у покупателя устойчивого имиджа качественного товара российского производства, позволяющего торговать им по ценам выше, чем цены китайских и турецких аналогов.

3. Торговля продукцией сторонних производителей для поддержания необходимого ассортимента, если производство такой продукции КГК «Альянс» технически невозможно. Продукция сторонних производителей должна соответствовать стандартам системы качества КГК «Альянс» и быть известной покупателям.

Любая фирма функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка фирма получает деньги и снова информацию - об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое. Кроме того, имеется еще одна замкнутая система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги. В итоге фирма оказывается тесно связанной с тем, что в теории маркетинга принято называть внешней средой.

Изучение экономического состояния позволяет понять действующие законы - темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов. Для компании ООО «Мир сумок» особое значение имеют уровень налогов в стране, таможенные сборы и пошлины. Уровень безработицы оказывает косвенное влияние через изменение покупательной способности населения. Анализ политического окружения и правовых аспектов позволит фирме установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими аспектами правовой системы. Политико-правовая составляющая для данной торговой фирмы заключена в законах и нормативных актах, регулирующих торговую деятельность в Санкт-Петербурге. Изучение социальной компоненты макроокружения позволяет выяснить уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в моде и т.п. Анализ научно-технического и технологического развития общества позволяет вовремя заметить и начать применять в практике достижения современной науки и техники в области рекламы, управления, доставки, продажи, а также в области информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом. Непосредственно на коммерческую деятельность фирмы ООО «Мир сумок» развитие научно-технического прогресса в области производства влияние не оказывает; этот фактор значим только для фирм, производящих продукцию, которую реализует компания.

Основу анализа ближайшего окружения фирмы составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят на использовании модели пяти сил М. Портера: конкурентная борьба внутри отрасли; угроза появления товаров и услуг-субститутов; способность поставщиков диктовать свои условия; угроза появления новых конкурентов; способность покупателей диктовать свои условия.

Основными конкурентами КГК «Альянс» и ООО «Мир сумок» являются следующие компании:

1. Барсетки. Основными конкурентами по данной группе товара являются такие фирмы, как «Petek», «Tergan», «Gianni Conti», «Nobel». Все изделия компании «Альянс» по дизайну и качеству не уступают аналогам импортного производства и выгодно отличаются по цене.

Делись добром ;)