Совершенствование стратегий крупного и малого бизнеса

дипломная работа

1.2 Виды стратегий малого бизнеса

Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Также существует более широкое понятие - "предпринимательство", которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, сколько на основе процентного роста прибыли за определённый период.

Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микро-предприятием, от 16 до 100 человек - малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микро-предприятиям, от 60 до 400 млн. рублей - к малым, и более 400 млн. рублей - к средним предприятиям.[1]

Субъекты хозяйствования в малом бизнесе должны постоянно ориентироваться на покупателя и знать ответы на вопросы: что, сколько, какого качества, из чего, где и когда должно быть произведено? Это означает, что малые предпринимательские структуры особенно ограничены по количественным, качественным, пространственным и временным параметрам.

Характерной особенностью и одновременно проблемой является то, что малые предприятия ориентированы на текущую прибыль, как правило, на накопление прибыль не направляется. Собственные финансовые возможности для дальнейшего развития имеют далеко не все малые организации.Основная особенность развития малых фирм в рыночных условиях заключается в их гибкости, т.е. способности оперативно перестраивать свою производственную деятельность в зависимости от рыночной ситуации. Основные стратегии поведения малой фирмы представлены в матрице (табл. 1).

Таблица 1 Основные виды стратегии малой фирмы

Продукт малой фирмы

Подобный продукт крупной фирмы

Оригинальный

Форма существующей фирмы

Независимая от крупной фирмы (суверенитет)

"Ложный гриб" (поле 1): Стратегия кооперации

"Премудрый пескарь" (поле 2): Стратегия оптимального размера

Связанная с крупной фирмой (симбиоз)

"Хамелеон" (поле 4): Стратегия использования преимуществ крупных фирм

"Жалящая пчела" (поле 3): Стратегия участия в продукте крупных фирм

Поле 1. Стратегия копирования ("Ложный гриб"). Сущность заключается в том, что малая фирма, используя результаты научно-исследовательских работ более крупных фирм по оригинальным продуктам, выпускает копии этих продуктов по ценам и качеству значительно уступающим, как правило, оригиналу.

Поле 2. Стратегия оптимального размера ("Премудрый пескарь"). Малая фирма осуществляет свою деятельность под девизом: "не высовываться" за рамки своей рыночной ниши. Эта стратегия хотя и обеспечивает выживаемость малой фирмы, но служит препятствием расширению деятельности фирмы.

Поле 3. Стратегия участия в продукте крупной фирмы ("Жалящая пчела"). Использование данной стратегии возможно тогда, когда отдельный мелкий элемент продукции более крупной фирмы - это конечный продукт для данной фирмы. Во избежание зависимости от более крупной фирмы малая фирма должна стремиться ограничить долю оборота, приходящегося на одного крупного клиента, т.е. мелкая фирма должна стремиться поставлять нескольким крупным фирмам товары таким образом, чтобы доля для каждой из них в общем, объеме продаж фирмы не превышала 20%. Это позволяет малым фирмам, как "жалящим пчелам", заставлять более крупные фирмы "вертеться" и в силу установления низких цен на реализацию продуктов вынуждать крупные фирмы избавляться от непроизводительных подразделений.

Поле 4. Стратегия использования преимуществ крупной фирмы ("Хамелеон"). Это т.н. стратегия франчайзинга, в соответствии с которой заключается договор между мелкой и крупной фирмой, согласно которому крупная фирма обязуется снабжать мелкую фирму собственными товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса, представляет краткосрочный кредит на льготных условиях, сдает в аренду свое оборудование. В свою очередь малая фирма обязуется иметь деловые контакты исключительно с данной крупной фирмой, вести бизнес "по правилам" этой крупной фирмы и перечислять определенную договором долю от суммы продаж в пользу крупной фирмы.

К 1 виду стратегии "Ложный гриб", можно привести пример: SWISSTIMECLUB Интернет магазин №1 в Российской Федерации! Только лучшие копии часов всех Мировых Брендов. У нас Вы не можете купить оригинальные швейцарские часы PORSCHE DESIGN! В данном каталоге представлены исключительно копии часов PORSCHE DESIGN. И адрес фирмы.[16]

К 2 виду стратегии "Премудрый пескарь", относятся, например: небольшие магазины, кафе, предприятия в сфере бытовых услуг, ориентированные, в частности, на удовлетворение узкоспециализированного или особого спроса: единичные заказы, индивидуальные и элитные товары, услуги и стили; выпуск нестандартного оборудования или мало серийных изделий, реализация начальных этапов высоко рискованных проектов и т.д.

К 3 виду стратегии участия в продукте крупной фирмы "Жалящая пчела" можно привести пример с АвтоВазом, точнее его поставщиком комплектующих Группой предприятий "Пластик" занимается производством и поставкой пластмассовых комплектующих для конвейера АвтоВАЗа, (его доля оценивается в 15--20% от общего объема поставок АвтоВАЗу пластмассовых комплектующих), тары, а также электродвигателей вентиляторов охлаждения радиатора для ГАЗа и сит для оборудования горнодобывающих компаний. "Предприятие в высокой степени универсально: с одной стороны, специализируется на производстве пластмассовых изделий, а с другой - на изготовлении и поставке автомобильных комплектующих".[17]

К 4 виду стратегии "Хамелеон", можно привести пример в сфере образовательных услуг. Стратегия "Хамелеона" или симбиоза часто реализуется в русле тенденции к интернационализации образования, в т.ч. по межправительственным соглашениям. Так, учебный центр "Комсомольской правды" (структурное подразделение газеты) через год после своего создания стал на территории бывшего СССР генеральным представителем британской программы подготовки менеджеров низшего звена - NEBSM. Заочное обучение отечественных предпринимателей организовано в два этапа. Начальное менеджерское образование продолжительностью в три месяца завершается получением сертификата учебного центра с оплатой в рублях либо, по желанию клиента, - конвертируемого сертификата английской стороны с оплатой в валюте. Шестимесячный второй этап подготовки установлено оплачивать только в валюте; после аттестации выдается соответствующий диплом. Естественно, что при этом используются только британские программы, в т.ч. на первом этапе - их русские версии.[14]

Делись добром ;)