Совершенствование управления деловой средой организации на примере ООО "Фабрик"

дипломная работа

1.1 Сущность и понятие деловой среды в организации

Проведенное нами исследование утверждает, что деловая среда состоит как из внутренней, так и внешней среды. Деловая среда является непосредственным окружением организации - цели, структура, задачи, технология, люди, потребители, продукции услуг, поставщики сырья, материалов, энергии, конкуренты, партнеры, организации, инфраструктуры и т.д. В. Г. Смирнова. «Организация и ее деловая среда», Издат.ИНФРА-М. 2009г. С.18

Мы считаем необходимым, проанализировать каждую из выше указанных сред, а именно внешнюю и внутреннюю среды, в отдельности. Так как каждая из них отличается друг от друга.

Исследование также показало, что деловая среда оказывает на организацию непосредственное влияние. Организация зависит от внешних и внутренних факторов, прямого и косвенного воздействия.

Во взаимоотношениях с деловой средой у организации возникает две основные проблемы - взаимодействия и адаптации, от решения которых во многом зависит эффективность ее деятельности. В. Г. Смирнова. «Организация и ее деловая среда», Издат.ИНФРА-М. 2009г. С.18

Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых товаров и услуг, сокращение их жизненного цикла, появление большого количества конкурентоспособных организаций, возрастание требований покупателей - все эти и другие изменения происходящие в окружающей среде усиливают влияние и зависимость организаций от внешних условий. А это вынуждает их искать способы для улучшения взаимодействия и развивать способности к адаптации.

Занимаясь вопросами эффективного взаимодействия, менеджеры воздействуют как на саму организацию, так и на деловую среду, стремясь уменьшить ее неопределенность. Это достигается путем специальных подразделений, осуществляющих связь с внешним окружением, занимающихся улучшением информированности о состоянии среды, партнерских отношений, сотрудничеством с конкурентами, созданием стратегических альянсов и т.п.

Использование «стратегического управления» позволяет спрогнозировать будущие изменения в окружающей среде и заранее подготовить к ним организацию, обеспечивая тем самым условия для ее эффективной работы на достаточно длительный срок.

Управляя процессами взаимодействия, менеджеры сталкиваются с проблемами неопределенности деловой среды, равно как с проблемами рутинности используемых технологий.

В зависимости от этих двух переменных используются механический или органический подходы к построению организационных систем, которые обеспечивают разную степень адаптивности организации к изменениям и неопределенности окружающей среды.

Механистическая организационная система

Механистическая организационная система рассматривает организацию как система, имеющая сходство с машиной. Она работает надежно и точно. Управление механистической организацией имеет следующие характеристики:

четко определенные стандартные задачи;

узкая специализация работ;

централизованная структура;

строгая иерархия полномочий;

преобладание вертикальных связей;

использование формальных правил и процедур, обезличенность взаимоотношений;

власть основана на положении, которое лидер занимает в иерархии;

сопротивление изменениям;

строгая система контроля.

Обычно такую систему называют бюрократической, и ее эффективность достигается за счет экономии времени, высокая производительность и качество выполняемых работ. Однако она не способна быстро адаптироваться к изменениям внешней среды. Потому, что такой подход эффективен для организаций со стабильной деловой средой и низким уровнем неопределенности. Б.3. Милънер. «Организация и ее деловая среда». Издат.ИНФРА-М. 2009г. С.19.

Органическая организационная система.

К такому типу систем относятся организации с более гибкой, легкой приспособленности к быстрым и частым изменениям. Впервые этот термин ввел английский исследователь Т. Барнс и Дж. И. Сталкер в 1961 г. для обозначения организаций с гибким менеджментом, для которого характерны:

гибкая структура;

динамика решаемых проблем, временное закрепление задач и работ исполнителями;

децентрализация полномочий и ответственности;

преобладание горизонтальных связей;

минимальное использование формальных правил и процедур;

власть основана на знании и опыте;

готовность к изменениям;

участие каждого сотрудника в решении общих задач;

выполнение работ в группах;

самоконтроль и контроль со стороны коллег.

Развитие такой организации привело к тому, что ее начали рассматривать как живой организм. Чтобы приспособиться, выжить и существовать в условиях динамичной окружающей среды, организация должна постоянно меняться, поддерживать внутреннее соответствие между системы и адаптироваться к окружающей среде. Б.3. Милънер. «Организация и ее деловая среда». Издат.ИНФРА-М. 2009г. С.19.

В условиях кризисной ситуации, сложившейся в нашей стране, деятельность этой части деловой среды подвержена частым и непредсказуемым изменениям, что создает большие сложности для организации. Тем не менее своевременное получение необходимой информации о готовящихся изменениях, улучшение взаимодействия с государственными органами и организациями, несмотря на всю сложность, в ряде случаев позволяет заранее предусмотреть меры, направленные на защиту интересов организации, и предпринять определенные шаги, чтобы уменьшить потери.

Делись добром ;)