logo
Система государственного планирования в Санкт-Петербурге

5. Ежегодное послание губернатора Законодательному собранию.

Так как описанная система государственного планирования основывается на том принципе, что ведущей целью развития Санкт-Петербурга является повышение качества жизни населения города, которое может видеться по-разному, то для того чтобы избежать неопределенности необходимо установить единые стандарты проживания. «Под стандартами проживания в Санкт-Петербурге понимается комплекс требований к качеству жизни населения в Санкт-Петербурге, на выполнение которых направлена деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В Стандартах проживания фиксируются значения показателей стандартов на каждый год, а также указываются ответственные за предоставление информации исполнительные органы государственной власти». Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1659. О мерах по организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга: [принято 25.12.2007, с изменениями на 06.11.2008 года] // Сайт КЭРППиТ СПб [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.cedipt.spb.ru/, свободный.- Загл. с экрана.

Стандарты проживания делятся на три группы элементов:

« - стандарт качества жизни населения в Санкт-Петербурге - требования к уровню потребления материальных благ, услуг и удовлетворения духовных потребностей населения Санкт-Петербурга. Стандарт отражает также требования к показателям состояния здоровья, демографического благополучия, индекс развития человеческого потенциала;

- стандарт обеспечения жизнедеятельности в Санкт-Петербурге - требования к структуре, объему (количеству) и эффективности использования демографических, территориальных, экономических, топливно-энергетических, экологических и имущественных ресурсов;

- отраслевые стандарты проживания в Санкт-Петербурге - требования к качеству проживания населения в Санкт-Петербурге, направленные на обеспечение общественной эффективности и доступности инфраструктуры отрасли, а также качества предоставляемых ею услуг. Отраслевые стандарты делятся на три группы: стандарты общественной эффективности отрасли, качества и инфраструктурные». Закон Санкт-Петербурга. О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы: [принят 26.10.2005] // Сайт КЭРППиТ СПб [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.cedipt.spb.ru/www/site.nsf/web/legal_15022006152940.html, свободный.- Загл. с экрана.

Стандарты должны содержать показатель, выраженный в количественном отношении, гарантируемое и целевое значение: Там же.

· гарантируемое значение норматива стандарта - минимально или максимально допустимое значение норматива стандарта, обеспечить которое обязаны исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга;

· целевое значение норматива стандарта - значение норматива стандарта, на достижение которого направлена деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Таким образом, стандарты проживания - основополагающий элемент государственного планирования в Санкт-Петербурге, являются обязательством региона по качеству предоставляемых услуг.

Другим принципом государственного планирования в регионе является измеримость целей государственного планирования, что означает наличие системы показателей для оценки результатов. Возможность достижения поставленных целей должно подкрепляться наличием необходимых ресурсов. Далее следует описание наиболее важных элементов системы государственного планирования в Санкт-Петербурге.

1.2. Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года Раздел подготовлен на основе информации, содержащейся в Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 884. О Концепции социально-экономического развития СПб до 2025 года: [принято 20.07.2007] // Сайт КЭРППиТ СПб [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.cedipt.spb.ru/, свободный.- Загл. с экрана.

Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года разрабатывается в рамках государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли и утверждается Правительством Санкт-Петербурга. Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1659. О мерах по организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга: [принято 25.12.2007, с изменениями на 06.11.2008 года] // Сайт КЭРППиТ СПб [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.cedipt.spb.ru/, свободный.- Загл. с экрана. Данная концепция утверждена постановлением Правительства №884 от 20.07.07. Из названия Концепции понятно, что она разрабатывается на длительный срок и ее главной идеей является служить основой для разработки новых и корректировки действующих планово-программных документов среднесрочной и текущей перспективы. Основной целью социально-экономического развития Санкт-Петербурга Концепция считает создание условий проживания населения, соответствующих европейскому уровню на основе формирования региона как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, укрепления его роли главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России. В целях прогнозирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга было разработано восемь основных показателей такого развития (См. Приложение № 2).

Можно выделить три основных раздела, входящих в Концепцию:

· Стратегический анализ факторов развития Санкт-Петербурга

· Стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики Санкт-Петербурга

· Важнейшие направления и средства реализации стратегических целей.

Стратегический анализ факторов развития Санкт-Петербурга, по своей сути, является SWOT-анализом целого региона - Санкт-Петербурга и рассматривает благоприятные возможности и потенциальные угрозы, содержащиеся во внешней среде, сильные и слабые стороны внутренней среды Санкт-Петербурга, стратегии развития Санкт-Петербурга при различных сочетаниях внешних условий и внутренних возможностей. Так как нельзя совершенно точно знать, как сложатся внешние факторы, влияющие на развитие Санкт-Петербурга, то необходимо определить три основных из возможных направлений развития Санкт-Петербурга до 2025 года:

1. Санкт-Петербург - мировой город (центр делового, политического и культурного сотрудничества, интегрированный в мировую экономику);

2. Санкт-Петербург - торгово-транспортный узел (крупнейший российский торгово-транспортный центр международного значения, расположенный на Балтике; более 50% экспорта в ЕС и импорта из ЕС);

3. Санкт-Петербург - центр инноваций и управления (российский и потенциально мировой центр инноваций; основную продукцию Санкт-Петербурга в 2025 году будут составлять новые производственные технологии, высокоточная механика, оптика, электроника, транспортные средства и т. д.).

Для оценки эффективности проводимой социально-экономической государственной политики необходима индикация изменений, поэтому вводятся основные показатели, показывающие уровень успеха в достижении главной цели развития региона - качества жизни населения. Данные показатели называются целевыми ориентирами и делятся на восемь групп, семь из которых отражает определенную сферу социального развития, а восьмая учитывает три основных показателя - ожидаемая продолжительность жизни при рождении, образованность населения и уровень жизни (для регионов - валовой региональный продукт в расчете на 1 жителя):

ь Демографическая ситуация

ь Занятость, доходы и расходы населения

ь Обеспеченность населения имуществом

ь Здоровье

ь Образование

ь Состояние общества

ь Городская среда

ь Интегральный показатель

Во втором разделе Концепции приводятся количественные и качественные характеристики социально-экономической ситуации в Санкт-Петербурге в 2025 году, то есть, то каким должен быть Санкт-Петербург к моменту реализации Концепции.

В третьем разделе говорится о задачах, выполнив которые, можно достичь поставленных стратегических целей, направления, в рамках которых необходимо действовать для решения этих задач (в каждом направлении, в свою очередь, выделяются главные задачи).

Ключевые задачи:

v обеспечить рост доходов подавляющего большинства населения Санкт-Петербурга (работников бюджетной сферы - за счет увеличения доходов бюджета Санкт-Петербурга, работников внебюджетной сферы - за счет роста экономики Санкт-Петербурга, неработающих - за счет увеличения социальных трансфертов);

v постоянно улучшать качество городской среды (развивать инфраструктуру Санкт-Петербурга, улучшать состояние окружающей среды, благоустраивать территорию Санкт-Петербурга);

v повышать конкурентоспособность Санкт-Петербурга путем формирования благоприятного хозяйственного климата.

Направления действий:

1. Развитие человеческого капитала

1.1. Демография

1.2. Миграция

1.3. Труд и занятость

1.4. Социальная защита населения

1.5. Здравоохранение

1.6. Молодежная политика

1.7. Физическая культура и спорт

1.8. Образование и наука

1.9. Культура

2. Развитие городской среды

2.1. Градостроительство

2.2. Организационно-правовое обеспечение градостроительной деятельности:

· Принятие правовых актов, направленных на регулирование правовых отношений, связанных с градостроительной деятельностью

· Выработка стратегии Санкт-Петербурга в части, касающейся предоставления земельных участков для целей строительства

· Организационно-правовое обеспечение форм взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с лицами, осуществляющими капитальное строительство и реконструкцию

2.3. Обеспечение жилищных прав граждан, доступности жилья, качества и эффективности обслуживания жилищного фонда

2.4. Обеспечение безопасности проживания

2.5. Реформирование системы пассажирского транспорта общего пользования и организация дорожного движения

3. Улучшение качества окружающей среды

3.1. Административно-правовые меры

3.1.1. Меры по совершенствованию системы государственного управления в области охраны окружающей среды

3.1.2. Меры по обеспечению экологической безопасности населения

3.1.3. Меры по формированию экологической культуры населения

3.2. Инженерно-технические меры

3.2.1. Меры общего характера

3.2.2. Меры по улучшению качества поверхностных вод

3.2.3. Меры по улучшению качества атмосферного воздуха

3.2.4. Меры, связанные с переработкой и утилизацией отходов

3.2.5. Меры по развитию системы зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий

4. Развитие экономики

4.1. Налогово-бюджетная политика

4.2. Регулирование и дерегулирование

4.3. Управление государственной собственностью

4.4. Совершенствование системы государственного управления и местного самоуправления в Санкт-Петербурге, укрепление внешних связей, развитие гражданского общества

4.4.1. Формирование эффективной системы органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге

4.4.2. Совершенствование внутренней организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга

4.4.3. Внедрение новейших технологий управления в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга

4.4.4. Укрепление международного и общероссийского значения Санкт-Петербурга, развитие внешних связей, создание и продвижение благоприятного имиджа Санкт-Петербурга

1.2. 1.3. Генеральный план

Вторым элементом системы государственного планирования в Санкт-Петербурге является Генеральный план развития города, он отражает территориальный аспект государственного планирования. Генеральный план Санкт-Петербурга разработан в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и законом Санкт-Петербурга о регулировании градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, реализуется в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга с включением акватории Финского залива, прилегающей к Санкт-Петербургу, и с учетом развития прилегающей к Санкт-Петербургу территории Ленинградской области. Генеральный план включает в свой состав:Закон Санкт-Петербурга N 728-99. О Генеральном плане Санкт-Петербурга: [принят 21.12.2005, с изменениями на 19.01.2009 года] // Официальный сайт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга [Электронный ресурс].- Управление по информации и общественным связям.- Режим доступа: http://www.assembly.spb.ru/manage/page?tid=633200015&nd=8422495&nh=0&ssect=0, свободный.- Загл. с экрана.

1) материалы, устанавливающие цели и задачи территориального планирования Санкт-Петербурга, основные параметры развития Санкт-Петербурга и виды функциональных зон на территории Санкт-Петербурга, в том числе:

· Положение о территориальном планировании Санкт-Петербурга;

· карту границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга;

2) материалы, устанавливающие очередность размещения и развития основных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и основных функциональных зон (производственных, жилых, общественно-деловых, рекреационных), в том числе:

· схему размещения и развития внешнего транспорта;

· схему размещения и развития улично-дорожной сети;

· схему размещения и развития городского транспорта;

· схему размещения и развития тепло-, электро-, газоснабжения;

· схему размещения и развития водоотведение;

· схему размещения и развития санитарной очистки;

· схему границ территорий зон планируемого размещения и развития основных объектов капитального строительства производственного назначения;

· схему границ территорий зон планируемого размещения и развития основных объектов жилищного строительства;

· схему границ территорий зон планируемого размещения и развития основных объектов капитального строительства общественно-делового назначения;

· схему границ территорий зон планируемого размещения и развития основных объектов капитального строительства рекреационного назначения.

«Генеральный план Санкт-Петербурга разработан в соответствии с целями и задачами развития Санкт-Петербурга, сформулированными в документах государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга» - данный пункт Положения о территориальном планировании Санкт-ПетербургаЗакон Санкт-Петербурга N 728-99. О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга. Приложение 1: [принято 21.12.2005, в редакции, введенной в действие с 6 июня 2008 года Законом Санкт-Петербурга от 12 мая 2008 года N 274-44] // Сайт Уставного суда Санкт-Петербурга [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.spbustavsud.ru/index, свободный.- Загл. с экрана. свидетельствует о связи Генерального плана, как территориального отображения государственного планирования, с другими документами планирования разной срочности. Поэтому Генеральный план также имеет следующие временные сроки его реализации:

§ первая очередь Генерального плана Санкт-Петербурга - период, на который определены первоочередные мероприятия по реализации Генерального плана Санкт-Петербурга, - 2010 год;

§ расчетный срок Генерального плана Санкт-Петербурга - период, на который рассчитаны все основные проектные решения Генерального плана Санкт-Петербурга, -2015 год;

§ прогнозируемый период - период, следующий за расчетным сроком Генерального плана Санкт-Петербурга, на который определяются основные направления стратегии градостроительного развития Санкт-Петербурга, - 2025 год.

Цели Генерального плана сочетаются с общими целями государственного планирования Санкт-Петербурга:

1. стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга;

2. сохранение архитектурного наследия;

3. формирование Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства, укрепление Санкт-Петербурга как главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России.

Территориальное планирование заключается в определении функционального назначения территорий для обеспечения устойчивого развития Санкт-Петербурга, повышения качества городской среды; сохранения и регенерации исторического и культурного наследия; развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; обеспечения учета интересов Российской Федерации, интересов жителей Санкт-Петербурга и их объединений, интересов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.

В базовых документах государственного планирования социально-экономического развития города приняты установки социально-экономического развития, на которых базируется территориальное планирование в Санкт-Петербурге, исходя из этих установок (См. Приложение № 3) в Генеральном плане определены задачи территориального планирования в Санкт-Петербурге:

v по развитию и преобразованию функционально-планировочной структуры;

v по учету интересов Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге;

v по развитию и размещению объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения (внешний транспорт, внутригородская транспортная инфраструктура, инженерная инфраструктура, объекты социального и культурно-бытового обслуживания);

v по сохранению и регенерации исторического и культурного наследия;

v по улучшению экологической обстановки и охране природы;

v по развитию и размещению зеленых насаждений;

v по улучшению санитарно-гигиенического состояния городской среды;

v по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

v по инженерной подготовке территорий;

v по санитарной очистке территорий;

v по нормативному правовому обеспечению реализации Генерального плана.

1.4. Программа социально-экономического развития Санкт-Петербурга

За всю историю государственного планирования в Санкт-Петербурге было разработано всего 2 Программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга (далее - Программа): Программа на 2005-2008 годы и Программа на 2008-2011 годы. Программа - это система целевых ориентиров социально-экономического развития Санкт-Петербурга и планируемые пути и средства достижения указанных ориентиров. Содержание (основные цели, задачи, система мероприятий) Программы на 2008-2011 годы разрабатывается с учетом и на основе: Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года и Послания Губернатора 2007 года, в котором определены приоритеты развития до 2011 года. С помощью Программы осуществляется среднесрочное государственное планирование (3 года).

Программа на 2008-2011 гг. отвечает следующим принципам:

· Сохранение формата, заданного Программой на 2005-2008 гг.;

· Синхронизация с трехлетним бюджетом, подготовка перехода к режиму частичного ежегодного обновления и продления Программы на один год;

· Добавление районного разреза.

Главной целью социально-экономического развития региона провозглашается стабильное улучшение качества жизни населения Санкт-Петербурга. В качестве базового показателя главной цели принимается отношение месячных среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения.Закон Санкт-Петербурга N 140-24. О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы. Приложение: [принято 05.03.2008] // Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gov.spb.ru/, свободный.- Загл. с экрана. Для достижения главной цели органы государственной власти региона обеспечивают выполнение указанных ниже целей и достижение следующих целевых ориентиров (показателей) (См. Приложение № 4):

Цель 1. Повышение уровня благосостояния, рождаемости и продолжительности жизни населения

Показатели:

ь Число родившихся на 1000 жителей в год

ь Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

ь Среднедушевые денежные доходы

ь Доля населения со среднедушевыми доходами в семье ниже прожиточного минимума

ь Индекс Джинни (коэффициент концентрации доходов)

Цель 2. Повышение уровня конкурентоспособности и динамичный устойчивый рост экономики Санкт-Петербурга

Показатели:

ь Валовой региональный продукт Санкт-Петербурга на одного жителя в год

ь Инвестиции в основной капитал на одного жителя в год

ь Доходы бюджета в расчете на одного жителя в год

ь Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции

Цель 3. Улучшение условий жизни населения

Показатели:

ь Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования в год

ь Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга

ь Уровень благоустройства дворовых территорий

ь Количество коммунальных квартир

ь Доля расселенного аварийного жилищного фонда

ь Площадь зеленых насаждений

Также Программа и механизм ее реализации включают в себя Задачи социально-экономического развития на 2008-2011 гг., обеспечивающие достижение главной цели и целей развития Санкт-Петербурга (См. Приложение № 5), и Стандарты проживания на 2008-2011 гг., Стандарты проживания конкретизируют Задачи.

Инструментом для достижения целей и параметров целевых ориентиров, определенных Программой СЭР на 2008-2011 годы является План мероприятий по реализации Программы. По своей структуре План состоит из двух частей. Первая часть - это мероприятия по внедрению программно-целевого управления, бюджетирования, ориентированного на результат и проведению административной реформы. Вторая часть Плана - мероприятия по достижению отдельных целей Программы, реализуемые отраслевыми и территориальными исполнительными органами государственной власти города. Данная часть подразделяется на 3 крупных блока, соответствующих трем основным целям социально-экономического развития Санкт-Петербурга, определенным Программой. Это повышение уровня благосостояния, рождаемости и продолжительности жизни населения города, повышение уровня конкурентоспособности и динамичный устойчивый рост экономики Петербурга, улучшение условий жизни населения Санкт-Петербурга.Принят План мероприятий по реализации Закона «О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы» // Сайт КЭРППиТ СПб [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.cedipt.spb.ru/www/site.nsf/web/news_26082008151433.html/, свободный.- Загл. с экрана.

Другим инструментом является Положение о мониторинге. «Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий осуществляют регулярный мониторинг степени достижения главной цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы, целей Программы и целевых ориентиров Программы. Правительство Санкт-Петербурга не реже двух раз в год информирует Законодательное Собрание Санкт-Петербурга о ходе реализации Программы на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга»Закон Санкт-Петербурга N 140-24. О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы. Приложение: [принято 05.03.2008] // Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gov.spb.ru/, свободный.- Загл. с экрана..

Можно сделать вывод, что состав Программы на 2008-2011 гг. выглядит следующим образом:

Рис.1 Состав программы СЭР СПБ

1.2. 1.5. Трехлетний бюджет

«Правовую основу бюджетного процесса в Санкт-Петербурге составляют Бюджетный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, настоящий Закон Санкт-Петербурга, законы Санкт-Петербурга о бюджете, иные законы Санкт-Петербурга»Закон Санкт-Петербурга N 371-77. О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге: [принят 04.06.2007, с изменениями на 29.09.2008 года] // Официальный сайт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга [Электронный ресурс].- Управление по информации и общественным связям.- Режим доступа: http://www.assembly.spb.ru/manage/page?tid=633200144&nd=8453909&nh=1, свободный.- Загл. с экрана.. «Бюджет Санкт-Петербурга - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» Закон Санкт-Петербурга. О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: [принят 31.10.2007 года, с изменениями на 24 октября 2008 года] // Сайт Уставного суда Санкт-Петербурга [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.spbustavsud.ru/printdoc?tid=&nd=8461106&nh=0&ssect=0, свободный.- Загл. с экрана..

Участниками бюджетного процесса в Санкт-Петербурге являются:Закон Санкт-Петербурга N 371-77. О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге: [принят 04.06.2007, с изменениями на 29.09.2008 года] // Официальный сайт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга [Электронный ресурс].- Управление по информации и общественным связям.- Режим доступа: http://www.assembly.spb.ru/manage/page?tid=633200144&nd=8453909&nh=1, свободный.- Загл. с экрана.

· Губернатор Санкт-Петербурга;

· Законодательное Собрание Санкт-Петербурга;

· Правительство Санкт-Петербурга;

· финансовый орган Санкт-Петербурга;

· Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга;

· контрольный орган исполнительной власти Санкт-Петербурга;

· главные распорядители средств бюджета Санкт-Петербурга;

· орган управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга;

· главные администраторы доходов бюджета Санкт-Петербурга;

· главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга;

· получатели бюджетных средств.

Бюджет Санкт-Петербурга является законом, составляется и утверждается сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период), финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабряЗакон Санкт-Петербурга N 371-77. О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге: [принят 04.06.2007, с изменениями на 29.09.2008 года] // Официальный сайт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга [Электронный ресурс].- Управление по информации и общественным связям.- Режим доступа: http://www.assembly.spb.ru/manage/page?tid=633200144&nd=8453909&nh=1, свободный.- Загл. с экрана..

«Депутаты петербургского парламента 1 апреля приняли закон о бюджете города на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов в третьем чтении» Трехлетний бюджет Петербурга принят окончательно [Электронный ресурс] // Официальный сайт РБК [Электронный ресурс].- 1995 - 2009 РосБизнесКонсалтинг.- Режим доступа: http://spb.rbc.ru/topnews/01/04/2009/291411.shtml, свободный.- Загл. с экрана.. Этот бюджет - второй трехлетний бюджет в Санкт-Петербурге. Переход региона к трехлетнему бюджету был осуществлен вслед за Федеральным бюджетом.

Почему трехлетний? Переход к трехлетнему бюджету обусловлен:

1. Обеспечением преемственности и предсказуемости бюджетной и налоговой политики. Практически каждая компания, связанная с  государством,  при однолетнем бюджете живет одним годом. И когда речь идет о долгосрочном проекте, его реализация начинается лишь с середины года, но не может завершиться к концу года, как того требует система. При условии трехлетнего бюджета, можно выходить за рамки одного года. Возникнет правовая основа для заключения многолетних государственных контрактов, появятся среднесрочные ориентиры для бизнеса. «Трехлетний бюджет повышает обоснованность планирования бюджетных расходов, позволяет заключать государственные контракты на три года или на весь срок реализации долгосрочных целевых программ, что способствует более эффективному использованию бюджетных средств»Трехлетний бюджет станет нормой [Электронный ресурс] // Официальный сайт Издательского дома «Бюджет». [Электронный ресурс].- Издательский дом «Бюджет».- Режим доступа: http://bujet.ru/article/48585.php, свободный.- Загл. с экрана..

2. Более точными и согласованными решениями относительно приоритетов бюджетной и налоговой политики.

3. Повышением прозрачности бюджетного процесса благодаря возможности систематического пересмотра намеченных обязательств и их приоритетности.

4. «Кроме того, многолетнее планирование будет способствовать укреплению сотрудничества между различными структурными подразделениями органов исполнительной власти, позволит координировать деятельность чиновников» Трехлетний бюджет станет нормой [Электронный ресурс] // Официальный сайт Издательского дома «Бюджет». [Электронный ресурс].- Издательский дом «Бюджет».- Режим доступа: http://bujet.ru/article/48585.php, свободный.- Загл. с экрана..

Таким образом, региональный бюджет является реализацией среднесрочного государственного планирования.

Однако существуют и недостатки, они заложены в самой сути трехлетнего бюджета - его направленности на среднесрочную перспективу. Отсутствие совершенных методик планирования регионального бюджета, а также недостаточная системность в принятии управленческих решений, существующая на сегодняшний момент, снижает эффективность использования трехлетнего бюджета. Так, например, в законе «О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» в статье доходов за 2009 год указана сумма в 335,970 млрд. руб., расходов - 361,966 млрд. руб. Закон Санкт-Петербурга. О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: [принят 31.10.2007 года, с изменениями на 24 октября 2008 года] // Сайт Уставного суда Санкт-Петербурга [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.spbustavsud.ru/printdoc?tid=&nd=8461106&nh=0&ssect=0, свободный.- Загл. с экрана., а в законе «О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» доходов - 267,969 млрд. руб., расходов - 318,799 млрд. руб. Закон Санкт-Петербурга. О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»: [принят 01.04.2009] // Сайт ЗАО «Информационная компания «Кодекс» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gov.spb.ru:3000/noframe/law?d&nd=891809515&prevDoc=891809515&mark=00000000000000000000000000000000000000000000000001JCGFB0, свободный.- Загл. с экрана. Таким образом, расхождение в цифрах составляет 68 млрд. (относительно доходной части) и 43 млрд. (относительно расходов), что составляет соответственно - 20,2% и 11,9% (по отношению к первоначальным цифрам).

Одним из следствий глобального экономического кризиса является временный отказ от трехлетнего бюджета на Федеральном уровне. В Санкт-Петербурге власти говорят, что не будут отказываться от практики планирования трехлетнего бюджета. В Петербурге от планирования трехлетнего бюджета отказываться не будут [Электронный ресурс] // Петербургская Интернет-газета Фонтанка.ру [Электронный ресурс].- 2000 - 2009 Фонтанка.Ру.- Режим доступа: http://www.fontanka.ru/2009/03/18/066/, свободный.- Загл. с экрана. Но при этом также заявляется, что «сейчас формирование доходов и расходов на будущие годы происходит на уровне ощущений»Там же.. Все это говорит о качестве планирования.

Декларируется, что бюджет Санкт-Петербурга разрабатывается в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат. «Под бюджетированием, ориентированным на результат, (БОР) понимается такой способ организации управления расходами бюджетного процесса, в основу которого положена взаимоувязка планируемых результатов деятельности органов государственной власти и параметров бюджетного финансирования, выделяемого для получения этих результатов»Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России [Электронный ресурс] // Материалы Шестой научно-практической конференции (9-11 июня 2006 г.) [Электронный ресурс].- Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2006.- Режим доступа: http://openbudget.karelia.ru/conf6/conf6_book1.pdf/, свободный.- Загл. с экрана.. Следует отметить, что переход к БОР отвечает общей тенденции движения государственного планирования к программно-целевому планированию. Следует отметить, что на сегодняшний день о бюджете Санкт-Петербурга трудно сказать как о бюджете, соответствующем принципам БОР. Лишь небольшая часть бюджета охвачена целевыми программами, а связь между бюджетом и результатами государственного планирования не является очевидной.

В Санкт-Петербурге переход к использованию БОР был начат при разработке бюджета на 2006 год. Опыт оказался не вполне удачным, а основной причиной этому послужило плохое понимание органами государственной власти самой сути БОР: комитеты по-разному понимали и формулировали цели отраслевых программ; не во всех случаях ориентировались на Программу социально-экономического развития Санкт-Петербурга; среди показателей оценки результатов встречались такие, которые было невозможно измерить; уровень обоснованности потребностей в бюджетных средствах был недостаточным. Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России [Электронный ресурс] // Материалы Шестой научно-практической конференции (9-11 июня 2006 г.) [Электронный ресурс].- Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2006.- Режим доступа: http://openbudget.karelia.ru/conf6/conf6_book1.pdf/, свободный.- Загл. с экрана.

Однако успешность использования БОР в практике государственного управления различных стран мира исключает любые сомнения в целесообразности перехода к бюджетированию, ориентированному на результат. Ввиду того, что переход на принципы БОР осуществлялся впервые и форсированными темпами, а поэтому проходил в условиях неизбежного несовершенства и неосвоенности разработанных и применяемых средств методологического и технологического оснащения, переход в будущем должен сопровождаться выполнением отработочных и корректирующих процедур. Кроме того, сложность применения БОР заключается в трудностях оценки результатов, так как оценивать их качество могут только сами получатели государственных услуг. Таким образом, административный барьер является основным препятствием внедрения БОР в регионе.