Современные модели управления

курсовая работа

1.2 Классификация моделей управления

К настоящему времени разработаны десятки методологий построения формализованных моделей функционирования предприятия и концепций построения систем управления.

Основы подходов к построению моделей управления на предприятии.

Укрупненно методы построения моделей предприятий можно разделить на структурные и объектно-ориентированные. Каждая из этих групп методов включает в себя несколько вариантов конкретных методик. Структурные методы на сегодняшний день имеют наибольшее распространение, поэтому их мы рассмотрим в первую очередь.

Структурные методы.

Структурным принято называть такой метод исследования системы или процесса, который начинается с общего обзора объекта исследования, а затем предполагает его последовательную детализацию.

Структурные методы имеют три основные особенности:

· расчленение сложной системы на части, представляемые как «черные ящики», а каждый черный ящик реализует определенную функцию системы управления;

· иерархическое упорядочение выделенных элементов системы с определением взаимосвязей между ними;

· использование графического представления взаимосвязей элементов системы;

Модель, построенная с применением структурных методов представляет собой иерархический набор диаграмм, графически изображающих выполняемые системой функции и взаимосвязи между ними. Попросту говоря, это рисунки, на которых показан набор прямоугольников, определенным образом связанных между собой. В диаграммы также включается текстовая информация для обеспечения точного определения содержания функций и взаимосвязей. Использование графического представления процессов существенно повышает наглядность модели и облегчает процесс ее восприятия. От обычных рисунков, с помощью которых можно представить процесс управления, структурные диаграммы отличаются тем, что выполняются по вполне определенным правилам, а процесс их составления и анализа поддерживается соответствующим программным обеспечением. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. - М. 2008 - С. 312.

Применительно к задаче управления предприятием можно выделить следующие модели:

- Модель учетно-аналитической системы (МУАС) (при использовании данной модели происходит формирование системы управленческого учета, которая выполняет функции сбора, организации, обработки и представления информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. В данном случае происходит формирование структуры внутренней отчетности, бланков учета и т.д.)

- Модель функционирования предприятия (МФП) (при использовании данной модели формализуются способы описания состояния объекта управления (предприятия) и разрабатывается алгоритм синтеза управленческих решений на основе информации, полученной от учетно-аналитической системы).

- Модель организационно-распорядительной системы (МОРС) (при использовании данной модели происходит формирование административной системы управления предприятием, также необходимо разработать организационную структуру предприятия, положения об отделах (службах), должностные инструкции, технологические регламенты, приказы, рабочие задания и др.)

- Целевая функция управления предприятием (ЦФУП) (при использовании данной модели формализуется алгоритм оценки эффективности функционирования предприятия по критерию, отражающему предпочтения основных заинтересованных сторон (собственников, руководства, персонала предприятия и др.). Критерием эффективности функционирования коммерческого предприятия, как правило, является величина извлекаемой материально-финансовой выгоды в виде имущества (в том числе его суррогатов) или дохода).

Интегральный критерий эффективности управления (цель высшего уровня) должен давать возможность оценивать все виды организационных преобразований, а не только какие-то отдельные аспекты деятельности предприятия. Планкетт Л, Выработка управленческих решений. М., 2004.-С. 234.

Организационная модель управления предприятием.

На практике организационная модель предприятия выступает в трех основных формах:

1. В виде обычаев, т.е. моделей, мысленно представляемых работниками.

2. В описательной форме (положения, инструкции и т.д.).

3. В графической форме (схемы, графики и т.д.).

Первая форма модели характерна для выполнения простых функций, не охваченных какими-либо организационными инструкциями. Чаще всего она встречается на предприятиях, в которых большое значение имеют сложившиеся традиции и существует стабильная программа деятельности. Или на предприятиях, руководители которых недооценивают значение документально закрепленного разделения и регламентации выполняемых функций для рационализации работы.

Вторую форму используют многие предприятия. Сейчас можно наблюдать рост интереса к использованию описательных моделей, прежде всего в виде описательных организационных инструкций.

Графическую форму представления модели используют реже, хотя она позволяет:

- точнее отразить ход процессов и их взаимосвязь;

- выявить дублирование;

- выявить нежелательные перерывы в процессах, упущение важных звеньев в процессе деятельности.

Ее недостатком считают трудность для понимания, особенно при недостаточной организационной подготовке работников. Несмотря на это, по мнению специалистов, доля графических форм в организационных моделях должна постоянно возрастать.

Надо отметить, что по разным причинам описательные инструкции иногда тоже могут быть сложными и труднопонимаемыми.

Может возникнуть вопрос: а так ли необходима организационная документация (организационная модель)? Ведь существует же повсеместно на небольших предприятиях организация управления, которая, как правило, сводится в основном к составлению перечня должностей и распределению (чаще в устной форме) обязанностей. Да, но она не может решить сложный комплекс проблем современного предприятия. А предпосылка успешной работы - это наличие целесообразной системы управления, которая отвечает производственным условиям предприятия и ориентирована на его развитие.

При очень простых операциях и малом числе работников чрезмерное количество «бумажной» организации вряд ли поможет делу. Да и объективная потребность в такой организации невелика. В частности, можно руководствоваться самым простым принципом: предприятие должно иметь организационную документацию, объем и степень детализации которой достаточны для обеспечения его относительно нормальной текущей работы.

Но в то же время надо учитывать, что организационная документация, например, необходима:

- в случаях, когда организационное мероприятие относится к сложным вопросам;

- при внедрении новых или усовершенствованных организационных решений. В таких случаях необходимо значительное время для окончательного внедрения, т.е. для того, чтобы установленные описательные или графические модели организации превратились в модели, основанные на «обычае», или превратились в мышлении исполнителей описательных или графических моделей в мысленные модели;

- для обеспечения рациональных способов планирования, координации и контроля;

- для управления подсистемами;

- для правильной организации повторяющихся процессов;

- при введении новых работников в круг их обязанностей (либо при временных замещениях);

- с целью получения полной картины организационной модели предприятия или его структурного подразделения;

- с целью обеспечения возможности внесения изменений в структуру или работу отдельных подсистем без ущерба для системы как единого целого;

- для определения последствий и обоснования решений, изменяющих порядок взаимодействия управленческих звеньев, устанавливающих технологию управления при реорганизации предприятия;

- для внедрения системы менеджмента качества, цель которой - создание условий для выпуска качественной продукции, выявление «слабых» мест на производстве, исключение или минимизация выпуска некачественной продукции, а значит - помощь в организации успешной работы пред приятия. Ивановская Л. В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 2005. - С.156.

Также для системы управления актуальна задача постоянного совершенствования организационного механизма управления на основе устранения лишних звеньев и процедур, обеспечения оперативного принятия решений. И для рационализации системы используют, в частности, следующие средства:

- составление схемы документационных потоков (документооборота) - основы оптимизации прохождения документов;

- составление оргсхемы - графической модели предприятия. Она позволяет статическое и динамическое моделирование. На оргсхеме моделируются проблемы координации между звеньями управления, вырабатывается рациональный вариант. Учет возможных случаев и их проигрывание на оргсхеме позволяет уточнить и дополнить служебные обязанности каждого работника.

Все это, так или иначе, приводит к созданию организационной модели предприятия (комплекта описательной и графической организационной документации) - инструмента улучшения работы и повышения ее эффективности, а также грамотного построения системы производства.

Поэтому в практике каждое предприятие должно иметь собственную актуальную организационную модель, представленную при помощи описательных или графических методов.

А теперь рассмотрим в общих чертах модель предприятия, представленную в виде организационной документации (характеристика модели дана по Х. Мреле). Такая модель включает в себя статическую и динамическую части.

Статическая модель определяет пространственное и административное расположение средств производства и людей, их особенности, а также определяет квалификацию работников, основы разделения труда, разграничение областей ответственности.

Статическая модель, в частности, состоит из следующих элементов статических моделей управления:

- структурные схемы;

- планы функций;

- перечень служб;

- регулирующие положения;

- правовые основы деятельности;

-образцы документов.

Динамическая модель предприятия включает функциональные связи, информационные и снабженческие циклы.

Динамическая модель состоит, например, из следующих элементов:

- блочные схемы исполнительных подсистем;

- сборник инструкций, нормирующих деятельность и документацию, связанную с осуществлением определенных функций предприятия;

- схемы прохождения документов;

- нерегулярные модели, например, сетевые графики.

Организационная документация может быть сгруппирована, например, по следующим основным функциям:

- управление предприятием;

- управление маркетингом;

- управление нововведениями;

- управление технологией производства;

- управление производством;

- управление качеством продукции. Александров Л.А., Стрыгин А.В. Анализ и проектирование организационных структур управления. - М.: МИУ, 2007. - С. 197.

Надо отметить, что структура и способ функционирования систем управления не имеют такого разнообразия, как системы основной деятельности. Организация труда людей на разных предприятиях имеет много общих черт. Практика показывает, что в составе систем предприятий разных видов есть определенные совпадения, которые облегчают разработку общих основ их организации. Поэтому типовые образцы некоторых организационных документов могут быть использованы при разработке (изменении, дополнении) организационной модели конкретного предприятия.

В заключение особо подчеркнем, что каждое предприятие должно иметь организационную модель системы, степень детализации элементов которой доведена до уровня, необходимого для успешного функционирования, совершенствования и развития всей системы. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М. ИНФРА - М, Новосибирск: НГАЭ и У, 2006. - С.337.

Делись добром ;)