Совершенствование использования информационных технологий на предприятии

курсовая работа

1.1 Понятие "проект"

Всякая организация в процессе своей деятельности осуществляет повторяющиеся между собой операции.

В учебном пособии дано понятие проекта, о том, что “проект" соединяет между собой разные виды деятельности, которые характеризуются следующими общими признаками:

результаты, направленные на достижения определенных целей;

сплоченное направление координированных действий;

короткая длительность по времени имеющая свое начало и свой конец. Мазур И.И.; Шапиро В.Д.; Ольдероге Н.Г. М12 Управление проектами: Учебное пособие / под общ. ред. И.И. Мазура - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2004. - с. 12.

Проект - это действия, которые выполняется с целью создания уникального продукта или услуги, где уникальность означает, что отличаются условия их создания.

Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

Многообразие проектов. С которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности и т.д. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. - М.: ПМСОФТ,2007. - с. 7

Проект имеет конечный результат, результат является целью проекта.

Окончательное определение проекта можно сформулировать следующим образом: это совокупность действий, направленных на достижение уникального полезного результата необходимого качества, выполняемых для создания продукта или услуги в определенных условиях и временных рамках, действий начинаемых с возникновения идеи и заканчивающихся достижением заданной цели.

Существуют такие понятия как проектный цикл или жизненный цикл проекта - временной промежуток между началом и окончанием проекта.

Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития, образуя жизненный цикл проекта. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. - М.: ПМСОФТ,2007. - с. 42

Жизненный цикл проекта делится на фазы:

концептуальная фаза, которая включает в себя формулирование цели, платежеспособность и планирование проекта;

фаза выполнения проекта, которая включает работы о внедрении проекта, в том числе обучение персонала, маркетинг;

фаза разработки проекта, в состав которой входит определение структуры работ, их исполнители, общий календарный график работ, бюджет проекта, проектно-сметная документация, обсуждения условий и заключения договоров с подрядчиками и поставщиками;

фаза окончания проекта, включающая испытание, приемку, опытную эксплуатацию, сдачу в эксплуатацию;

фаза эксплуатационная, которая состоит из приемки, запуска проекта, модернизации, а в случае необходимости включает в себя и замену технических средств.

Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта. Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы на стадии, стадии на этапы. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. - М.: ПМСОФТ,2007. - с. 44

Жизненный цикл проекта - временной промежуток от начала проекта до его окончания. Мазур И.И.; Шапиро В.Д.; Ольдероге Н.Г. М12 Управление проектами: Учебное пособие / под общ. ред. И.И. Мазура - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2004. - с. 33

Существует системный подход в управлении проектом, который имеет большое значение в том, чтобы представить любую организацию или предприятие как сложную социальную систему, т.е. механизм, элементы которого берутся из внешнего окружения организации или предприятия и подвергаются преобразованиям с целью получения и выхода конечного результата. При этом, чтобы продолжать существовать, организация или предприятие должны поддерживать благоприятные для них взаимоотношения с внешним окружением. Сутью системного подхода является решение конкретной проблемы.

Управление проектом не может существовать без участников проекта, которые являются заинтересованными сторонами проекта. При этом главным участником проекта является заказчик. Для достижения целей проекта должна существовать и действовать отлаженная команда проекта - это специальная группа, которая управляет процессами проекта. Лица, входящие в состав команды проекта, взаимодействуя друг с другом, обладают определенными профессиональными качествами, они должны ясно понимать цели проекта, четко распределить функции и ответственность, быть бесконфликтной командой, активно участвовать в решении всех проблем. Такое эффективное руководство командой обеспечивается проектным менеджером.

Проектный менеджер в целях эффективного руководства сам должен обладать определенными качествами: знать организационную структура команды, подобрать её состав, определить функции и обязанности каждого участника команды, определить руководителей и ответственных лиц за конкретные направления работы, четко всем объяснить цели и задачи проекта, спланировать работу, обеспечить трудовую активность команды своим личным авторитетом, помогать преодолевать препятствия и избегать конфликты, оказывать всем членам команды помощь в решении проблем, привлекать членов команды к решению задач, создать положительный имидж команды.

От перечисленных качеств команды проекта и менеджера зависит достижение результата проекта.

Цель проекта - это конечный результат, который необходимо достичь после окончания проекта. Мазур И.И.; Шапиро В.Д.; Ольдероге Н.Г. М12 Управление проектами: Учебное пособие / под общ. ред.И. И. Мазура - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2004. - с. 35 В проекте существует генеральная цель (миссия проекта), цели первого уровня, возможны последующие уровни, а так же подцели (задачи, действия и результаты). Цели формулируются с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

Генеральная цель проекта или миссия - это четкая обозначенная причина существования проекта. Миссия проекта ориентирует, в случае необходимости, на определение целей следующих уровней. Миссия - это главная задача проекта с точки зрения его конечного результата. Мазур И.И.; Шапиро В.Д.; Ольдероге Н.Г. М12 Управление проектами: Учебное пособие / под общ. ред. И.И. Мазура - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2004. - с. 35

Каждый проект имеет структуру работ, т.е. иерархическую структуру, которая разделяет работы проекта на группы или фазы, и т.д. Структура работ определяет последовательность работ и переход от верхних уровней цели проекта к более низким уровням, в результате чего появляется возможность отслеживать полное выполнение каждого этапа или фазы проекта, определять степень ответственности лиц за выполнение каждого этапа или фазы, оплату работ, достижение результата каждой фазы и последующее календарное планирование очередного этапа проекта.

Чтобы определить стоимость проекта необходимо знать исходные данные о стоимости ресурсов, продолжительности и стоимости работ.

Организационная структура работ проекта - это такая структура, которая подразделяет и систематизирует выполнение тех или иных работ.

Существуют следующие организационные формы работ проекта:

проектная структура, которая включает в себя комплекс работ проекта разработанных независимо от иерархической структуры организации;

функциональная структура, которая предполагает использование иерархической структуры организации;

матричная структура, такая структура, которая объединяет преимущества всех структур управления, при этом назначаются ответственные лица по каждой работе проекта. Создание матрицы распределения ответственности в проекте - способ управления проектом в целях установления обстоятельств вины конкретного исполнителя за задержку выполненных работ или срыв сроков выполнения работ. Задержка и срыв сроков работ - это возможные риски проекта, которые необходимо избегать в процессе управления проектом. Причины рисков скрываются в неопределенности конкретных задач и результатов проекта. Мазур И.И.; Шапиро В.Д.; Ольдероге Н.Г. М12 Управление проектами: Учебное пособие / под общ. ред. И.И. Мазура - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2004. - с. 43

Предполагаемые риски могут быть определены и оценены в процессе управления проектом, а не предполагаемые риски - это те, которые не идентифицированы и не могут быть спрогнозированы.

В связи с этим существует необходимость управления рисками.

Управление рисками - это процесс выполнения мероприятий, целью которых является предупреждение и избежание рисков, в этих целях проводится ряд следующих процедур:

идентификация рисков - определение обстоятельств, способных отрицательно повлиять на проект, для чего необходимо задокументировать характеристики таких обстоятельств;

качественная оценка рисков - качественный анализ обстоятельств и условий возникновения возможных обстоятельств с целью выяснения их влияния на результат проекта;

планирование - подбор и планирование деятельности по управлению рисками;

планирование реакции на риски, т.е. выбор конкретных мер с целью ослабления отрицательных последствий для проекта;

контроль рисков и мониторинг рисков, т.е. оценка эффективности принятых мер по исключению рисков и минимизации возможных отрицательных последствий. Балыбин В.М., Лунев В.С., Муромцев Д.Ю., Орлова Л.П. Принятие проектных решений. Учебное пособие Ч. 1 / Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003. - с. 13 - 14.

С целью получения обозначенных миссией проекта результатов выделяется центральное звено в выработке конкретных направлений действий - это центральное звено и является стратегией проекта.

Делись добром ;)