Содержание и особенности менеджмента в бюджетных организациях (на примере Федеральной Службы Безопасности)

курсовая работа

1.2 ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Разница между государственными и частными предприятиями и организациями является очевидной. В государственном секторе риск банкротства измеряется с политической точки зрения. Государственные учреждения, в общем, ясно представляют себе, как далеко они могут и должны идти. Разрешение на проведение деятельности исходит от выборных должностных лиц, которые устанавливают ограничения на то, что можно делать. Для того, чтобы расширить рамки дозволенного, необходима политическая деятельность, выдвижение инициатив, в самом крайнем случае преобразование можно обеспечить с помощью избирателей, которые выберут новых людей. В частном секторе компании постоянно сталкиваются с риском банкротства в той или иной степени. Однако их риск почти всегда может быть определен на основе прибыли. Если в результате рискованного решения, принятого сегодня, прибыльность предприятия завтра возрастет, то игра может стоить свеч.

В некоммерческих организациях ситуация иная, поскольку их ценности нельзя измерить с политической или финансовой точки зрения. Кто может сказать, какова цена принципиально твердой позиции или продолжения концертов классической музыки, сохранения коллективного руководства или предоставления бесплатных юридических услуг? В данном случае нет единых односложных критериев, на основе которых можно принимать решение. Все сводится к общественному мнению.

С практической точки зрения трудно найти то место, где можно провести разграничительную черту между коммерчески надежной деятельностью организации и приверженностью принципам служения обществу. В некоммерческой организации, в которой руководство ответственно подходит к своим обязанностям, постоянно возникают споры, проходят обсуждения вопросов пункт за пунктом, решение за решением. Это вторая, наиболее важная задача, стоящая перед некоммерческой организацией, а именно: анализ риска банкротства в сравнении с необходимостью выжить и поиск требуемого баланса между расширением деятельности и риском для существования организации во имя сохранения верности принципам.

Интересной представляется сравнительная характеристика целей коммерческих и некоммерческих организаций.

Таблица 1

Корпорации, фирмы

Некоммерческие организации

Количественные

Качественные

Неизменные

Изменяющиеся

Последовательные, согласующиеся

Конфликтующие

Унифицированные

Разноплановые

Операционализированные

Не операционализированные

Ясные, конкретные

Неопределенные, размытые

Измеримые

Не измеримые

Цели, как фирмы, так и НКО могут конфликтовать, противоречить одна другой. В случае фирмы конфликт целей разрешается перераспределением ресурсов, которые, в конечном счете, определяются объемом прибыли. Зачастую фирме приходится отказываться от некоторых целей, вследствие недостатка ресурсов, откладывать их достижение до лучших времен. Таким образом, коммерческие организации обычно преодолевают проблему существования конфликтующих целей.

Даже если цели НКО ясны, не конфликтуют между собой и являются неизменными, оценка производительности организации является крайне сложным делом. Эта сложность может существовать и в том случае, когда цели организации определены количественно, заданы временные рамки их достижения, однако не существует объективного способа определения производительности отдельных подразделений (департаментов) организации.

Конечно, данная проблема не является уникальной для НКО. В малых фирмах дифференциация и департаментализация тоже представляют проблему измерения производительности. Проблема обостряется во многих НКО за счет того, что не существует «фундаментальной», базисной единицы оценки производительности, которая должна быть использована для оценки деятельности организации в целом.

Один из способов решения проблемы состоит в том, чтобы измерить некоторые аспекты производительности в надежде, что «хорошая» производительность в соответствии с этим критерием будет отражать достижение неизмеримых «истинных» целей. Так, например, если цели школы состоят в том, чтобы давать детям образование и готовить их к жизни в обществе, т.е. являются целями, которые нельзя непосредственно измерить, могут быть использованы опосредованные методы измерения достижения целей для того, чтобы оценить производительность деятельности НКО в целом.

Одним из нежелательных следствий использования таких «вторичных индикаторов» является то, что построенная на них система измерений может неадекватно представлять усилия людей в НКО по сравнению с измеряемыми целями. Так, например, школа может выпускать невротических, социально плохо адаптированных людей, не знающих, чем занять свое свободное время, но в то же время успешно сдающих выпускные экзамены.

Школы и другие профессиональные бюрократии часто неохотно представляют на всеобщее обозрение свои методы измерения производительности, считая, что они будут поняты упрощенно и неблагоприятно. Так, больницы избегают широкого представления статистики смертности, милиция редко публикует цифры раскрываемости преступлений. Когда же на них оказывается давление, они охотнее предоставляют информацию относительно входов, чем выходов организации, например, информацию относительно числа зачисленных учащихся, предоставленных новых квартир очередникам или числа созданных новых рабочих мест. Однако эти же организации менее охотно предоставляют информацию относительно соотношения числа зачисленных учеников к окончившим, числа предоставленных квартир к числу поставленных в очередь, числа зарегистрированных преступлений к числу раскрытых, числа предоставленных рабочих мест к числу вновь зарегистрированных безработных и т.д.

Делись добром ;)