Совершенствование системы управления ООО "БратскФест-1"
1.4 Обобщающий анализ сильных и слабых сторон организации, рыночных возможностей и угроз
Проанализируем внешнюю среду ООО "БратскФест-1" по методике SWOT поэтапно.
Этап первый - определим сильные и слабые стороны ООО "БратскФест-1". Для удобства дальнейшего анализа сильные и слабые стороны ООО "БратскФест-1" сведем в таблицу 1.4.
Таблица 1.4 - "Сила-слабость" ООО "БратскФест-1"
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
|
1) наличие финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей (деятельность предприятия прибыльна, уровень рентабельности высокий) |
1) обеспеченность пиловочным сырьем на 70% осуществляется за счет покупки леса. Основными поставщиками пиловочного сырья предприятия являются те, у которых лесосырьевая база, в основном, располагается в Чунском и Усть-Илимском районах: ООО "Солнышко", ООО "Баланс", ООО "Корнер" и т.д. Закупка пиловочного сырья, в свою очередь, сказывается на себестоимости производимой предприятием продукции, так как для производства экспортных пиломатериалов необходимо сырьё высокого качества. Лесной фонд приобретается на торгах и по договорам с лесхозами. Расстояние вывозки по федеральным дорогам составляет от 100 до 230 км. |
|
2) ассортимент выпускаемой продукции значительный: - "экспортная древесина"; - "пиловочник 1 сорта"; - "пиловочник 2 сорта"; Выполняются работы по заготовке, переработке, отгрузке древесины. |
||
3) высокое качество выпускаемой продукции - вся выпускаемая продукция соответствует внутрироссийским и международным ГОСТам, стандартам качества; на предприятие ведется жесткий контроль качества выпускаемой продукции |
||
4) высокий уровень производственного обеспечения: ? склад сырья и готовой продукции позволяет разместить до 30 тыс.м3 запасов пиловочного материала и до 10 тыс. м3 готовых материалов; ? цех лесопиления - смонтирована технологическая линия фирмы "ЛИНК" на базе 2-х лесопильных рам и торцовочных станков, проектная мощность до 25 тыс.м3 обрезных материалов год, при условии организации работы цеха в двухсменном режиме; - блок сушильных камер - три камеры австрийской фирмы "Ваничек", максимальный объём загрузки по 150 м3, сушка пиломатериалов идет мягкими режимами до любой конечной влажности; |
2) высокий уровень затрат по закупке и переработки древесины; 3) недостаточная мощность сортировочной линии, нет возможности увеличения объемов переработки древесины; 4) отсутствие маркетинговой службы - основные функции выполняются директором предприятия, его первыми заместителями; слабо развиты навыки в области маркетинговой деятельности у сотрудников предприятия. |
|
5) высокий уровень профессиональной подготовки трудовых ресурсов: - преобладает высшее техническое, юридическое, экономическое образование; - стаж работы - преобладающая группа - свыше 5 лет; - на предприятие ведется обучение молодых специалистов, система наставничества. |
Этап второй - определим возможности и угрозы, заключенные во внешней среде, для ООО "БратскФест-1". Для удобства дальнейшего анализа возможности и угрозы ООО "БратскФест-1" сведем в таблицу 1.5.
Таблица 1.5 - "Возможности-угрозы" ООО "БратскФест-1"
Потенциальные внешние возможности |
Потенциальные внешние угрозы |
|
1) высокая известность на отечественном и зарубежном рынке - предприятие было образовано на базе ООО "СВЕН-Трейдинг", хорошо зарекомендовавшее себя на рынке, клиентурная группа ООО "СВЕН-Трейдинг" перешла к ООО "БратскФест-1" |
1) большое количество конкурентов - основными конкурентами выпускаемой на предприятии продукции по Братскому району являются Правобережный деревообрабатывающий комбинат и ООО "Бралихтинвест". Основным преимуществом данных предприятий является то, что они сами себя обеспечивают сырьем, то есть производят собственную заготовку древесины |
|
2) наличие постоянных клиентов - заключены долгосрочные договора на поставку продукции в Австрию, Японию, Сирию, Ливан, Египет. К основным потребителям российского рынка можно отнести ОАО "КБЖБ" и ЗАО "УИСМИ" |
2) изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономические операции, изменения ГОСТов, стандартов; |
|
3) существует реальная возможность расширения рынков сбыта - руководством предприятия рассматривается вопрос о реализации продукции в Китай. |
3) удаленность зарубежных покупателей - повышенные требования к комплектации, своевременности поставок |
Этап третий - определим взаимозависимость факторов внутренней и внешней среды ООО "БратскФест-1". Для оценки этих связей составим матрицу SWOT (таблица 1.6).
Таблица 1.6 - Матрица SWOT - анализ ООО "БратскФест-1"
Рынок |
Возможности ? предприятие хорошо известно на отечественном рынке сбыта и зарубежном; ? возможность завоевание потенциальных потребителей, расширение рынков сбыта; ? хорошо налаженные партнерские отношения; ? наличие постоянных клиентов. |
Угрозы ? большое количество конкурентов; ? изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономические операции; ? изменение ГОСТов, стандартов; ? удаленность зарубежных покупателей (повышенные требования к комплектации, своевременности поставок) |
|
Фирма |
|||
Сильные стороны ? квалифицированный, грамотный персонал; ? хорошее технологическое оснащение; ? высокое качество выпускаемой продукции, соответствие ГОСТам; ? материальное стимулирование работников, поощрения; ? прибыльность деятельности; ? предприятие занимается не только отгрузкой леса, но и его переработкой. |
Для завоевания новых сегментов рынка необходима хорошо разработанная маркетинговая стратегия. Необходимо расширить объем производства, продолжить работу по снижению уровня удельных затрат, повысить качество выпускаемой продукции и снизить цены реализации. |
Отслеживать изменения законодательной базы, установить информационно-правовые системы, принять в штат юриста. Более внимательно относиться к пожеланиям клиентов. Более серьезно относиться к исследованию рынка, разработать программу продвижения продукции, стимулировать продажи. |
|
Слабые стороны ? плохо сформирован имидж предприятия; ? высокий уровень затрат; ? отсутствие маркетинговой службы; ? удаленность лесосырьевой базы; ? недостаточная мощность сортировочной линии. |
Разработать комплекс мероприятий по формированию устойчивого имиджа предприятия, сформировать положительное отношение со стороны общественности. Необходимо принять активное участие в "жизни" города. Принять в штат работников специалиста по маркетинговой работе. Приобрести более мощное, современное оборудование. |
Разработать комплекс мероприятий по снижению уровня себестоимости реализуемой продукции. Рассмотреть вопрос о заключении договоров на поставку древесины с организациями, расположенными вблизи предприятия - на более выгодных условиях. |
Выводы и рекомендации на основе SWOT-анализа ООО "БратскФест-1":
- свободные средства (оставшиеся после погашения текущих обязательств) использовать для расширения производства, создания новых разработок и новых товаров, использование кредитов и располагаемых денежных средств для поиска выходов на новые рынки сбыта;
- повышение платежеспособности будет означать рост доверия к предприятию как со стороны потенциальных клиентов, так и со стороны инвесторов. Для повышения платежеспособности предприятие должно снижать размер краткосрочных обязательств;
- предприятие получает ряд конкурентных преимуществ: за счет большей маневренности, более широкого доступа к инвестиционным и кредитным ресурсам;
- вложение значительных средств в разработку новых технологий и совершенствование продукции сохранит существующую долю рынка и увеличит ее;
- использование новых методик и разработок (как собственных, так и методик партнеров) в управлении дебиторской задолженностью увеличит эффективность управления дебиторской задолженностью.
- предприятие может разработать новые формы коммерческого кредита, предлагаемые клиентам на более выгодных условиях;
- предприятию следует сконцентрировать усилия на производстве прибыльных и качественных видов продукции, используя имеющиеся у нее источники средств. Повышение прибыльности в динамике будет свидетельствовать о росте деловой активности предприятия. Полученная прибыль может быть использована для выхода на новые рынки.