logo
Складирование материальных ресурсов и готовой продукции на предприятии

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

ОАО «Борисовский мясокомбинат» это современное мясоперерабатывающее предприятие, расположенное в городе Борисове (мясокомбинат Беларуси), оснащенное всем необходимым оборудованием для выпуска качественной продукции достаточно широкого ассортимента. В состав мясокомбината входит 4 основных цеха: колбасный цех, специализированный цех по выпуску сырокопченых колбасных изделий, мясожировой цех и холодильник. Мясокомбинат имеет столовую, пионерский лагерь и социально-бытовой комплекс, в который входят общежитие, гостиница, парикмахерская, тренажерный зал. В конце 2004 года состоялось открытие фирменного ресторана ОАО «Борисовский мясокомбинат» «Королевская охота». C 2006 года функционирует и расширяет свой комплекс услуг охотничье хозяйство «Королевская охота».

Работают 16 фирменных магазинов по Беларуси, расположенных в г. Минске, г. Борисове, г. Жодино. Фирменная торговля ОАО Борисовский мясокомбинат в Беларуси обеспечивает более 16% товарооборота предприятия. Планируется дальнейшее расширение сети фирменных магазинов в г. Минске, а также создание там оптовой базы. Кроме того, продукция реализуется на рынок Российской Федерации в г. Москва через оптовый склад представительства, учредителем которого является ОАО «Борисовский мясокомбинат», а также на рынки городов Санкт-Петербург, Смоленск, Солнечногорск и Великие Луки. Развитие экспортных поставок является одним из приоритетных направлений по расширению зоны и объемов поставок продукции.

Вся выпускаемая предприятием продукция проходит необходимые биохимические, санитарно-химические и органолептические испытания. Постоянный тщательный контроль качества выпускаемой продукции обеспечивает современная, обеспеченная всем необходимым оборудованием производственная лаборатория.

Проводится постоянное обновление парка технологического оборудования. На ОАО «Борисовский мясокомбинат» установлено и функционирует оборудование ведущих западноевропейских производителей. В 2005 году введена в эксплуатацию новая пельменная линия с технологией домашней лепки. Здесь выпускаются абсолютно новые оригинальные пельмени под торговой маркой «Кулинарное раздолье», способные удовлетворить вкус самых искушенных ценителей данного продукта.

На предприятии вырабатывается более 400 наименований изделий. К основанной продукции, вырабатываемой ОАО «Борисовский мясокомбинат», относятся:

- колбасные изделия;

- продукты из свинины и говядины;

- полуфабрикаты;

- пельмени;

- мясо: говядина, свинина, конина;

- субпродукты 1 и 2 категории;

- шкуры;

- эндокринно-ферментное сырьё;

- сухие животные сырьё.

На сегодняшний день мощность основного производства предприятия составляет порядка 40 тонн колбасных изделий оптом и 13 тонн полуфабрикатов в сутки. Визитной карточкой ОАО «Борисовский мясокомбинат» в течение последних 35 лет были сырокопченые и сыровяленые колбасные изделия. В Республике Беларусь нет аналогичного цеха сырокопченых колбасных изделий, с шахтным методом копчения.

Высокое качество продукта обеспечивается подбором высококачественного сырья и специй, высоким уровнем дизайна маркировки и упаковки. Профессионализм работников предприятия, строжайшее соблюдение технологических режимов на всех стадиях производства создают незабываемый вкус и аромат и позволяют сохранить производство традиционных сырокопченых колбасных изделий.

ОАО «Борисовский мясокомбинат» производит полуфабрикаты только из мяса, полученного от скота собственного убоя.

Ассортимент фаршей, вырабатываемых ОАО «Борисовский мясокомбинат», разработан так, чтобы любой покупатель смог выбрать то, что ему необходимо. Говяжьи и свиные, комбинированные мясные и мясорастительные с использованием высококачественных соевых белков - все эти фарши постоянно присутствуют в ассортименте.

Сырые колбасы ? это полуфабрикаты, в основе приготовления которых лежат белорусские национальные традиции. Натуральные колбасы, изготовленные из высококачественного мяса, и мясорастительные, разработанные специалистами ОАО «Борисовский мясокомбинат», с применением высококачественных пищевых добавок, позволяют сэкономить время, необходимое для приготовления обеда или ужина. А оригинальные способы приготовления позволяют открыть новые вкусовые качества этих изделий.

Стратегическая цель ОАО «Борисовский мясокомбинат» ? занять устойчивое положение по производству и реализации в Республике Беларусь и регионах Российской Федерации за счет производства высококачественной, конкурентоспособной и безопасной для жизни и здоровья человека продукции.

ОАО «Борисовский мясокомбинат» гарантирует безопасность выпускаемой продукции, реализовывая принципы и положения по всем направлениям осуществления технологических процессов и видов деятельности через:

- соблюдение требований законодательства Республики Беларусь, Российской Федерации в сфере безопасности продовольствия на основе Закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»;

- управления разработанной системой мониторинга, позволяющей обеспечить контроль ККТ на основе планируемых мер или наблюдений;

- качественное, своевременное и результативное выполнение основ законодательства Республики Беларусь, в частности «О защите прав потребителей», «О безопасности продуктов питания и продовольственного сырья для жизни и здоровья человека»;

- всестороннее и жесткое применение при планировании, осуществлении производственных процессов ветеринарно-санитарных правил Республики Беларусь и Российской Федерации;

- обеспечение стабильности технологических процессов применительно к качеству и безопасности продукции на основе строгой производственной дисциплины, управлении рисками на всех стадиях жизненного цикла продукции, начиная с взаимодействия с хозяйствами при получении сырья, и до конечного потребителя; включая этапы хранения и реализации, основываясь на принципах системы ХАССП;

- содействие осуществлению государственного и ведомственного контроля и надзора за выполнением обязательных требований ТНПА, НД при производстве продукции путем проведения непрерывного контроля и мониторинга технологических процессов, критических пределов и установленных ККТ.

ОАО «Бобруйский мясокомбинат» стремится удовлетворять требования к качеству и безопасности выпускаемой продукции, учитывая анализ информации, поступившей от потребителей, через совершенствование процессов жизненного цикла продукции, активизируя взаимовыгодные отношения со всеми заинтересованными сторонами. Стабильно высокое качество продукции ОАО «Бобруйский мясокомбинат», эффективные связи с потребителями и поставщиками - объективные преимущества комбината.

Организационная структура управления ОАО «Борисовский мясокомбинат» представлена в приложении А.

На предприятии используется линейно-функциональная структура управления.

Высшим органом ОАО «Борисовский мясокомбинат» является общее собрание акционеров. Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется единоличным исполнительным органом (генеральным директором), компетенция которого определена уставом (учредительными документами).

Генеральный директор имеет право делегировать часть своих полномочий (что и происходит в ОАО «Борисовский мясокомбинат») своим заместителям или руководителям подразделений (согласно их должностных инструкций), к которым относятся менеджеры среднего и низшего звена.

К менеджерам высшего звена относятся начальники цехов, а так же заместители руководителей подразделений (они так же делегируют свои полномочия, но уже менеджерам низшего звена). Менеджеры низшего звена - мастера участков каждого цеха и бригадиры бригад основных рабочих.

Для анализа деятельности ОАО «Борисовский мясокомбинат» проанализируем основные технико-экономические показатели деятельности предприятия. Данные для анализа представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Борисовский мясокомбинат»

Наименование показателя

2012 год

2013 год

2014 год

Изменения

Абсолютное

Относительное

2013/

2012

2014/ 2013

2013/ 2012

2014/ 2013

Выручка от реализации, млн. руб.

177842

218483

254765

40641

36282

122,85

116,61

Себестоимость продукции, млн. руб.

136433

169838

196167

33405

26329

124,48

115,50

Численность персонала, чел.

809

814

823

5

9

100,62

101,11

Выработка на одного работающего, млн. руб.

219,8

268,4

309,6

48,577

41,150

122,10

115,33

Фонд оплаты труда, млн. руб.

35048,8

37127,4

41089,4

2078,6

3962

105,93

110,67

Среднемесячная заработная плата, млн. руб.

3,610

3,801

4,161

0,191

0,360

105,28

109,46

Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб.

69719

82118

83519

12399

1401

117,78

101,71

Фондоотдача, руб./руб.

2,551

2,661

3,050

0,110

0,390

104,30

114,65

Затраты на 1 рубль продукции, руб.

0,767

0,777

0,770

0,010

-0,007

101,33

99,05

Прибыль от реализации, млн. р.

41409

48645

58598

7236,0

9953,0

117,47

120,46

Чистая прибыль, млн. руб.

2338

582

830

-1756

248,0

24,89

142,61

Рентабельность продаж, %

1,315

0,266

0,326

-1,048

0,059

-

-

Рентабельность производства, %

1,714

0,343

0,423

-1,371

0,080

-

-

Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных предприятия.

Таким образом, анализируя данные таблицы 2.1 можно сделать вывод, что предприятие работает достаточно эффективно, товарооборот за анализируемый период увеличился до 254765 млн. руб., рост на 116,61 % в сравнении с 2013 годом, общая динамика товарооборота свидетельствует о том, что выручка увеличилась за 2012?2014 годы на 76923 млн. руб.

Численность персонала предприятия составила на конец 2014 года 823 человека, что на 14 человек больше в сравнении с 2012 годом.

Фондоотдача за анализируемый период увеличилась до 3,050 руб./руб. в 2014 году, с 2,661 руб./руб. в 2013 году и 2,551 руб./руб. в 2012 году.

Себестоимость продукции составила за 2014 году - 196167 млн. руб., за 2013 год - 169838 млн. руб., а за 2012 год - 136433 млн. руб., таким образом, наблюдается ежегодный рост себестоимости продукции.

Затраты на рубль продукции отражают соотношение того сколько нужно вложить в производство продукции, чтобы получить 1 рубль товарной продукции, за 2012 год данный показатель составил 0,767 руб., за 2013 год 0,777 руб., а за 2014 год 0,77 руб., таким образом, данный показатель незначительно уменьшился в 2014 году в сравнении с 2013 годом.

В целом анализируя основные технико-экономические показатели деятельности предприятия можно отметить стабильность в его развитии.

Представим на рисунке 2.1 и 2.2 динамику показателей рентабельности продаж и рентабельности производства.

Рисунок 2.1 - Динамика рентабельности продаж

Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных предприятия.

Таким образом, можно отметить, что рентабельность продаж за анализируемый период снизилась и находится на отметке чуть более 0,3% за 2014 год, в тоже время в 2013 году наблюдалось падение рентабельности продаж более чем на 1,049% в сравнении с 2012 годом.

Рисунок 2.3- Динамика рентабельности производства

Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных предприятия.

Анализируя динамику рентабельности производства, наблюдается снижение показателя с 1,714% в 2012 году до 0,423% в 2014 году, в общем, стоит отметить, рентабельность производства находится на невысоком уровне.