Содержание и особенности менеджмента в бюджетных организациях (на примере Федеральной Службы Безопасности)

курсовая работа

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Говоря об услугах, носящих некоммерческий характер, нельзя не сказать о защите интересов государства. Спецслужбы - органы государственной власти, главное предназначение которых - выполнение особых задач в интересах страны. История развития и становления спецслужб не ограничивается последним десятилетием и существованием самых известных из них в настоящее время.

Одним из первых наиболее развитых органов государственной власти такого характера можно считать Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию. ВЧК была создана 20 декабря 1917 на основе постановления Совета Народных Комиссаров. Ее основной задачей являлась борьба с саботажем в Советской России и контрреволюцией. Ф.Э. Дзержинский стал первым председателем ВЧК и пробыл на данном посту до 6 февраля 1922 года.

В дальнейшем был создан ряд спецслужб, занимавшихся непосредственно вопросами государственной безопасности. Среди них ГПУ (Государственное политическое управление), ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление), НКВД (Народный комиссариат внутренних дел), НКГБ (Наркомат государственной безопасности), МГБ (Министерство государственной безопасности), МВД (Министерство внутренних дел), КГБ (Комитет государственной безопасности).

КГБ, сформированный 13 марта 1954 при Совете Министров СССР, является предшественником Федеральной Службы Безопасности, особенности менеджмента которой будут рассмотрены подробнее далее.

6 мая 1991 Б.Н. Ельцин- председатель Верховного Совета и В.А.Крючков - председатель КГБ подписали протокол о формировании, согласно решению Съезда народных депутатов России, КГБ РСФСР, который имел статус союзно-республиканского комитета государства. Руководителем назначили В. В. Иваненко.

26 ноября 1991 Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным был подписан Указ «О преобразовании КГБ в Агентство Федеральной безопасности».

3 декабря 1991 Президент Советского Союза М. С. Горбачёв подписал Указ «О реорганизации органов государственной безопасности». Согласно ему Комитет государственной безопасности Советского Союза был отменен и временно на его базе создали Межреспубликанскую службу безопасности и Центральную службу разведки Советского Союза (сегодня - Служба внешней разведки России).

24 января 1992 Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным был подписан Указ об образовании Министерства безопасности РФ на основе отменяемых АФБ и Межреспубликанской службы безопасности. Возглавляли с января 1992 по июль 1993 В. П. Баранников, июль- декабрь 1993 Н. М. Голушко.

3 апреля 1995 Президентом Б. Н. Ельциным был подписан Закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации. [1]

На сегодняшний день Федеральная Служба Безопасности является самой могущественной спецслужбой России. Выходцы из этого ведомства приходят в самые разные государственные структуры, а 11 марта 2003 года ФСБ вновь стала главной спецслужбой страны.

Согласно закону "Об органах федеральной службы безопасности в РФ"[9] ФСБ является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. ФСБ является федеральным органом исполнительной власти, подведомственным непосредственно Президенту РФ. ФСБ России является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в банках и других кредитных организациях.

Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

1. контрразведывательная деятельность;

2. борьба с преступностью.

3. разведывательная деятельность - "в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации".

4. Кроме того, в ФСБ возрождена система политического сыска.

По структуре служба контрразведки представляет собой: Управление контрразведывательных операций (УКРО) и Управление компьютерной и информационной безопасности.

Что касается политического сыска, подразделения им занимающиеся, существуют или существовали во многих спецслужбах мира. Называться они могли по-разному: Пятое "идеологическое" управление КГБ, F Branch (anti-subversion section - то есть отдел борьбы с подрывной деятельностью) в британской контрразведке MI5, Radical Division в ФБР или Управление по защите конституционного строя ФСБ - суть остается той же. Негласный контроль за политически неблагонадежными согражданами. С 1998 года возрождаются подразделения, отвечающие за политический сыск, в российских спецслужбах.

Между тем, политический сыск невозможно осуществлять без какой-то идеологической базы, на которую опираются правоохранительные органы. Для спецслужб времен СССР это коммунизм с державно-патриотическим оттенком, для Великобритании и США - ультраконсерватизм и идеалы республиканцев. Идеология российских спецслужб пока оформилась не окончательно, но уже есть очевидные тенденции.

В наши дни представление о профессии сотрудника ФСБ у широкого круга людей очень часто формируется по детективным романам и приключенческим фильмам. Большинство из них дает искаженную картину этой работы. Если судить по большинству произведений, то сотрудник подразделений безопасности -- это “квадратный” любимец женщин и завсегдатай ресторанов, прекрасно владеющий секретными приемами единоборств, стреляющий без промаха из любого положения и способный в одиночку решать любые задачи, лежащие за гранью возможного.

На самом деле, такое представление крайне далеко от реальности. Не умение колоть бутылки о собственную голову и головы оппонентов, а способность анализировать текущую оперативную обстановку и предвидеть дальнейший ход развития событий - вот главное достоинство и ценность людей этой профессии, равно как и дисциплина.

Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации управления органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

Целями Федеральной Службы Безопасности являются[13]:

1. управление органами и войсками, а также организация их деятельности;

2. информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а также по их поручениям - федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

3. организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

4. координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;

5. организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов и войск;

6. организация во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

7. обеспечение борьбы с террористической и диверсионной деятельностью;

8. осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности;

9. организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации добывания и обработки разведывательной информации;

10. организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы;

11. обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку;

12. обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов и войск;

13. организация оказания содействия федеральным органам государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

14. формирование и реализация в пределах своих полномочий государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности;

15. организация в пределах своих полномочий обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом.

Говоря об организации деятельности Федеральной Службы Безопасности стоит отметить, что её возглавляет директор ФСБ России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. В его обязанности входит 55 пунктов, такие как:

· ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами и войсками;

· организация работу ФСБ России, руководит деятельностью органов и войск, образует в органах федеральной службы безопасности коллегии и утверждает их состав, устанавливает полномочия должностных лиц органов и войск по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов;

· информирование Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции органов и войск и т.д.

В ФСБ России образуется коллегия в составе директора ФСБ России, заместителей директора по должности и руководящих работников органов и войск. Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов и войск и принимает по ним решения. Численность и состав коллегии ФСБ России, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) имеет в своем составе департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции.

Специфика деятельности органов ФСБ обусловлена необходимостью применения ими специальных методов и средств для решения возложенных на них обязанностей. Для документирования деятельности органов федеральной службы безопасности и ее результатов могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие технические и иные средства. Используются прослушивающие, шифровальные и иные устройства. Оперативно техническим обеспечением занимается Управление оперативно-технических мероприятий (УОТМ) ФСБ.

Стоит отметить эффективность работы современной Федеральной Службы Безопасности, путём оценки данных, полученных по результатам 2007 года[14].

Контрразведывательная деятельность

ФСБ РФ в текущем году пресекла деятельность 22 кадровых сотрудников и 71 агента иностранных спецслужб. За государственную измену осуждены три российских гражданина. "На 12 лет лишения свободы - Шабатуров, выдавший иностранной спецслужбе сведения о деятельности российской военной разведки, на девять лет лишения свободы - Арсентьев, который передал зарубежной разведке информацию оборонного характера, на семь лет лишения свободы - Юреня, передавший в иностранную спецслужбу сведения по военной тематике", - рассказал глава ФСБ, Николай Платонович Патрушев.

По признакам преступления, предусмотренного статьей 276 (шпионаж), возбуждено уголовное дело в связи с вербовкой агентами внешней разведки Великобритании российского гражданина, бывшего сотрудника спецслужб Вячеслава Жарко для сбора сведений различного характера в ущерб безопасности Российской Федерации.

Кроме того, Николай Платонович Патрушев(глава ФСБ) сделал заявление: «В 2007 году деятельность специальных служб зарубежных государств в отношении России отличалась возросшей активностью, в первую очередь со стороны стран Балтии».

Прежде всего зарубежные разведки интересуют сведения о политической и социально-экономической обстановке в России, мерах руководства страны по укреплению государственности, территориальной целостности и экономики, об отстаивании национальных интересов на международной арене, в том числе о реакции на развитие событий в странах СНГ.

Борьба с терроризмом

Количество терактов в России в 2007 году сократилось более чем в два раза по сравнению с прошлым годом (в 2005 - 257, в 2006 - 112, а в 2007 - 41 теракт).

Всего в этом году, по словам директора ФСБ, по статье 205 (террористический акт) УК РФ осуждены 35 человек, по статье 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма) - 54 человека, по статье 277 (посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля) - пять человек, по статье 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) - 59 человек.

Собственная безопасность

Подразделение собственной безопасности ФСБ РФ разоблачило в 2007 году двух высокопоставленных чиновников, выдававших себя за сотрудников этой спецслужбы.

Экономическая безопасность ФСБ России в 2007 году предотвратила ущерб российской экономике на 13 млрд рублей.

Защита государственной тайны

По словам Патрушева, в области защиты государственной тайны проведено около 7000 контрольных мероприятий. По выявленным фактам нарушения режима секретности на объектах проверок органами безопасности по статьям 283 ("Разглашение государственной тайны") и 284 ("Утрата документов, содержащих гостайну") УК РФ возбуждено 30 уголовных дел и более 600 дел об административных правонарушениях.

Приостановлено или аннулировано свыше 450 ранее выданных лицензий на право проведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, отметил Патрушев.

Компьютерная безопасность

Сотрудники ФСБ России отразили в этом году почти полтора миллиона хакерских атак на информационные ресурсы федеральных органов власти, в том числе свыше ста тысяч - на официальное интернет-представительство президента РФ. [15]

Работа с обращениями граждан

На "телефон доверия" ФСБ России в 2007 году поступило около 15 тысяч обращений, из которых почти 600 в той или иной степени относились к компетенции органов безопасности, сообщил Патрушев. По его словам, полученная информация незамедлительно направляется в соответствующие подразделения ФСБ РФ, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, а также в другие федеральные органы исполнительной власти для проверки и принятия соответствующих мер.

Выводы: Вряд ли есть человек, которому надо объяснять, для чего существуют так называемые "компетентные органы". И, тем не менее, в разные времена органы безопасности в России выполняли разные функции. Две из них оставались неизменными - контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью. В Федеральном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" эти две функции названы основными направлениями деятельности ФСБ.

Поскольку ФСБ это федеральный орган исполнительной власти, во всех перечисленных законах учтена необходимость этой службы взаимодействовать с населением, вести прием граждан и рассматривать их предложения, заявления и жалобы по вопросам в пределах своих полномочий. Взаимодействие с населением - это важный аспект работы спецслужб, показывающий степень доверия людей и своего рода параметр легитимности службы.

Обычные для прошлых лет темы обращения граждан в ФСБ - это сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях, а также незаконная деятельность иностранных организаций или шпионские страсти - уступили первенство терроризму, вернее сообщениям о подозрительных находках или поведении. Российские граждане, испытавшие в последние годы на себе ужасающую повседневность терактов, которые могут нас достать где угодно - в метро, дома в постели, в концертном зале или на стадионе, - стали гораздо бдительнее. А борьба с терроризмом находится в ведении ФСБ по пункту "Д" статьи 12 главы 3 Закона "Об органах федеральной службы безопасности".

Именно эта спецслужба должна выявлять, предупреждать и пресекать факты терроризма. А в случае если террористический акт случился, ФСБ руководит спасательными операциями, в которых координирует деятельность других государственных органов по спасению заложников и задержанию террористов. Поэтому подавляющее большинство сообщений граждан о подозрительных лицах и вещах адресуется не местному участковому или постовому милиционеру (хотя МВД тоже уполномочено вести борьбу с терроризмом), а в первую очередь - ФСБ.

Делись добром ;)