Совершенствование деятельности риэлтерской фирмы "Эдельвейс"

курсовая работа

1.1 Сущность стратегического управления и его ключевые понятия

Стратегия организации - одно из широко используемых понятий теории и практики менеджмента. Как и для других фундаментальных понятий, для этого термина нет единогласно принятого определения, как нет толкования или модели выработки. Понимание стратегии, техники ее анализа, различные аспекты разработки, внедрения, оценки и контроля различны у разных авторов и разных школ.

Чтобы раскрыть суть понятия «стратегия» и дать ему определение, рассмотрим три существующих подхода к данному вопросу (классический, процессуальный и системный), их представителей и основные положения каждого подхода.

Стратегия в классическом подходе заключается в рационально-спланированном, продуманном плане размещения ресурсов компании для достижения максимального эффекта (как правило, прибыли). Основой этого подхода является так называемый идеальный тип рационального субъекта, который и принимает решение о том, каким образом будет максимизировать свою прибыль в данном месте и в данное время.[2]

Большой вклад в развитие классического подхода внесли такие ученые, как Альфред Чандлер, Игорь Ансофф и Альфред Слоан. Их теоретические разработки можно свести к трем следующим моментам:

· введение рационального анализа в формулирование стратегии;

· отделение концепции стратегии от непосредственного акта ее реализации;

· направленность стратегии на максимизацию прибыли.

Стратегия в классическом подходе берет свое начало в военной науке, а основная задача, которую видят перед собой Слоан, Чандлер и Ансофф, заключается в реорганизации и размещении ресурсов компании таким образом, чтобы последняя могла работать наиболее эффективно в рамках максимизации прибыли.

Чандлер дает определение стратегии, характерное именно для логики классического рационального подхода:

«Стратегия - это определение основных, долгосрочных целей и задач компании, а также выбор курса действий и размещение ресурсов, необходимых для их достижения».

Процессуальный подход базируется на совершенно других предпосылках, нежели классический. И первое, что отвергается в нем, - это рациональность поведения агентов окружающей действительности. Для процессуалистов нет и не может быть идеального типа экономического субъекта, ставшего основой классического подхода. Приверженцы этой стратегии считают, что стратегии не могут быть спланированы, они зачастую случайным образом возникают в крайне общей форме и на очень малый промежуток времени.

К основателям данного подхода традиционно относят ученых Американской школы Карнеги, лауреата Нобелевской премии по экономике профессора Герберта Саймона, а также Ричарда Сайерта и Джеймса Марча. Их вклад в развитие этого подхода и менеджмента в целом заключается в концепции ограниченной рациональности, в которой они наглядно показывают, насколько значительной фикцией можно считать идеальный тип рационального экономического человека. Можно выделить несколько факторов, по которым полная рациональность действительно не больше, чем выдумка:

· человек не может сравнить (даже знать) все факторы, влияющие на ситуацию;

· невозможно собрать всю информацию о том, что есть сейчас и что будет потом, чтобы создать стопроцентную правильный план;

· невозможно быть абсолютно объективным в оценках (во всем);

· человек склонен останавливаться на первом (втором, третьем) понравившемся ему решении, а не изучать все возможные реакции на ситуации, пока не оценит все альтернативы.

Процессуалисты утверждают еще одно, жестко противоречащее идее классического подхода, - несовершенство рынков, отсутствие жесткой конкуренции, которая заставляет компании меняться. При таком подходе они полностью пересматривают принцип, согласно которому компания создает стратегию. И если классический подход утверждает, что стратегия сначала формулируется, а затем внедряется, то процессуальный подход предлагает принципиально другую точку зрения - лишь после того, как стратегия начнет воплощаться, можно будет понять, как выглядит эта стратегия в действии.

Основная идея системного подхода заключается в том, что все планы, решения, идеи тех, кто пытается создать стратегию, заключается не в простом подсчитывании и калькулировании маржинальных эффектов всех экономических агентов, а в анализе включенности этих агентов в различные социальные системы, которые во многом предопределяют выбор решения или стратегии.

В отличие от процессуалистов системщики видят ограничение в возможности выбора стратегии, которое накладывается не только внутренними особенностями фирмы (политической борьбой за власть, ресурсы и контроль над другими членами организации), но в большей степени внешними по отношению к компании факторами, связанными с тем, «как принято» в данном обществе, «как приемлемо» с точки зрения институционализированных практик общества то или иное действие.[4]

Выделим некоторых представителей данного подхода: М. Грановеттер, Р. Сведберг, Р. Виттингтон, Витлей, Р. Паскаль.

Основной практический совет, который можно вынести из системного подхода, - это учет различных социокультурных особенностей людей, которые работают в компании, и культурной традиции общества, в котором работает вся компания в целом.

Итак, рассмотрев различные подходы к трактованию понятия «стратегия», можем дать следующее общее определение: стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Стратегическое управление представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и системы действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях среды. Это область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и векторов развития организации, постановке основополагающих целей, оптимальном распределении ресурсов, использовании всего того, что дают организации конкурентные преимущества.

Стратегическое управление представляет собой процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением. В то же время стратегическое управление - это область научных знаний о приемах, инструментах, методологии принятия стратегических решений и способах их практической реализации. Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и поддержанием взаимоотношений между организацией и окружением, которые помогают добиваться ей своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к требованиям внешней среды.[5]

Высшее руководство фирмы, анализируя ситуацию на рынке, с учетом возможностей (потенциала) фирмы выбирает соответствующие стратегии и строит механизм стратегического управления.

Основные принципы стратегического управления:

· обоснованный выбор целей и стратегий развития фирмы;

· постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности формы;

· обеспечение взаимодействия между фирмой и внешней средой, между всеми элементами организации;

· индивидуализация стратегий с учетом особенностей конкретной фирмы;

· отделение задач стратегического управления от задач оперативного управления.[3]

На практике данные принципы в разной степени реализуются на предприятиях, что отражается на конкурентных преимуществах.

В организации стратегии планируются и осуществляются одновременно или последовательно на нескольких уровнях: корпоративном, уровне предприятия или бизнес-единиц, составляющих корпорацию, и функциональном. Для лучшего понимания проблемы рассмотрим схему трех уровней стратегических решений (рис.1.1) [2]

1-й уровень >

2-й уровень >

3-й уровень >

Рис.1.1. Уровни стратегических решений.

Корпоративная стратегия определяет организацию в целом, поведение ее подразделений или бизнес-единиц, товарные линии, комбинация которых позволяет воспринимать компанию как целостность, и отвечает на вопрос: каким бизнесом занимается корпорация? Стратегическая деятельность на корпоративном уровне включает, например, приобретение нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, создание совместных предприятий.

Корпоративный уровень управления представлен главным управляющим (генеральным директором, президентом корпорации и т.д.), советом директоров и другим старшим персоналом, принимающим стратегические решения для всей организации. Обычно в обязанности этих руководящих лиц входят: определение назначения, миссии и целей организации; выявление ключевых областей деятельности; выделение ресурсов для каждого вида деятельности; формулирование стратегий, которые охватывают корпоративную деятельность. Корпоративная стратегия включает также вопросы финансовой и организационной структуры предприятия в целом.

Стратегия предприятия- второй уровень, часто характеризуется как конкурентная или деловая среда. Фундаментальным здесь является вопрос: как и с кем конкурировать на конкретном рынке?

В корпорации уровень предприятия состоит из руководителей отдельных хозяйственных подразделений, входящих в организацию, а также обеспечивающего их персонала. Главная роль этих управляющих состоит в том, чтобы перерабатывать общие сведения о направлении и намерениях, поступающих с корпоративного уровня, в конкретные стратегии групповой или индивидуальной деятельности.

На уровне предприятия стратегические задачи чаще всего нацелены на успех в конкурентной борьбе. Это могут быть, например, задачи внедрения новой продукции или услуг, а также создание отдела по исследованиям и разработкам. Именно поэтому деловую стратегию предприятия называют стратегией конкуренции. В этом ее принципиальное отличие от корпоративной стратегии. В то время, если предприятие занимается одним видом деятельности, корпоративная стратегия совпадает с деловой.

Все конкурентные стратегии разрабатываются на основе трех базовых стратегий:

· лидерство в издержках;

· дифференциация продукции;

· фокусирование (концентрация).

Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение конкретных преимуществ за счет низких затрат на отдельные элементы товара или услуг.

Стратегия дифференциации ставит целью создать для предприятия возможность предлагать на рынке товары или услуги с лучшими характеристиками, чем у конкурентов.

Стратегия фокусирования, или узкой специализации, предполагает выбор ограниченной по масштабам хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей. Она основана на выборе узкой области конкуренции внутри отрасли (рыночной ниши). [2]

Третий уровень управления - функциональная стратегия. Функциональные стратегии разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегий. Их задачами являются распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.

К функциональным стратегиям относятся: производственная, инвестиционная, инновационная, маркетинговая, стратегии внешнеэкономической деятельности и др. [1]

Таким образом, три уровня стратегий образуют иерархическую структуру - корпоративная стратегия, деловые стратегии и функциональные стратегии. Для достижения успеха все они должны быть согласованы между собой и тесно взаимодействовать друг с другом.

Делись добром ;)