Система управления качеством в организации и пути ее совершенствования (на материалах ОАО "Гомельский авторемонтный завод")

курсовая работа

1.2 Подходы к управлению качеством

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством [15, с.158].

Управление качеством -- это методы и виды деятельности, используемые для выполнения требований к качеству, направленные как на контролирование процесса, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования подразделений предприятия. При этом оно является оперативным управлением деятельностью предприятия по качеству.

Управление любыми процессами является круговым циклом: планирование - осуществление - контроль - управляющее воздействие. Процесс управления качеством продукции также можно представить как последовательность прохождения этих этапов. Цикл «планирование-осуществление, контроль, управляющее воздействие» обеспечивает постоянное отслеживание и повышение уровня качества продукции. Управление качеством продукции на предприятии организовывается на основе семи комплексов мероприятий (рисунок 1.1) [15, с.162].

Общее руководство качеством (стратегическое управление качеством) продукции включает в себя:

– политику, цели и ответственность руководства организации в области качества;

– планирование и управление качеством;

– обеспечение качества и его совершенствование. Обязанности по общему руководству качеством лежат на администрации всех уровней, а управлять им должно высшее руководство. Все остальные члены организации вовлекаются в общее руководство качеством.

Под обеспечением качества в рамках системной организации качества подразумевают выполнение функций системы качества.

Рисунок 1.1 - Цикл управления качеством продукции

Под системой качества подразумевают все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности, а также действия по предоставлению доказательств качества, необходимые для создания у потребителя достаточной уверенности в том, что поставщик будет выполнять требования к качеству. Обеспечение качества касается как внутренних, так и внешних целей по качеству.

Внутренние цели обеспечения качества создают уверенность у руководства в своей продукции, а внешние цели обеспечения качества -- уверенность у потребителя или других лиц в качестве полученной продукции и услуг по ней.

В соответствии со стандартом ИСО 9001 на предприятии разрабатывается, документально оформляется и поддерживается в функциональном состоянии система качества.

Принципиальная схема построения и функционирования управления качеством на предприятии может быть представлена конусом управления качеством, как показано на рисунке 1.2 [15, с.165].

В данной схеме можно выделить четыре уровня управления качеством со своими задачами, функциями и областями воздействия:

– общее руководство качеством;

– системное обеспечение качества;

– оперативное управление, осуществляющее управление качеством на двух нижних уровнях технологического обеспечения и управления процессами.

В настоящее время в мире внедрение системного подхода к управлению качеством осуществляется в трех направлениях [16, с.189]:

– через системы качества, основанные на требованиях стандартов ИСО серии 9000;

– реализацией системы тотального управления качеством (ТОМ);

– через систему общего руководства предприятием.

Все формы взаимосвязаны, и значительная роль отводится активному использованию программно-целевых методов управления качеством.

Рисунок 1.2 - Конус управления качеством продукции

В целом политика в области качества может быть сформулирована на основе следующих принципов. Принцип открытости на всех уровнях -- необходимое условие доверия. Он подразумевает одинаковый доступ к информации для всех без исключения изготовителей, органов государственной власти и потребителей, если эта информация относится к требованиям безопасности, стандартизации, методам испытаний или сертификации. Повышение конкурентоспособности -- этот базовый принцип подразумевает устранение недостатков и усиление преимуществ продукции. С этой точки зрения политика качества является одним из стратегических элементов подхода, который существует наряду с политикой, определяющей деятельность организации в области исследований, развития, обучения персонала и т.д. Кроме того, политика в области качества направлена на стимулирование подходов, основанных на принципе использования человеческого потенциала как ключевого фактора, на гибкой интеграции различных национальных культур государств -- членов сообщества. Одновременно эта политика призвана обеспечить улучшение производственного климата и взаимопонимания между руководителем и исполнителем путем формирования общих целей, направленных на улучшение стандартов и качества жизни.

Следующий принцип политики качества -- это развитие и укрепление элементов (институтов) инфраструктуры качества и более тесное сотрудничество этих институтов и компаний, что сделает деятельность последних более эффективной и приспособленной к новым требованиям рыночной экономики. Пятый принцип базируется на реализации новой общей концепции качества. Новый подход к качеству - этот принцип означает формирование новой философии в стратегии управления фирмами, основанной на включении работников в процесс непрерывного улучшения всего производственного цикла и деятельности всех подразделений компании для удовлетворения запросов потребителей.

Политика качества в этом случае предусматривает достижение двух целей:

– разработать принципы взаимного признания законодательных положении

– и других нормативных документов стран-участниц сообщества, с тем, чтобы обеспечить свободное движение товаров внутри общего рынка;

– создать и обеспечить динамичное развитие внутри «культуры качества», внутри «сообщества».

В процессе выполнения этих принципов (обеспечение соответствия продукции стандартам, поддержание доверия и охрана общественных интересов) важную роль играют независимые испытательные лаборатории и сертификационные органы.

Методы управления качеством продукции представляют собой совокупность способов осуществления управленческой деятельности путем использования различных приемов, обеспечивающих развитие производства в заданном направлении. К ним, в первую очередь, относятся методы централизованного планового руководства, хозрасчет, организационные методы, моральное и материальное стимулирование, методы, отражающие закономерности развития техники и технологий и др.

Под средствами управления качеством продукции подразумеваются те возможности, которые могут быть использованы для достижения желаемых целей: информация, материальные ресурсы и финансы, трудовые ресурсы, а также уровень организации управления, уровень качества технологического сопровождения (сооружения, оборудование, технологическая оснастка и др.), степень формирования внутри коллектива трудовых общественных отношений, условия труда и т.д.

В основе построения функциональных структур управления качеством продукции лежит определение всех функций, которые должны выполнять службы управления качеством, их классификация и группирование однородных видов деятельности в рамках отдельных структурных подразделений. При проектировании организационной структуры в качестве исходного закладывается принцип отделения работ по планированию и программированию деятельности по управлению качеством продукции от текущей деятельности, по его регулированию и контролю в процессе производства.

В соответствии с указанным разделением функций на три категории модель организационной структуры отдела управления качеством может быть представлена схемой на рисунке 1.3, в которой выделяется три основных структурных блока:

Отдел управления

качеством

Группа планирования, координации деятельности по управлению качеством и разработке технологии его обеспечения

Группа разработки методов и средств контроля качества

Группа контроля, регулирования и оценки качества в процессе производства.

Рисунок 1.3 - Модель структуры отдела управления качеством

Число отдельных организационных подразделений или структурных единиц в рамках каждого из структурных блоков может быть различным и определяется объемом работ по каждому из трех основных направлений деятельности и специфическими условиями производства на каждой фирме.

При условии выпуска разных видов продукции модель организационной структуры развивается по горизонтали в направлении специализации по видам продукции как показано на рисунке 1.4.

Каждый из трех структурных блоков может расчленяться в соответствии со специализацией однородной функциональной деятельности по отдельным видам продукции, т.е. функциональный принцип формирования структурных подразделений сочетается с технологическим по видам продукции (А и D, В и С).

Рисунок 1.4 - Организационная структура отдела управления качеством на фирме при условии выпуска различных видов продукции

Использование комбинированной функционально-технологической структуры весьма характерно для многономенклатурного производства. Каждую из технологических линий обслуживают самостоятельно структурные подразделения по обеспечению качества, надежности и разработке методов и средств испытаний данных видов продукции.

В то же время в отделении существует ряд централизованных подразделений, предназначенных для проведения комплекса работ по обеспечению качества и надежности поставок продукции и регулированию качества продукции в процессе производства.

Делись добром ;)