Совершенствование процесса разработки и реализации инновационной стратегии ОАО "Мясокомбинат "Оброченский"

курсовая работа

2.1 Этапы разработки инновационной стратегии на предприятии

В настоящее время ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» реализует свою продукцию как в Республике Мордовия, так и в Ульяновской, Пензенской, Нижегородской областях и Республике Чувашия. В 2013 году предприятие планирует расширение продаж, стабильный рост и контроль над продажами в указанных регионах, повышение рентабельности производимой продукции.

Разработка любой деятельности должна начинаться с проведения полного маркетингового исследования рынка. Развитие инновационной деятельности не является исключением. Но отсутствие отдела маркетинга в ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» и практики обращения в специализированные фирмы, занимающиеся исследовательской деятельностью, негативно сказывается на эффективности рассматриваемого процесса инновационного стратегического планирования.

Процесс развития инновационной деятельности в ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» представлен на рисунке 2.1:

Рисунок 2.1 - Стадии инновационной деятельности в ОАО «Мясокомбинат «Оброченский»

Начальным этапом разработки инновационной стратегии ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» является постоновка реальных целей организации, ее мисии.

Главной миссией ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» является получение максимальной прибыли за счет производства и обеспечение потребителей разнообразными видами продукции мясоперерабатывающей промышленности (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Эффективность реализации миссии ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» за 2011 - 2013 годы, %

На основании полученных данных, можно заметить, что максимальных результатов ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» добилось в 2013 году. Так объем чистой прибыли в ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» увеличилась в шесть раз по сравнению с 2011 годом, спрос на товары и их асортимент также увеличиваются, однако не такими большими темпами.

Следующим моментом является установлений функциональной цели создания ОАО «Мясокомбинат «Оброченский», на достижение которых должна быть направлена деятельность предприятия.

В зависимости от области функционирования предприятия можно выделить следующие стратегические цели ОАО «Мясокомбинат «Оброченский»: 1) в зависимости от внешней среды - формирование благоприятного имиджа ОАО «Мясокомбинат «Оброченский», повышение ликвидности баланса и финансовой устойчивости; 2) в зависимости от удовлетворения общественных потребностей, повышение качества колбасной и мясопродукции мясоперерабатывающего производства, полное удовлетворение платежеспособного спроса потребителей; 3) в зависимости от функционирования предприятия - формирование положительного психологического климата в ОАО «Мясокомбинат «Оброченский», повышение тарифной сетки оплаты труда, обеспечение ответственности и личная заинтересованности каждого работника, снижение убытков, получение прибыли и повышение рентабельности производимой продукции.

Основными приоритетными направлениями деятельности ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» являются: 1) производство готовых и консервированных продуктов из мяса, мяса птицы, мясных субпродуктов и крови животных; 2) розничная торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты; 3) розничная торговля продуктами из мяса и мяса птицы, включая субпродукты; 4) оптовая торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Количество реализованных ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» мясопродуктов по товарным группам в 2013 году

Наименование

Кол-во, тн.

Объем отгруженной продукции, тыс.руб.

Доля от общего объема отгруженной продукции, % (в натуральном выражении)

Доля от общего объема отгруженной продукции, % (в суммовом выражении)

Мясо и субпродукты

321

39969

17,66%

16,54%

Колбасные изделия

1284

171791

70,63%

71,08%

Полуфабрикаты

176

29453

9,68%

12,19%

Сухие корма

37

471

2,04%

0,19%

Общий объем реализации

1818

241684

100%

100%

На основании полученных данных в 2013 году ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» было реализовано 1 818 тон продукции, из которой основную долю составили колбасные изделия - 71,08%, мясо и субпродукты - 16,54%. Кроме того, основная доля реализована через оптовые торговые сети.

На первых этапах на мясокомбинате выявляют так же проблемные моменты ведения инновационной деятельности и ставят цели ее разработки и развития. Чаще всего в качестве целей внедрения инноваций выступали:

- повышение конкурентоспособности предприятия на рынке РМ;

- увеличение процента автоматизации ручного труда;

- развитие производства.

Анализ существующего положения и предвидение будущего предприятие проводит только на основе отчетных данных, хотя данная работа должна проводиться с учетом поведения конкурентов, потребителей и изучением других внешних факторов.

Дальнейшее формирование инновационной стратегии развития ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» возможно благодаря оценке приорететных направлений деятельности, различных факторов риска и состояния и развития организации (таблица 2.2). Основными факторами риска являются сырьевые составляющие производства. Политика в агропромышленном секторе не стабильна. Наблюдается дефицит сырья, что может остановить производство, из-за его отсутствия или сильного удорожания.

Энергетические риски, связанные с ростом тарифов на энергоресурсы, способные сделать стоимость продукции к конечному потребителю достаточно высокой и заставить его отказаться от продукции мясокомбината.

Как любая организация, пользующаяся кредитами и осуществляющая предпринимательскую деятельность, ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» подвержено рискам, связанным с увеличением процентных ставок по кредитным линиям (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 - Элементы затрат в общем объеме себестоимости мясопродукции ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» в 2013 году

Так, можно заметить, что при увеличение процентных ставок по кредитам, увеличении стоимости электроэнергии и прочих расходов, это скажется на увеличении себестоимости продукции, что отразится в увеличении цен на нее, и как нежелательное последствие - может снизится спрос покупателей на продукцию ОАО «Мясокомбинат «Оброченский».

Таблица 2.7 - Качественная оценка состояния и инновационного развития ОАО «Мясокомбинат «Оброченский»

Разделы стратегической карты

Показатели

План

Факт

Изм., (+,-)

Целевой ориентир на 2013 г.

Финансы

Темп роста продаж. %

114

102

-12

115

Рентабельность деятельности о

0,87

0,12

-0,65

2

Доля продаж новых товаров в объеме продаж. %

15

12

-3

17

Маркетинг (удовлетворенность потребителей)

Оптовые клиенты

Своевременность выполнения заказа:

- время выполнения, дни

по графику. 24 ч.

по графику. 24ч.

по графику. 24 ч.

Количество потерянных клиентов.

-

-

-

-

Все клиенты, включая конечных потребителей

Количество рекламаций, ед.

14

14

_

14

Доля новой продукции в продуктовом портфеле, %

20

20

25

Бизнес процессы (операционная эффективность)

Обеспеченность процессов запасами сырья и материалов, в % от плана (нормы)

100

100

-

100

Производительность оборудования. т в смену

54

54

-

65

Время производственного цикла, час

13

13

_

11

Персонал (удовлетворенность персонала)

Производительность труда основных работников, т на 1 работника

67

67

Доля работников повысивших .квалификацию в соответствии с новыми направлениями деятельности предприятия. % от общего числа работников

5

10

Средний доход на 1 работника, тыс. руб. в месяц

6350

6357

7310

Коэффициент текучести кадров

0,22

0.21

-0.01

0.02

Инновации

Коэффициент обновления техники

0.25

0.30

+0.05

0.35

Коэффициент обновления базовых технологий

0.25

0.30

+0.05

0.35

Время разработки новых продуктов, мес.

9

7

7

Количество вновь внедренных продуктов, ед.

14

14

-

14

Эффективность инвестиций в инновации., %

10

8

-2

15

«Мясокомбинат «Оброченский» имеет низкие показатели инвестирования инновационного процесса, мало внимания уделяет повышению квалификации работников, что обуславливает низкую эффективность бизнес-процессов, удовлетворенность работников, потребителей, финансовые результаты.

В современных условиях наибольший интерес вызывают инновационные стратегии диверсификации производства, так как она напрямую связана с повышением качества и разнообразия мясопродукции, что способствует удержанию лидирующих позиций на рынке. Так как текущий рынок продукции мясоперерабатывающей промышленности обычных видов уже в достаточной мере насыщен.

Следовательно, для удержания своей позиции ОАО «Мясокомбинат «Оброченский» необходимо разнообразить ассортимент выпускаемой продукции, т. е. разработать новый товар для старого рынка. Только в данном случае стратегия будет эффективна, так как организация имеет устойчивую репутацию у клиентов и пользуется предпочтительностью у потребителей. Организации требуется будет делать упор на новые виды продукции, улучшение ее качества, повышение рекламной деятельности.

Таким образом, общее состояние ОАО «Мясокомбинат «Оброченский», можно определить как двойственное, то есть имеющее ограниченные возможности для роста. Следовательно в ближайшей перспективе для организации рекомендуется стратегия развития, ориентированная на выявление более глубоких потребностей покупателей и расширение за счет этого своей зоны действия.

После разработки и подтверждения плана инновационной стратегии, план утверждается генеральным директором и тот дает распоряжения необходимым подразделениям о подготовке объекта к работе предприятии в инновационном направлении.

Делись добром ;)