Совершенствование инвестиционной политики на предприятии (на примере РУП ГЗ "Гидропривод")

курсовая работа

1.2 Зарубежный опыт управления инвестиционной политикой. Теоретически существующие пути повышения эффективности управления инвестиционной политикой

Во времена жесткой мировой конкуренции и нестабильной экономической обстановки для любого государства неоспоримым фактом выступает необходимость разработки собственной уникальной инвестиционной политики. Весь ход развития народного хозяйства и его социально-экономические результаты указывают на объективную потребность существенным образом изменить инвестиционную стратегию с целью достижения ее эффективности. В этой ситуации особо важным является анализ накопленного мирового опыта, в ходе которого необходимо выявить наиболее значимые достижения в области инвестиционной политики и применить их для создания собственной эффективной модели.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что высокая концентрация акционерного капитала увеличивает инвестиционную привлекательность предприятий и позволяет проводить инвестиционную политику, ориентированную на рост их стоимости в долгосрочном периоде.

В мировой практике процесс реструктуризации собственности на крупных предприятиях реализуется в двух моделях корпоративного управления:

1) модель корпоративного управления, получившая преимущественное развитие в Германии и Японии, основана на внутреннем контроле инвестиционной деятельности корпораций со стороны финансовых институтов, коммерческих банков как собственников (Германия) или как основных кредиторов (Япония);

2) англосаксонская модель управления, распространенная в Великобритании, США, Канаде, предполагает внешний контроль инвестиционной политики корпораций со стороны инвесторов - физических лиц и финансовых институтов, владеющих акциями в качестве агентов третьих лиц. На долю таких акционеров приходится 80-90% акций. Главным условием эффективного функционирования такой модели является высокая степень прозрачности рынка и надежность предоставляемой информации.

В разных отраслях экономики, в зависимости от особенностей инвестиционной деятельности предприятий, может с успехом применяться та или иная модель корпоративного управления. Так, инвестиционная политика немецкого концерна «Сименс» формируется следующим образом.

Для инвестиционных проектов установлены ограничения по объемам финансирования и правила согласования решений между центральным правлением и отделениями, а также зарубежными обществами и отделами штаб-квартиры, которые обращаются с инвестиционными предложениями. Объем финансирования инвестиций и правила получения разрешений по собственным проектам подразделения устанавливают самостоятельно.

При этом в зависимости от планируемого объема вложений инвестиционные проекты распределяются по следующим группам:

1) специальные проекты, решение о реализации которых принимает в каждом конкретном случае центральное правление;

2) обычные проекты - это проекты инвестиций в основной капитал, не достигающие стоимостных границ, установленных для специальных проектов;

3) сдаваемые в лизинг изделия - это произведенные в концерне или закупленные изделия, сдаваемые затем в лизинг потребителям.

Специальные проекты рассчитаны на несколько лет, а связанные с ними расходы отражаются по времени их совершения. Такой порядок действует и для проектов долевых участий, которые все без исключения подлежат утверждению центральным правлением. Таким образом, посредством стоимостных ограничений регулируется общий объем инвестиций по проектам.

Оценка альтернативных инвестиционных предложений осуществляется в два этапа:

1) устанавливается соответствие инвестиционных целей деловой стратегии развития данного вида деятельности и общей стратегии предприятия;

2) определяется реализуемость инвестиционного проекта по критерию экономической эффективности.

Выбор метода определения эффективности зависит от объекта вложений:

1) проекты рационализации оцениваются на основе внутренней нормы рентабельности;

2) инвестиции в освоение новых изделий - расчета их жизненного цикла;

3) проекты приобретения долевых участий или покупки предприятий - анализ затрат и результатов;

4) инвестиции в новые технологии с комплексным эффектом, например системы автоматизированного проектирования, помимо количественного стоимостного анализа оценивают с помощью экспертных методов.

Другой представитель, «Мерседес-Бенц», осуществляет инвестиционное планирование тоже децентрализованно:

1) внутригодовое планирование и регулирование инвестиционной деятельности происходит в подразделениях компании, которые самостоятельно занимаются планированием инвестиций;

2) важнейшие технические и экономические показатели проекта, а также их влияние на персонал, затраты и результаты планируются по единой базе данных, доступ к которой имеют все участвующие в этом процессе отделения.

Утверждение инвестиционных проектов осуществляется правлением, что обеспечивает комплексное руководство деятельностью дочерних предприятий и подчинение их единой стратегии развития концерна, разрабатываемой на уровне высшей администрации.

Оперативному планированию, имеющему цель упреждающего регулирования, предшествуют совещания представителей центральных отделов и децентрализованных подразделений, на которых происходит предварительное согласование проектов, предлагаемых для включения в инвестиционный план, что позволяет установить временные горизонты реализации этих проектов.

Эффективность функционирования и развития большинства крупных машиностроительных корпораций Японии, таких как «Тойота», «Кэнон», обусловлена тем, что они целенаправленно проводят расширение и модернизацию производства. Управление инвестиционным процессом опирается на систему принятия стратегических решений «рингисэй», которая обеспечивает углубленную проработку, согласованность проектов и участие в творческой деятельности всех ведущих сотрудников - от рядовых специалистов до руководства. [13, стр. 231]

Такая практика принятия стратегических или важных управленческих решений является достаточно сложной и длительной, но на стадии реализации проекта процесс внедрения идет быстро и не требует длительных обсуждений и координации работы исполнителей. Главное достоинство системы заключается в притоке новых мнений и свободе при изучении обсуждаемых проектов. Одним из основных показателей оценки процесса принятия решения являются скорость его формирования и длительность обсуждения: длительный выбор варианта свидетельствует о низкой эффективности работы менеджеров.

Однако подготовка и реализация стратегических решений в области капиталовложений происходит централизованно. Именно высшее руководство японских компаний осуществляет функции инвестиционного планирования, организации инвестиционной деятельности и инвестиционного контроля:

1) определяет стратегию фирмы по разработке нового продукта;

2) анализирует всю информацию, собираемую для прогнозирования рыночного спроса;

3) определяет возможность удовлетворить предъявляемый потребителями спрос;

4) формулирует концепцию структурной перестройки;

5) выступает инициатором нововведений, оценивает качество и уровень новой продукции.

В связи с этим процесс формирования инвестиционной политики японских машиностроительных предприятий характеризуется следующими особенностями [2, 3]:

1) новые капиталовложения осуществляются до того, как снизятся капитальные издержки старых производственных мощностей;

2) определение инвестиционных приоритетов и разработка инвестиционной стратегии осуществляется «сверху вниз» или интерактивным методом;

3) оперативное регулирование хода реализации инвестиционной деятельности происходит децентрализованно;

4) преобладающими источниками финансирования долгосрочных инвестиций являются банковское кредитование и эмиссия акций;

5) решения об осуществлении масштабных капиталовложений принимается, исходя из результатов стратегического анализа.

В ходе стратегического анализа планируемых капиталовложений руководство японских корпораций сосредотачивает внимание на оценке прогнозируемой емкости рынка и конкурентоспособности продукции, а не финансовых результатов (таблица 1).

Таблица 2.1 Значимость показателей оценки капиталовложений [17, 283]

Показатели оценки капиталовложений

Доля предприятий, %

Великобритания

Япония

1 Прогнозируемая емкость рынка

8

15

2 Конкурентоспособность продукции

3

12

3 Фондоотдача, срок окупаемости, норма прибыли

21

18

4 Комбинация рыночных и экономических показателей

68

55

Итого

100

100

Вместе с тем из экономических показателей самыми важными являются фондоотдача и срок окупаемости, для расчета которых используются бухгалтерские методы.

Составление комплексных долгосрочных планов обеспечивает принятие рациональных решений при оценке капиталовложений, распределении инвестиционных ресурсов и прогнозировании последствий реализации инвестиционного проекта для финансового состояния предприятий. Успешно действующие японские компании постоянно используют долгосрочное планирование для обеспечения преемственности инвестиционных решений. Многие из обанкротившихся предприятий осуществляли капиталовложения на основе интуитивных решений высших руководителей, полагавших, что расширение производственных мощностей обеспечит получение прибыли при любой рыночной конъюнктуре.

Ориентация японских компаний на долгосрочный рост обуславливает необходимость реализации следующих инвестиционных приоритетов:

1) разработка новых продуктов;

2) рационализация энергопотребления;

3) снижение издержек;

4) обновление оборудования;

5) контроль отходов.

Таким образом, увеличение инвестиций в расширение или реконструкцию производства направлено на повышение фондоотдачи основного капитала, что способствует достижению высокого уровня производительности и нормы отдачи. За счет чего обеспечивается дополнительный приток средств для нового инвестиционного цикла.

Формирование инвестиционной политики в крупных американских компаниях, таких как «Дженерал Моторс», «Крайслер», «Форд», осуществляется централизованно - руководством производственных отделений, в которые входят промышленные предприятия. Промышленные предприятия лишены самостоятельности в решении таких вопросов, как снятие с производства старой продукции и переход на выпуск новой, установление цен, приобретение оборудования.

Рост и развитие предприятия, его способность конкурировать и выживать в рыночных условиях зависят от постоянного притока инновационных идей. Поэтому задачей руководства производственных отделений американских компаний является формирование базы инновационных идей, на основе которой разрабатываются инвестиционные программы [25, стр. 120]:

1) отдел научных исследований и разработок постоянно ведет поиск новой продукции или путей усовершенствования существующей продукции;

2) исполнительный комитет, состоящий из руководителей отдела маркетинга, производственного и финансового отдела, определяет рынки сбыта, в которых компания будет конкурировать, а также ставит долгосрочные цели перед каждым отделением. Эти цели, которые официально включаются в план корпорации, служат общими ориентирами для сотрудников, которые должны их выполнять;

3) работники соответствующих отделов осуществляют поиск новой продукции, составляют планы расширения выпуска существующей продукции и ищут пути снижения издержек производства и обращения.

Задача стимулирования сотрудников компании в отношении поиска инвестиционных идей реализуется путем предоставления вознаграждения за предложения, которые способствуют повышению конкурентоспособности продукции. Кроме того, часть корпоративной прибыли отчисляется для распределения между рабочими. Таким образом, вознаграждение и продвижение по службе зависят от способности каждого подразделения достигать поставленных целей, что поощряет сотрудников генерировать инвестиционные идеи.

Следующим этапом формирования инвестиционной политики в американских, английских и канадских компаниях является оценка эффективности альтернативных инвестиционных предложений. Выбор метода определения эффективности так же, как и в европейских компаниях, зависит от объекта вложений. Инвестиционный анализ одних предложений производится детально, для оценки других предложений применяют упрощенные методики. В связи с этим их подразделяют на следующие группы [16, стр. 253]:

1) замена изношенного или вышедшего из строя оборудования с целью поддержания мощности. При этом не происходит увеличения производительности оборудования и не изменяются производственные процессы;

2) замена пригодного к эксплуатации, но устаревшего оборудования с целью снижения расходов на трудовые, материальные и другие ресурсы;

3) увеличение объемов выпускаемой продукции или доли рынка;

4) освоение выпуска новой продукции или рынков сбыта - это расходы, которые необходимы для производства новой продукции или сбыта продукции в новых географических районах, не охваченных в настоящее время;

5) обеспечение безопасности или экологических требований. Сюда относят расходы, необходимые для выполнения постановлений правительства, трудовых соглашений или условий страхования. Их принято называть обязательными инвестициями или недоходными программами;

6) прочие. Сюда относят расходы на жилые здания, офисы, парковые земельные участки.

Методика оценки экономической эффективности инвестиционных предложений предусматривает реализацию следующих этапов [25, стр. 87]:

1) составление списка альтернативных инвестиционных предложений;

2) расчет ожидаемых денежных потоков от каждого альтернативного проекта, включая стоимость активов на конечную дату;

3) определение степени риска получения планируемых денежных потоков от инвестиционного проекта;

4) обоснование коэффициента дисконтирования, исходя из средневзвешенной стоимости капитала предприятия;

5) дисконтирование ожидаемых денежных потоков для определения их текущей стоимости, что позволяет оценить предполагаемый доход от реализации проекта;

6) сравнение суммы текущей стоимости денежных потоков с затратами проекта, и если текущая стоимость активов превышает затраты проекта, то проект принимается.

Таким образом, анализ зарубежного опыта формирования инвестиционной политики показывает, что процесс принятия инвестиционных решений выходит за рамки составления и презентации бизнес-плана инвестиционного проекта и представляет собой многоступенчатый и многокритериальный процесс согласования позиций, интересов и целей участников.

Объединение достоинств моделей внешнего и внутреннего контроля позволяет перейти к смешанной модели формирования инвестиционной политики, в основу которой положены принципы:

1) согласованности - разработка инвестиционной стратегии на основе результатов стратегического анализа внешней и внутренней среды;

2) единства - формирование банка инвестиционных идей на основе сочетания принципов централизации и децентрализации;

3) целенаправленности - предварительная оценка альтернативных инвестиционных идей по критерию соответствия стратегическим целям развития;

4) эффективности - оценка альтернативных инвестиционных предложений на тактическом уровне по критерию экономической эффективности с использованием дисконтных методов, методов технического и операционного анализа;

5) рациональности - выбор методов количественной оценки целесообразности вложений на основе ранжирования инвестиционных проектов;

6) адекватности - анализ чувствительности как средство обеспечения релевантности прогнозной информации, используемой в ходе оценки инвестиций;

7) непрерывности - преемственность целевых показателей на всех уровнях управления за счет непрерывности разработки инвестиционных программ;

8) гибкости - адаптация организационных структур для управления инвестиционной деятельностью;

9) оперативности - регулирование и контроль инвестиционных решений с целью упреждающего воздействия на параметры инвестиционного проекта;

10) участия - вознаграждение персонала по итогам реализации инвестиционной деятельности.

Управление инвестиционным процессом на основе указанных принципов позволит осуществить комплексное воздействие на параметры инвестиционной политики предприятия на стратегическом, тактическом и оперативном уровне, обеспечив решение проблем на всех стадиях инвестиционного процесса - мобилизации и распределения инвестиционных ресурсов, контроля за их расходованием, достижения высокой эффективности инвестиций.

Эффективность инвестиций означает, что инвестиции рационально используются на всех стадиях инвестиционного цикла.

Инвестиционный цикл - период времени между началом планирования инвестиций и полным освоением проектных показателей.

Инвестиционный цикл включает, как правило, четыре этапа:

1) планирование;

2) проектирование;

3) осуществление инвестиций;

4) стадия освоения.

Обеспечение эффективности инвестиций на стадии планирования означает, что предприятие имеет заранее продуманный план размещения инвестиций таким образом, чтобы гарантировать наибольший результат.

Этого можно достичь следующим образом:

1) путем совершенствования воспроизводственной, видовой или технологической структуры инвестиций. Совершенствование воспроизводственной структуры означает, что преимущественное направление инвестиций обеспечивается в реконструкцию и техническое перевооружение. Совершенствование видовой структуры означает преимущественное направление инвестиций на освоение производства тех видов продукции, которые позволяют обеспечить наиболее высокий уровень рентабельности продукции. Совершенствование технологической структуры инвестиций означает преимущественное вложение средств в оборудование;

2) концентрация инвестиций на пусковых объектах;

3) комплексный подход к реализации инвестиций по взаимоувязанным стадиям технологического процесса;

4) принцип сопряжения - одновременное выделение затрат в основное и вспомогательное производство, а также выделение затрат на развитие социальной сферы и решение экологических проблем.

На стадии планирования определяется, где именно и за счет чего можно получить эффект в случае вложения средств. Если осваивается продукция с изменяющейся технологией, то необходимо разработка индивидуальных проектов. Стадия освоения охватывает период от выпуска первой промышленной партии продукции до достижения новым производством проектных показателей.

Проектные показатели укрупнено разделяют на две группы. Первая характеризует проектную производственную мощность, вторая - уровень издержек производимой продукции или себестоимость единицы продукции и достигаемый уровень производительности труда. Результирующим показателем является прибыль, получаемая от выпуска освоенных видов продукции.

Это наиболее сложная стадия с точки зрения обеспечения такой эффективности инвестиций. Именно на этой стадии предприятие сталкивается с рядом проблем:

1) нехватка сырья, материалов или поставка сырья, материалов ненадлежащего качества;

2) несопряженность мощностей вводимых объектов;

3) недостаток высококвалифицированного персонала;

4) проблема обеспечения качества продукции и возможности сбыта;

5) возможность дефектов в оборудовании.

Зная об этих проблемах, наиболее важным является детальное планирование инвестиционного процесса и организации управления инвестиционными проектами.

Делись добром ;)