Стратегический анализ монопрофильной и диверсифицированной организации
3.2 Анализ внешней деловой окружающей среды компании ОАО "Внешрегионторг"
Рассмотрим рынок общественного питания и его специфику для дальнейшего анализа конкурентных сил в данном сегменте бизнеса.
Иркутский ресторанный бизнес и рынок общественного питания в целом находятся на подъеме. За пять лет количество заведений общепита увеличилось в несколько раз. Это связано и с увеличением туристского потока в байкальский регион, и с ростом благосостояния горожан. Перспективы более чем радужные: осваиваются новые форматы заведений, повышается качество услуг. По оценкам экспертов, несмотря на жесткую конкуренцию, рост числа ресторанов и кафе продолжается.
Отрасль общественного питания является одним из лидеров в сфере малого бизнеса, как по числу предприятий, так и по числу занятых работников. На сегодняшний день в ней работает более 9 тыс. человек и эта цифра продолжает расти.
Предпринимательская и инвестиционная активность в сфере общественного питания оценивается, как одна из самых высоких.
В Иркутске большая доля рынка принадлежит лицам, имеющим по несколько заведений и продолжающих вкладывать средства в новые проекты.
Что касается конкуренции в гостиничной отрасли, то здесь можно привести следующие данные: за последние годы в Иркутске наблюдается прирост предприятий гостиничного бизнеса, на сегодняшний момент зарегистрировано порядка 48 гостиниц, почти 70% которых относится к "некатегорийным гостиницам". Пятизвездочных гостиниц в областном центре вообще нет, а к разряду "четырехзвездных" относятся только 7%. Добровольную сертификацию имеет 44% гостиниц города.
Ценовой диапазон в сфере гостиничного бизнеса весьма широк. У малых гостиниц минимальная стоимость проживания в сутки составляет 300 рублей, максимальная достигает 8000 рублей. Что касается больших отелей, то их стоимость колеблется от 1 500 руб. до 18 000 сутки. Стоимость номера зависит от его категории и условий проживания.
На гостиничном рынке Иркутска среди представителей малого бизнеса преобладают номера категорий люкс, студия, также номера 1-ой и 2-ой категории.
На текущий момент на рынке гостиничного бизнеса города Иркутска наблюдается средний уровень конкуренции.
Определим ключевые факторы успеха в данной отрасли (таблица 4).
Таблица 4
Основные факторы ключевых факторов успеха в области гостиничного бизнеса и общественного питания
Ключевые факторы успеха (КФУ) |
Типы факторов успеха |
|
КФУ в области технологии |
Возможность постоянной разработки новых видов услуг, новых блюд |
|
КФУ в области производства |
Низкая себестоимость продукции, высокое качество услуг и продукции, высокая рентабельность, доступ к квалифицированной рабочей силе, возможность выполнения заказов потребителей |
|
КФУ в маркетинге |
Привлекательность оформления продукции, налаженные каналы сбыта, возможность использования методов стимулирования сбыта, квалификация сотрудников отдела сбыта |
|
КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам |
Особый талант, постоянный контроль качества продукции общепита, способность создавать эффективную рекламу |
|
КФУ в области организации |
Быстрая реакция на рыночные изменения, постоянный поток информации |
|
Другие КФУ |
Выгодное месторасположение, хороший имидж предприятия, приятные в общении, доброжелательные служащие |
Большую роль среди КФУ в отрасли гостиничного бизнеса и общественного питания играет, прежде всего, качество услуг и продукции, а также навыки обслуживания и имидж предприятия, кроме того всегда есть возможность разработки новых видов продукции и услуг.
Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.
Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы. Обычно предприятие в процессе управления само определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Проведем анализ внешней среды для нашего предприятия на основе таблицы 5.
Таблица 5
Факторы внешней среды
Факторы, составляющие макроокружение |
Тенденции развития |
Влияние на организацию |
Возможная реакция организации |
|
1. Экономические факторы |
||||
1.1 Ускорение экономического роста |
Постоянное развитие на 2% в год |
+ возрастание доходов населения +увеличение клиентов |
Предложение новых видов продукции и услуг |
|
1.2 Уровень инфляции |
Возможна стабилизация до 8,5% |
+ снижение процентных ставок по кредитам - денежные потери в связи с обесцениванием денежных средств |
||
1.3 Уровень доходов населения |
Рост порядка 10% в год |
+увеличение числа клиентов +повышение доходности предприятия |
Введение новых услуг и расширение рынка сбыта |
|
2. Социально-географические факторы |
||||
2.1 Омоложение населения |
Увеличение работоспособного населения |
+ возможность расширения компании за счет новых сотрудников |
Рост производительности труда |
|
2.2 Приток населения из других регионов |
Тенденция сохраняется |
+ появление новых клиентов + возможный рост спроса на услуги |
Проведение маркетинговых исследований |
|
2.3. Увеличение рекреационных ресурсов |
Рост продолжится |
+появление новых клиентов + возможный рост спроса на услуги |
Рост доходов компании |
|
3. Технологические факторы |
||||
3.1 Возможность новых технологий |
Тенденция сохраняется |
+ обновление пакета услуг + инновационный рост |
Предусматривать необходимость обновления |
|
3.2. Строительство новых мест размещения |
Тенденция сохраняется |
+увеличение количества мест + увеличение спроса |
Рост доходов компании |
|
4. Политика и право |
||||
4.1 Упрощение налогообложения |
Введение ЕНВД и УСН, снижение налоговых ставок |
Поддержка отечественного предпринимателя |
Предусматривать возможность роста |
|
4.3 Централизация политической и финансовой властей |
Тенденция сохраняется |
Стабильный рост экономики |
Предусматривать возможность роста |
Угрозы внешней среды касаются роста цен и экономической нестабильности, а также возможного изменения режимов налогообложения, положительно влияет возможность строительства новых мест размещения и повышения доходов населения.
Для более полного представления о деятельности компании и ее положения на рынке необходимо провести SWOT-анализ (таблица 6).
Таблица 6
SWOT-анализ ООО "Внешрегионторг"
Сильные стороны компании · Высокое качество предоставляемых услуг; · Кухня разных народов мира, соответствующая потребностям выбранной целевой аудитории; · Наличие отличительной черты во всех ресторанах (кухня, интерьер, дополнительные услуги) |
Слабые стороны компании · Недостаточное финансирование маркетинговых программ; · Нет возможности расширения площадей; · Отсутствие персонала с профильным образованием, текучесть кадров |
||
Возможности рынка · Наличие пространства для расширения; · Рост целевой аудитории; · Тенденция роста все большего числа людей, предпочитающих питаться в ресторанах; |
· Следование выбранной стратегии и удержание конкурентных преимуществ. · Необходимо постоянно удовлетворять возникающие потребности клиентов при помощи разработки новых видов услуг и продукции. |
· Увеличение затрат маркетинга, особенно, что касается новых развлекательных программ и дополнительных услуг; · Увеличение оплаты персонала и других мотиваций работы |
|
Опасности рынка · Растущая конкуренция в данном секторе услуг; · Экономическая нестабильность в стране. Появление на рынке конкурентов, предлагающих помимо питания комплекс развлекательных программ |
· Расширение комплекса предоставляемых услуг, т.е. изобретение новых развлекательных программ; · Введение новых конкурентных преимуществ и поддержание старых. |
· Снижение доходности предприятия · Потеря постоянных клиентов |
Таким образом, исходя из данных анализа предприятию необходимо постоянно обновлять ассортимент предлагаемой продукции и услуг для занятия большей доли рынка, также нужно разработать новую систему мотивации и изыскивать средства на строительство новых мест для размещения предприятий общественного питания.