Стратегии создания и развития новых видов бизнеса

курсовая работа

1.1 Предпосылки возникновения стратегии управления

Сущность стратегии управления социально-экономическим развитием государства, ориентированной на инновационный и устойчивый характер функционирования отраслей экономики, состоит в том, что она оказывает непосредственное влияние на решение задач развития государства.

В условиях всемирной глобализации системы мирового хозяйства возникают новые процессы и явления, видоизменяющие и усложняющие содержание и форму современных процессов развития экономики, которые оказывают непосредственное влияние на комплексное развитие государства, что, в свою очередь, вызывает необходимость адекватного реформирования стратегии инновационного управления всей макроэкономической системой, межотраслевых комплексов, отдельных отраслей и промышленных предприятий.

В настоящее время ситуация дополнительно характеризуется тем, что экономика России перестала быть приоритетной сферой деятельности не только на микро-, но даже и на макроуровне, несмотря на ряд мер, принимаемых в последние годы Правительством РФ.

Термин «стратегия управления» получил широкое распространение посте публикации доклада «Наше общее будущее», подготовленного в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд), созданной под эгидой ООН.

Но принято считать, что стратегия управления как область научных исследований впервые оказалась востребованной 60 лет назад по двум взаимосвязанным причинам. С одной стороны, стали необходимы аналитические подходы к возникшим в 1950-60-е гг. задачам управления новыми масштабами и качеством роста компаний США и Западной Европы в условиях невиданного ранее давления внешних факторов. Тогда же крупные корпорации стати основными двигателями экономического роста отдельных промышленно развитых стран и мировой экономики в целом, что нашло отражение в концепциях «устойчивого развития» и «управления устойчивым развитием».

С другой стороны, экономическая и смежные с ней науки добились к тому времени незначительного прогресса в ответах на эти важнейшие для теории и практики развития фирм вопросы. В случае экономической науки, возможно, главной причиной такого положения дел было пренебрежение в традиционной микроэкономической теории ролью менеджеров. Как отмечал в этой связи Р. Коуз, «экономисты склонны игнорировать главный вид деятельности фирмы - управление бизнесом, его конкурентоспособность».

В 1950-60-х гг. произошел решающий перелом в приоритетах механизмов роста компаний в США и Европе. В последние полвека крупные корпорации здесь, как правило, становятся таковыми не на основе простой эксплуатации эффекта от масштаба своего исходного бизнеса, а прежде всего посредством диверсификации.

Новаторскими теоретическими интерпретациями реалий в деятельности новых компаний были концепции структуры и корпоративной стратегии. Эти разработки оказались востребованы не столько в профильных научных исследованиях, сколько в учебных аудиториях школ бизнеса и консалтинговых фирмах. Они обратили особое внимание на концепцию корпоративных стратегий, дававшую ответы на злободневные вопросы о том, как компания выбирает оптимальный для себя набор видов бизнеса и как она конкурирует на соответствующих рынках.

Главным в теории и практике этого раздела стратегического развития с тех пор являются диверсификация (набор бизнесов, в которые компания конкурирует), вертикальная интеграция (набор стадий производства, включенных в рамках конкретной компании) и слияния и поглощения (один из механизмов реализации стратегий диверсификации и вертикальной интеграции).

Также сформировался новый раздел стратегического развития - конкурентные, или бизнес-стратегии, - посвященный ответу на вопрос, как компания конкурирует в конкретной отрасли или на конкретном рынке. Концепция конкурентных стратегий была созвучна сформулированной американскими учеными в 1950-е гг. концепции маркетинга, в которой воплотился новый подход в отношениях компаний с рынками, ставший преемником традиционного сбыта. Этапную роль здесь сыграла статья Т. Левитта «Маркетинговая миопия» (I960 г.) - одна из первых попыток рассмотреть эффективность устойчивого развития фирмы в радикально новой и широкой перспективе ее маркетинговых стратегий. Схожими были взгляды П.Ф. Дракера, впервые предложившего в книге 1954 г. «Практика менеджмента» считать главной целью фирмы внешнюю - создание и удовлетворение потребностей клиентов.

В том же русле были постановка и обсуждение Дракером в работах 1950-х гг. почти неизвестной тогда проблемы «социальной ответственности бизнеса».

Работы Дракера сыграли главную роль в формировании системных представлений об устойчивом развитии компании в новых условиях послевоенной рыночной экономики.

Однако, признавая огромный вклад этих и других идей Дракера в последующее развитие менеджмента как профессии и как области научных исследований, не следует толковать буквально его тезис о том, что в «Практике менеджмента» впервые изложена «научная дисциплина менеджмента».

Мощным толчком к смене чисто практической ориентации школ бизнеса США этого периода стала их резкая критика за пренебрежение научными исследованиями, содержавшаяся в докладах 1959 г. комиссий Пирсона и Гордона-Хауэлла (финансировавшихся, соответственно, фондами Форда и Карнеги) о состоянии национальной системы бизнес-образования в свете проблем международной конкурентоспособности страны.

С начала 1970-х гг. акцент стал быстро смещаться в сторону более аналитических и основанных на экономической теории исследований стратегий. Все это способствовало развитию как содержательных, так и институциональных основ самостоятельной научной дисциплины стратегического развития фирм, появление которой принято датировать серединой 1970-х гг.

В 1980-е гг. приоритеты исследований стратегии развития фирм, главной опорой которых стала экономическая теория, сместились с акцентирования оптимальной состыковки внутреннего потенциала фирмы с ее специфической окружающей средой на анализ источников устойчивых конкурентных преимуществ.

Выше были обозначены позиции зарубежной науки 60-80-х гг. XX в., касающиеся главным образом устойчивого развития фирм, под которой нередко подразумевается и крупная корпорация, вплоть до транснациональной корпорации (ТНК).

Вместе с тем в этот же период существовал и иной аспект теории стратегического управления, направленный на стратегическое планирование в масштабах экономики всего государства.

Дело в том, что события послевоенной истории западного мира показывали объединение функциональных усилий государства и ТНК. Выражалось это, прежде всего, в повышении социальной ответственности государства и ТНК в процессе национального развития и модернизации.

Такая ответственность проявлялась как на самом общем уровне, так и в конкретных проектах.

ТНК развитых стран относительно легко признавали принцип социальной ответственности, однако часто наблюдался большой разрыв между декларированными общими принципами и их практической реализацией. ТНК в основном спонсировали отдельные проекты (часто с привлечением сторонней организации), которые приносили локальную выгоду и повышали их репутацию.

Для формирования и реализации политики государственного регулирования экономики и социальной сферы общества, в том числе посредством механизма стратегического планирования, в экономически развитых странах были созданы специальные органы на уровне высшей государственной власти. Так, в США - это специальные экономические службы и организации при президенте и Конгрессе; во Франции - Комиссариат по планированию; в Японии - Плановое управление правительства.

В этих странах для деятельности по государственному стратегическому управлению и планированию была создана необходимая правовая база, сформирована система подготовки кадров высшей квалификации для указанных целей, налажена система информационного обеспечения деятельности государственных ведомств в области стратегического планирования.

Стратегическое планирование за рубежом особенно ярко проявилось в деятельности исследовательских прогнозно-проектных «мозговых центров» США, таких как «Силиконовая Долина».

В Германии в рамках национальной инновационной системы разрабатываются федеральный и земельный планы, составляющие целостную систему территориального стратегического планирования.

Особо следует отметить опыт совместного территориального стратегического планирования региона «Берлин-Бранденбург». В начале 1998 г. в силу вступили совместные программы и планы земельного развития, причем программа имеет статус государственного договора, а план - статус законодательного распоряжения для обеих сторон.

В Нидерландах особенностью системы территориального планирования являются проработанные механизмы учета и согласования интересов целевых групп общества, улаживания конфликтов и кооперации для достижения стратегических целей под руководством государственных органов.

Интересен также опыт территориального планирования Скандинавских стран (Финляндии, Швеции, Норвегии), который имеет большое значение для организации системы стратегического планирования и развития северо-западных регионов Российской Федерации.

В частности, в методике RDP (Regional Development Program) описывается разработка стратегии «трипартизма», которая позволяет добиться оптимальных параметров взаимодействия трех основных субъектов, занятых в реализации стратегии: региональных органов государственной власти (органов местного самоуправления); бизнеса; научных организаций и системы образования. Здесь в качестве приоритетного выступает инновационный фактор экономического роста.

Схожим с методикой RDP образом построена система территориального стратегического планирования в Норвегии на уровне коммун и муниципалитетов. Она основана на проектном подходе, где основное внимание при осуществлении планирования уделяется формированию «ядер социального партнерства» и обучению представителей целевых групп местного сообщества, участвующих в процессе разработки и реализации проектов и программ.

Таким образом, зарубежные методики стратегического управления и планирования в послевоенном западном мире были основаны на активном вовлечении населения в процесс разработки и исполнения стратегических плановых решений.

Этому способствовала развитая практика социального партнерства: бизнес - государство - население. Кроме того, следует отметить, что использовавшиеся методы и подходы в стратегическом управлении и планировании были направлены на восприятие новых факторов и инноваций во внешней среде, что отражалось на повышенной гибкости и адаптивности территориального стратегического управления и планирования.

Делись добром ;)