Стратегический анализ монопрофильной и диверсифицированной организации

курсовая работа

2.2 Разработка стратегии предприятия на основе SWOT-анализа

Определим сильные и слабые стороны ОАО Газпром, а также возможности и угрозы, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Матрица SWOT-анализа ОАО Газпром

Сильные стороны

S1 Мировои? лидер по запасам газа.

S2Доминирующее положение Газпрома в отрасли позволяет компании определять правила игры для остальных участников рынка.

S3 Государство лоббирует интересы компании на международном уровне.

S4 Налоговая нагрузка на Газпром ниже, чем на нефтяные компании, а ставки НДПИ и экспортных пошлин фиксированы.

S5 Контроль над газотранспортнои? системои? позволит Газпрому получить доступ к газу независимых производителей и к среднеазиатскому газу

Слабые стороны

W1 Низкие темпы роста добычи газа, а крупнеи?шие месторождения компании в Надым-Пур-Тазовском регионе находятся в стадии падающеи? добычи.

W2 Высокая степень государственного контроля и ориентация менеджмента на решение государственных задач.

W3 Компания не отличается высоким уровнем эффективности и контролем над затратами.

W4 Ряд непрофильных активов Газпрома практически не приносит ему дохода.

W5 Разработка новых месторождении? будет сопряжена с большими издержками в связи со сложными природно- климатическими условиями и удаленностью от основных рынков сбыта.

Возможности

O1 Рост регулируемых цен на газ позитивным образом отразится на доходах компании.

O2 Приобретение новых лицензии? и активизация геологоразведочных работ могут привести к расширению ресурснои? базы и росту добычи газа.

O3 Различные формы партнерства с крупнеи?шими западными компаниями позволяют компании привлекать инвестиции и более активно осуществлять разработку месторождении?.

O4 Приобретение активов в сегменте распределения и сбыта позволит компании повысить рентабельность бизнеса.

O5 Рост спроса на газ в Европе при падении собственнои? добычи будет способствовать укреплению позиции? Газпрома на европеи?ском рынке.

O6 Выход на рынок СНГ и строительство новых трубопроводов расширят экспортные возможности предприятия.

Угрозы

T1Ухудшение конъюнктуры на мировом рынке углеводородов может привести к падению экспортных доходов компании.

T2 Изменение политическои? ситуации, налогообложения.

T3 Утрата контроля над издержками.

T4 Риски, связанные со странами-транзитерами (Украина, Белоруссия), через территорию которых Газпром экспортирует большую часть газа.

T5 Долговая нагрузка может увеличиться из-за высоких инвестиционных потребностеи? компании.

T6 Реформирование газового рынка в Европе может привести к пересмотру долгосрочных контрактов Газпрома.

Проведем оценку значимости параметров анализа.

Параметр S1. Газпром, без сомнений, мировой лидер по запасам газа. Это является одной из самых сильных преимуществ компании.

Параметр S2. Разработка новых месторождений нефти и газа ведет к увеличению доли компании на Российском и Мировом рынке.

Параметр S3. Поддержка компании на государственном уровне позволяет компании укреплять и сохранять лидирующие позиции.

Параметр S4. Налоговые льготы мотивируют компанию концентрироваться на газовом секторе.

Параметр S5. Газпром имеет возможности расширить свой капитал за счет доступа к газу независимых производителей и среднеазиатскому газу.

Параметр W1. Из-за падающей добычи в крупнейших месторождениях компании в Надым-Пур-Тазовском регионе и низких темпов роста добычи газа Газпром рискует потерять значительную долю дохода. Необходимо разрабатывать и строить новые месторождения.

Параметр W2. Из-за полного государственного контроля компания несет финансовые потери. Финансирование на разработку и добычу новых месторождений снижается.

Параметр W3. Эффективность компании снижается за счет малоэффективного менеджмента и коррупции.

Параметр W4. Необходимо избавляться от непрофильных активов, перераспределяя средства на профильные.

Параметр W5. Разработка новых месторождении? будет сопровождаться большими издержками в связи с удаленностью от основных рынков сбыта и со сложными природно-климатическими условиями. В данном случае, к сожалению, нет возможности изменить климат и природные условия. Необходимо строить новые трубопроводы.

Параметр O1. Существует возможность дохода, за счет роста цен на газ.

Параметр O2. Увеличение доли рынка в будущем, за счет активизации Газпромом геологоразведочных работ и приобретение новых лицензии?.

Параметр O3. Сотрудничество с западными компаниями позволит компании увеличить долю добычи ресурсов, а так же повысит уровень транспортировки.

Параметр O4. Необходимо повышать количество профильных активов, это повысит рентабельность бизнеса.

Параметр O5. Снижение добычи природных ресурсов в Европе ведет к укреплению позиции? Газпрома на европейском рынке.

Параметр O6. Необходимо сотрудничество со странами СНГ, а так же строительство нового трубопровода, минуя страны СНГ.

Параметр T1. Развитие региональных банков в настоящее время не представляет собой большой угрозы для Сбербанка и московских банков в целом. Однако следует отметить достаточно высокие темпы развития данного сегмента, включение ряда банков в национальные рейтинги крупнейших коммерческих банков, что может привести к усилению регионального сегмента.

Параметр T2. Полная зависимость Газпром от государства может привести к потерям финансов и снижению рейтинга компании, при изменении налогооблажения и политики.

Параметр T3. Слабая система менеджмента и коррупция внутри компании может привести к утрате контроля над издержками.

Параметр T4. Необходимо строительство нового трубопровода, минуя страны СНГ.

Параметр T5. Необходимо рационально расходовать средства, чтобы долговая нагрузка не увеличивалась.

Параметр T6. Реформирование газового рынка в Европе может привести к пересмотру долгосрочных контрактов Газпрома. Необходимо разрабатывать долгосрочные планы, с учетом рисков реформирования.

Проектирование стратегий на основе разработанной ранее SWOT-матрицы осуществляется следующим образом.

На основе ранее созданной SWOT-матрицы спроектируем стратегии четырех типов:

· стратегии вида SO - силы-возможности.

· стратегии вида ST - силы-угрозы.

· стратегии вида WO - слабости-возможности.

· стратегии вида WT - слабости-угрозы.

В таблице 2 представлены разработанные стратегии, для каждой их них указана сокращенная запись параметров, из которых образована стратегия. При этом использованы наиболее значимые факторы.

Таблица 2.

Стратегии, разработанные на основе данных SWOT-анализа

Стратегии вида SO

Стратегии вида ST

Разработка новых природных ресурсов позволяет компании укрепить и увеличить долю компании на мировом рынке. Строительство трубопроводов- позволит захватить новые рынки.

Необходимо разрабатывать планы, с учетом риска изменения политической и налоговой ситуации.

Нужно повышать уровень эффективности и контроль над затратами, путем четкого контроля за всеми уровнями управления.

Осуществить строительство новых трубопроводов, минуя страны СНГ.

Стратегии вида WO

Стратегии вида WT

Получив дополнительный доход, использовать его на разработку новых месторождений.

Необходимо избавляться от непрофильных активов, перераспределяя средства на профильные.

Ужесточить контроль над издержками.

Строить и разрабатывать новые месторождения и трубопроводы.

Создать новые фонды, для будущего финансирования этих месторождений.

Создание долгосрочных планов, с учетом изменения налогового законодательства и политической ситуации, а также с учетом реформирования газового рынка.

Таким образом, ОАО "Газпром" -- глобальная энергетическая компания. Она входит в пятерку крупнейших производителей нефти в РФ, а также является крупнейшим владельцем генерирующих активов на ее территории. Стратегической целью является становление ОАО "Газпром" как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

Проведенный SWOT-анализ деятельности позволил определить сильные и слабые стороны ОАО Газпром, а также возможности и угрозы, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Делись добром ;)