Содержание, принципиальные особенности и сферы применения основных моделей стратегического выбора на предприятии

курсовая работа

2.2 Характеристика внешней сферы производства, SWOT-анализ

Среда внешнего воздействия представлена прямыми и косвенными факторами, которые находятся вне влияния начальника СПК «Столбовский». Факторы прямого воздействия - факторы, которые влияют непосредственно на деятельность организации и оказывают наиболее сильное влияние (рис. 1).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1 - Внешняя среда организации

Основными поставщиками сырья и материалов в СПК «Столбовский» являются ООО «МП Аритон», ЗАО «Брянскнефтепродукт», ООО «Агрозапчасть», ОАО «Брянская сытовая компания», ОАО «Центральная телекоммуникационная компания», ООО «Брянскрегионгаз», ГУП «Брянская областная продовольственная корпорация», ООО «МАЗ».

Основными покупателями продукции СПК «Столбовский» являются ЗАО «Мелькрукк», ЗАО «Мясокомбинат Клинский», ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат», ОАО «Брянский мясокомбинат», ЧП Савин Н.А. Ленинградская область, ЧП Тарасов В.И., «Брасово-КПП» и др. Потребитель - население, организации, фирмы и т.д.

Профсоюз на предприятии «Столбовский» не создан, но в соответствии с КЗоТ РФ (если численность персонала больше 15 человек) на предприятии создана согласительная комиссия из 3 человек для первичного разрешения трудовых споров между работодателем и работниками.

Применяется маркетинговая политика - реклама услуг на втором канале «Брянского вестника», в местных газетах.

На любое предприятие помимо внутренних экономических показателей влияет микроэкономика по видам: ВНП; ВВП; национальный доход; уровень инфляции; отклонение курса отечественной валюты к другому виду валюты. При низком уровне доходов населения, нестабильном экономическом положении предприятий сельхозпродукция все таки будет продолжать пользоваться спросом, т.к. ее можно отнести к товарам первой необходимости. Научно- технический прогресс.

В течение 2006 г. в России, в том числе в Брянской области внедрена Федеральная целевая программа «Развитие с/х предприятий», утверждённая правительством России, это поставка современного с/х оборудования на предприятия в рассрочку по льготным ценам, проведение специализированных выставок как с/х оборудования, так и с/х продукции; увеличение объема научно-методической литературы. Анализ поставщиков и конкурентов «Столбовский» представлен в таблицах 6 и 7 соответственно.

Таблица 6 - Характеристика поставщиков СПК «Столбовский»

Название поставщиков

Цена за 1 ед.

Льготы, качество, скидки, ассортимент и т.д.

Оценка в баллах

ООО МП «Аритон»

В зависимости от заключенных в начале года договоров

Приемлемые цены, возврат нереализованной продукции

2

ООО «БРАМФ»

-//-

Под реализацию, возврат нереализованной продукции

3

ОАО «БСК»

-//-

Приемлемые цены, пользуются спросом, возврат нереализованной продукции

4

ГУП «БОПК»

-//-

Широкий ассортимент, в т.ч. возврат нереализованной продукции, собственная торговая сеть, высокое качество, низкие цены, упаковка

5

Из проведённого исследования следует, что основным поставщиком сырья и материалов является фирма ГУП «Брянская областная продовольственная корпорация», благодаря высокому качеству сырья, товар пользуется спросом у потребителей. СПК «Столбовский» ниже перечисленным конкурентам уступает: по качеству продукции; по уровню развития торговой сети, по саморекламе, по наличию и применению нормативных актов, инструкций, приказов.

Вывод: для устранения отмеченных недостатков необходимо: внедрение новых технологий; повысить знание и квалификацию персонала; улучшить качество выпускаемой продукции путем рационального использования всех инструментов директмаркетинга - своевременной поставки, баз данных; доступность цены для населения при оплате товара; возврат нереализованной продукции.

Таблица 7 - Основные характеристики конкурентов

Характеристики конкурентных услуг и продукции

ЗАО «Локотское»

ЗАО «Добрунь»

ООО «Надежда»

«Столбовский»

Качество продукции

Одна из известных фирм.

высокое

Высокое

известная

среднее

Среднее

Доступность

Собственная торговая сеть

Возврат нереализованной продукции

Да

Магазин и лотки

Да

Магазины и открытые прилавки

Да

Нет, через оптовых скупщиков

-низкие цены;

-сертификация;

-доступность потребителям

Участие в с/х выставках

да

да

нет

да

Рынок сбыта продукции (услуг) СПК «Столбовский» характеризуется сезонностью: с конца лета до середины осени растениеводческая продукция реализуется по достаточно низким ценам в связи с насыщенностью рынка, весной цена повышается, но не всегда продукция может храниться такой период из-за недостаточно хороших условий на СПК «Столбовский» поэтому ее стараются реализовать до конца октября. Немного лучше ситуация с животноводческой продукцией. Весной практически не продаются и молочные продукты, т.к. идет откорм появившегося молодняка.

Повышение стабильности спроса на продукцию возможно при заключении договоров поставки продукции с оптовыми покупателями в начале года и с условием равномерного распределения платежей.

Инновационная среда организации складывается из инновационного потенциала, дающего оценку состояния ее внутренней среды (одного из факторов конкурентоспособности и конкурентных преимуществ), и инновационного климата. В дополнение к таким фундаментальным методам, как системный анализ, целевой и ситуационный, применяется метод SWOT-анализа -- оперативный диагностический анализ предприятия и его среды. Анализ среды предприятия осуществляется с целью: выявления в его потенциале силы (S); выявления в ее потенциале слабости (W); установления возможностей (О), предоставляемых организации ее внешней средой; выявления угроз (Т) для предприятия со стороны внешней среды. После составления списка сильных и слабых сторон потенциала организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды между ними устанавливают связи. Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах: состоянии внешней (горизонтальная ось) и внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на 2 раздела (уровня состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояние внешней среды; сила и слабость потенциала предприятия. На пересечении 2х2 получаем 4 поля.

1. Поле SO - «сила - возможности». Фиксируются те сильные стороны потенциала организации, которые обеспечивают ей использование предоставившихся возможностей.

2. Поле ST - «сила - угрозы». Фиксируются те слабые стороны потенциала организации, которые не дают шанса использовать представившиеся возможности. Могут рассматриваться стратегии развития потенциала.

3. Поле WT - «слабость - угрозы». Это наихудшее сочетание для организации. Снижение угроз возможно лишь разработкой стратегий развития своего потенциала.

4. Поле WO - «слабость - возможности». Руководству организации следует определить целесообразность использования возможностей при наличии таких слабых сторон состояния организации или целесообразность поиска стратегии развития потенциала

Среди множества методов оценки результатов деятельности организации, инструментов анализа рыночной позиции предприятия, одним из самых популярных и наглядных является SWOT-матрица. В результате SWOT-анализа получился необходимый материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ с учётом выявленных возможностей и угроз.

Таблица 8 - SWOT-АНАЛИЗ СПК «Столбовский»

Сильные стороны

Постоянный спрос на с/х продукцию

Широкий ассортимент продукции, расширение специализации

Прием нереализованной продукции от оптовых покупателей, т.к. есть возможность переработки или вторичного использования

Слабые стороны

Плохие условия для длительного хранения произведенной продукции

Сильно развитая конкуренция и демпинг

Нехватка ресурсов для модернизации

Изношенность половины оборудования

Возможности

Рост спроса на рынке за счет освоения выпуска отдельных видов молочной продукции

Повышение спроса на продукцию за пределами рынка области при участии в различных выставках

Опасности

Активность конкурентов в наиболее рентабельных секторах, лоббизм

Снижение объёма косвенной государственной поддержки (изменение условий кредитования)

Как видно из таблицы 8, СПК «Столбовский» имеет ряд сильных сторон, выгодно отличающих от конкурентов. Самые главные из них - низкая стоимость ресурсов и доверие покупателя, полученное благодаря качеству продукции и низким ценам. Также предприятие обладает набором возможностей, которые могут способствовать укреплению позиции фирмы на рынке: расширение ассортимента, увеличение объемов производства. Слабые стороны - необходимо правильно разработать инвестиционную и инновационную политики, систему маркетинга для улучшения связей с потребителем, увеличения возможностей организации для расширения производства. Угрозы имеют преимущественно внешний характер, предприятие не может оказать существенного влияния. Поэтому надо разработать альтернативные варианты действий на случай усиления влияния какого-либо негативного внешнего фактора - поиск альтернативных поставщиков, создание резервов для покрытия возможных убытков.

Делись добром ;)