Совершенствование организации управления на предприятии ООО "Нефтегазспецстрой"

курсовая работа

1.2 Внутренняя и внешняя среда организации

Внутренняя среда организации составляет хозяйственный организм, включающий цели и задачи управления, структуру, технологию и людей, занятых в организации.

1. Цель - это мысленный образ результата деятельности. Цель управления отражает обычно желаемое состояние объекта управления и является важным понятием в менеджменте, так как для любой организации необходимо наличие как минимум двух человек, деятельность которых должна быть направлена на достижение общей цели (или целей). Правильная постановка целей в значительной мере определяет успешную деятельность предприятия (фирмы).

2. Задачи - это предписанная работа (серия работ или часть работы), которая должна быть исполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки.

3. Структура организации - взаимоотношение уровне управления или функциональных областей, позволяющее наиболее эффективно достигать цели организации.

4. Технология подразумевает сочетание квалификационных навыков и знаний, оборудования, инструмента и инфраструктуры, необходимых для преобразования предметов труда в производимые организацией товары (или услуги).

5. Люди - центральный фактор любой модели управления. От их деятельности, в конечном счете, зависят результаты работы организации, количество и качество производимой продукции (или оказываемых услуг). Люди, занятые в организации, существенно различаются по многим параметрам: по полу, возрасту, образованию, квалификации, способностям и т.п. Менеджер формирует коллектив и направляет усилие людей на оптимальное достижение целей организации и наиболее рациональное решение стоящих перед нею задач [4; с. 11-12].

Организация может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой. Существует двадцати факторная модель внешней среды:

1. Поставщики материальных ресурсов.

2. Поставщики технологий, техники.

3. Поставщики персонала.

4. Поставщики финансов.

5. Профсоюзы.

6. Общеэкономические факторы.

7. Политические факторы.

8. Международные факторы.

9. Государственные органы управления.

10. Налоговая система.

11. Социальные факторы.

12. Факторы образования.

13. Национальные факторы.

14. Региональные факторы.

15. Конкуренты.

16. Конкурентная среда.

17. Научно - технический прогресс.

18. Культурные факторы.

19. Барьеры входа в рынок.

20. Покупатель.

Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в соответствии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей. Различают среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия:

a) Среда прямого воздействия - факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации. Это поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, законы и государственные учреждения.

b) Среда косвенного воздействия представлена факторами, которые могут не оказывать непосредственного влияния на организацию, но сказываются на ее деятельности, и фирма их учитывает, планируя свое будущее. Это состояние экономики, научно - технический прогресс, социально - культурные и политические изменения, события в других странах и др.

Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью.

a) Сложность внешней среды определяется числом факторов, на которые организация обязана реагировать, а также вариантностью фактора.

b) Подвижность - это скорость происходящих в окружающей среде изменений.

c) Неопределенность внешней среды зависит от качества информации, и ее достоверности.

Рассмотрим некоторые факторы внешней среды.

a) Поставщики. Все виды ресурсов организация получает через поставщиков. Работа поставщиков, выполнение ими своих обязательств оказывает прямое воздействие на ритмичность производственного процесса, объема выпуска, прибыль и, следовательно, улучшение позиций в конкурентной борьбе.

b) Потребители - фактор наиболее подвижный. В условиях насыщенного рынка вкусы и запросы их стремительно меняются. Фирмы должны хорошо знать своих потребителей, анализировать причины, вызывающие те или иные изменения их поведения (изменение в доходах, семейном положении, численности и т.д.). Сегодня важно формировать, создавать покупателя, управлять его вкусами и потребностями. Факторы "образовательный", "культурный" - важнейшие в формировании стратегии фирм по отношению к покупателю.

c) Скажем еще о важнейшем факторе - "государственные органы управления". Сегодня не знать законов и норм государственного регулирования, действующих и готовящихся законов, системы налогов, акцизов, пошлин и пр. - равносильно проигрышу, финансовым потерям, потере рынка.

Итак, организация - это открытая система, зависящая от взаимообмена ресурсов и результатов деятельности с внешним миром. Руководитель должен учитывать внешнее окружение и его изменения для того, чтобы адаптировать внутреннюю среду к этим изменениям. Изменения, каких - либо внешних факторов неизбежно будут требовать внесения изменений во внутренней среде [2; с. 95-100].

Основные факторы и переменные системы внешней и внутренней среды предприятия представлены в схеме 1.

Делись добром ;)