Современные модели управления

курсовая работа

2.3 Комплексный анализ микро- и макросреды предприятия ООО «Раритет»: SWOT - анализ

SWOT -- метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы). Калина А. В., Конева М. И., Ященко В. А. Современный экономический анализ и прогнозирование. - К.: МАУП, 2007. - С. 431.

Проведем внешний анализ для предприятия ООО «Раритет», представленный в таблице 2.5.

Таблица 2.5. Анализ внешней среды (факторов макросреды).

Группа факторов

Наименование факторов

Тенденция изменения

Проявление

Возможная реакция предприятия

1

2

3

4

5

1.Эконо-мические

1.1.Уровень инфляции

Возможна стабилизация

При увеличении инфляции обесценивание денежных средств

Уровень инфляции закладывается в цену поставщика, следовательно цены на товары изменяются год от года.

1.2.Уровень реального дохода населения

Возможное снижение доходов

Уменьшение покупательской способности населения

Предложение клиентам широкой ассортиментной линейки товара

1.3.Энерго-тарифы

Возможно увеличение

Увеличение себестоимости товаров

Анализ и бюджетирование издержек.

1.4.Налоговые ставки

Повышение ставок

Отток денежных средств из сферы производства в бюджет

Минимизация налогового бремени

2.Правовые

2.1.Несовершенство законодательной базы

Тенденции стабилизации

Ущемление интересов предприятий

Изыскание

путей

для

эффективной

работы

3.Полити-ческие

3.1.Тяжелые отношения с властью

Тенденции не ясны

Приостановление

инвестиционного процесса и банковского

кредитования бизнеса

Привлечение дополнительных средств

4.Меж-дународ-ные

4.1.Либерали-зация внешнеэкономической деятельности, сотрудничества

Тенденции сохраняются

Появление новых рынков сбыта товара

Расширение или обновление ассортимента

5.Социальные

5.1.Мобильность населения

Тенденции роста сохраняются

Отток работников

Совершенствование системы стимулирования и мотивации труда (пересмотр коллективного договора, положения о премировании, введение персональных надбавок и т.д.)

5.2.Уровень образования

Тенденции роста сохраняются

Увеличение числа высокообразованных специалистов

Увеличение эффективности подбора кадров

6.Научно-техниеский прогресс

6.1. Научно-технический прогресс в сфере производства

Тенденции роста изменяются медленно

Мало новых материалов, оборудования, технологий

Модернизация всех этапов работы предприятия

6.2. Научно-технический прогресс в социальной сфере

Тенденции роста не изменяются

Рост уровня потребностей населения

Исследование рынка, расширение бизнеса предприятия

Рассмотрим основные факторы непосредственного окружения и их влияние на предприятие ООО «Раритет», которые представлены в таблице 2.6.

Таблица 2.6. Факторы непосредственного окружения предприятия ООО «Раритет»

Основные факторы

Наименование факторов

Проявление факторов

Влияние факторов на рынок

Ответная реакция предприятия

1.Потреби-тели

Предприятия и организации

Налаживание спроса товара

Увеличение запросов и потребностей, улучшение качества товаров

Исследования рынка, расширение бизнеса компании, пересмотр ассортимента, доп. обучение персонала

2.Конкуренты

Компании, занимающейся дистрибуцией продуктов

Ужесточение конкуренции

Возникновение возможных сложностей в процессе подтверждения предприятием своих позиций на рынке

Возможна конкуренция за счет высокого качества товаров, исследований рынка

3.Поставщики

Производители продуктов

Тенденции ухудшения отношений

Рост цен, отсутствие необходимого ассортимента, нарушение сроков поставки и т.д.

Поиск новых поставщиков

После проведенного анализа внешней среды, а именно факторов, которые влияют на деятельность (открывают новые возможности или представляют какую-либо опасность) рассматриваемого предприятия, необходимо провести анализ внутренней среды предприятия (выявить основные факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия).

Анализ слабых и сильных сторон - внутренней среды предприятия представлен в таблице 2.7.

Таблица 2.7. Анализ внутренней среды

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Продажа товара предприятием

- возможность расширения оказываемых услуг

- пересмотр ассортимента, расширение ассортимента

При расширении ассортимента возникает опасность неправильного планирования товарных остатков

Организация

- компетентность руководства;

- эффективность системы контроля

Слабых сторон не наблюдается

Маркетинг

- эффективная система каналов сбыта реализуемого товара,

- дополнительные услуги клиентам

-отсутствие информированности об ассортименте предприятия;

-отсутствие маркетинговых исследований рынка

Персонал

-высококвалифицированный персонал

-предоставление предприятием расширенного соц. пакета

- коллективный договор

-нет притока «свежей крови»

Финансы

-рассматриваемое предприятие - платежеспособное и прибыльное

Слабых сторон не наблюдается

Угрозы, возможности, слабые и сильные стороны предприятия ООО «Раритет» представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8. Матрица SWOT-анализа предприятия ООО «Раритет»

Возможности

Сильные стороны

- рассматриваемый рынок продолжает стремительно расти;

-развитие научно-технического прогресса приводит к появлению новых товаров, новых рынков, а также появлению новых потребителей;

- выбор наилучшего варианта поставки товаров;

-существующая безработица ведет к удешевлению раб. силы.

-большой опыт предприятия в бизнесе;

-предоставление дополнительных услуг, предоставление скидок;

-высокий профессионализм работников предприятия

-предоставление работникам различных социальных гарантий;

- репутация организации - привлекающий элемент.

Угрозы

Слабые стороны

-тенденция увеличение энерготарифов;

-увеличение ставок налогов;

-несовершенство законодательной базы, которое может привести к ущемлению интересов предприятий;

-приостановление

инвестиционного процесса и банковского

кредитования бизнеса;

- отказ в сотрудничестве многих зарубежных клиентов;

- сбои поставок товара;

-ужесточение конкуренции.

-отсутствие информированности об ассортименте предприятия;

-отсутствие маркетинговых исследований рынка;

- отсутствие должного планирования;

- отсутствие четкой стратегии развития предприятия.

В результате полученных результатов (табл. 2.8.), можно сделать выводы:

1. Возможности: увеличивающая безработица ведет к удешевлению рабочий силы. Сильная сторона: высокий профессионализм работников предприятия.

2. Возможности: рассматриваемый рынок продолжает расти. Сильная сторона: репутация организации - привлекающий элемент.

3. Возможности: развитие научно-технического прогресса приводит к появлению новых товаров, новых рынков, а также появлению новых потребителей. Сильная сторона: большой опыт предприятия в бизнесе.

4. Возможности: выбор наилучшего варианта поставки товаров. Сильная сторона: предоставление дополнительных услуг, предоставление скидок.

5. Угрозы: ужесточение конкуренции - отсутствие четкой стратегии развития предприятия.

6. Угрозы: тенденция увеличение энерготарифов, увеличение ставок налогов, несовершенство законодательной базы, которое может привести к ущемлению интересов предприятий, приостановление инвестиционного процесса и банковского кредитования бизнеса - отсутствие должного планирования.

7. Угрозы: сбои поставок товара - отсутствие маркетинговых исследований рынка, отсутствие информированности об ассортименте предприятия.

8. Угрозы: отказ в сотрудничестве многих зарубежных клиентов - отсутствие должного планирования.

Анализ среды -- это очень важный для анализа и выработки стратегии и модели управления предприятием. Это очень сложный процесс. Очевидно, что, не зная среды, предприятие не сможет существовать.

В результате полученных данных при анализе факторов внешней и внутренней среды предприятия ООО «Раритет» была составлены комплексная таблица слабых и сильных сторон предприятия и угроз и возможностей предприятия. В результате составленной таблицы стало видно, у предприятия ООО «Раритет» есть как сильные, так и слабые стороны. Тем не менее, предприятие ООО «Раритет» имеет достаточный потенциал для укрепления своих позиций на рынке и дальнейшего своего развития. В связи с этим предприятию необходимо разработать стратегию дальнейшего развития. Стратегические альтернативы: перед предприятием стоят четыре основных стратегических альтернативы:

- ограниченный рост;

- рост;

- сокращение;

- сочетание.

В целом предприятие ООО «Раритет» может придерживаться стратегии, которая использовалась на предприятии в настоящий момент, однако необходимо внести некоторые коррективы, которые будут рассмотрены в проектной части дипломной работы.

Делись добром ;)