Стратегический анализ монопрофильной и диверсифицированной организации

курсовая работа

3.2 Анализ внешней деловой окружающей среды компании ОАО "Внешрегионторг"

Рассмотрим рынок общественного питания и его специфику для дальнейшего анализа конкурентных сил в данном сегменте бизнеса.

Иркутский ресторанный бизнес и рынок общественного питания в целом находятся на подъеме. За пять лет количество заведений общепита увеличилось в несколько раз. Это связано и с увеличением туристского потока в байкальский регион, и с ростом благосостояния горожан. Перспективы более чем радужные: осваиваются новые форматы заведений, повышается качество услуг. По оценкам экспертов, несмотря на жесткую конкуренцию, рост числа ресторанов и кафе продолжается.

Отрасль общественного питания является одним из лидеров в сфере малого бизнеса, как по числу предприятий, так и по числу занятых работников. На сегодняшний день в ней работает более 9 тыс. человек и эта цифра продолжает расти.

Предпринимательская и инвестиционная активность в сфере общественного питания оценивается, как одна из самых высоких.

В Иркутске большая доля рынка принадлежит лицам, имеющим по несколько заведений и продолжающих вкладывать средства в новые проекты.

Что касается конкуренции в гостиничной отрасли, то здесь можно привести следующие данные: за последние годы в Иркутске наблюдается прирост предприятий гостиничного бизнеса, на сегодняшний момент зарегистрировано порядка 48 гостиниц, почти 70% которых относится к "некатегорийным гостиницам". Пятизвездочных гостиниц в областном центре вообще нет, а к разряду "четырехзвездных" относятся только 7%. Добровольную сертификацию имеет 44% гостиниц города.

Ценовой диапазон в сфере гостиничного бизнеса весьма широк. У малых гостиниц минимальная стоимость проживания в сутки составляет 300 рублей, максимальная достигает 8000 рублей. Что касается больших отелей, то их стоимость колеблется от 1 500 руб. до 18 000 сутки. Стоимость номера зависит от его категории и условий проживания.

На гостиничном рынке Иркутска среди представителей малого бизнеса преобладают номера категорий люкс, студия, также номера 1-ой и 2-ой категории.

На текущий момент на рынке гостиничного бизнеса города Иркутска наблюдается средний уровень конкуренции.

Определим ключевые факторы успеха в данной отрасли (таблица 4).

Таблица 4

Основные факторы ключевых факторов успеха в области гостиничного бизнеса и общественного питания

Ключевые факторы успеха (КФУ)

Типы факторов успеха

КФУ в области технологии

Возможность постоянной разработки новых видов услуг, новых блюд

КФУ в области производства

Низкая себестоимость продукции, высокое качество услуг и продукции, высокая рентабельность, доступ к квалифицированной рабочей силе, возможность выполнения заказов потребителей

КФУ в маркетинге

Привлекательность оформления продукции, налаженные каналы сбыта, возможность использования методов стимулирования сбыта, квалификация сотрудников отдела сбыта

КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам

Особый талант, постоянный контроль качества продукции общепита, способность создавать эффективную рекламу

КФУ в области организации

Быстрая реакция на рыночные изменения, постоянный поток информации

Другие КФУ

Выгодное месторасположение, хороший имидж предприятия, приятные в общении, доброжелательные служащие

Большую роль среди КФУ в отрасли гостиничного бизнеса и общественного питания играет, прежде всего, качество услуг и продукции, а также навыки обслуживания и имидж предприятия, кроме того всегда есть возможность разработки новых видов продукции и услуг.

Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы. Обычно предприятие в процессе управления само определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Проведем анализ внешней среды для нашего предприятия на основе таблицы 5.

Таблица 5

Факторы внешней среды

Факторы, составляющие макроокружение

Тенденции развития

Влияние на организацию

Возможная реакция организации

1. Экономические факторы

1.1 Ускорение экономического роста

Постоянное развитие на 2% в год

+ возрастание доходов населения

+увеличение клиентов

Предложение новых видов продукции и услуг

1.2 Уровень инфляции

Возможна стабилизация до 8,5%

+ снижение процентных ставок по кредитам

- денежные потери в связи с обесцениванием денежных средств

1.3 Уровень доходов населения

Рост порядка 10% в год

+увеличение числа клиентов

+повышение доходности предприятия

Введение новых услуг и расширение рынка сбыта

2. Социально-географические факторы

2.1 Омоложение населения

Увеличение работоспособного населения

+ возможность расширения компании за счет новых сотрудников

Рост производительности труда

2.2 Приток населения из других регионов

Тенденция сохраняется

+ появление новых клиентов

+ возможный рост спроса на услуги

Проведение маркетинговых исследований

2.3. Увеличение рекреационных ресурсов

Рост продолжится

+появление новых клиентов

+ возможный рост спроса на услуги

Рост доходов компании

3. Технологические факторы

3.1 Возможность новых технологий

Тенденция сохраняется

+ обновление пакета услуг

+ инновационный рост

Предусматривать необходимость обновления

3.2. Строительство новых мест размещения

Тенденция сохраняется

+увеличение количества мест

+ увеличение спроса

Рост доходов компании

4. Политика и право

4.1 Упрощение налогообложения

Введение ЕНВД и УСН, снижение налоговых ставок

Поддержка отечественного предпринимателя

Предусматривать возможность роста

4.3 Централизация политической и финансовой властей

Тенденция сохраняется

Стабильный рост экономики

Предусматривать возможность роста

Угрозы внешней среды касаются роста цен и экономической нестабильности, а также возможного изменения режимов налогообложения, положительно влияет возможность строительства новых мест размещения и повышения доходов населения.

Для более полного представления о деятельности компании и ее положения на рынке необходимо провести SWOT-анализ (таблица 6).

Таблица 6

SWOT-анализ ООО "Внешрегионторг"

Сильные стороны компании

· Высокое качество предоставляемых услуг;

· Кухня разных народов мира, соответствующая потребностям выбранной целевой аудитории;

· Наличие отличительной черты во всех ресторанах (кухня, интерьер, дополнительные услуги)

Слабые стороны компании

· Недостаточное финансирование маркетинговых программ;

· Нет возможности расширения площадей;

· Отсутствие персонала с профильным образованием, текучесть кадров

Возможности рынка

· Наличие пространства для расширения;

· Рост целевой аудитории;

· Тенденция роста все большего числа людей, предпочитающих питаться в ресторанах;

· Следование выбранной стратегии и удержание конкурентных преимуществ.

· Необходимо постоянно удовлетворять возникающие потребности клиентов при помощи разработки новых видов услуг и продукции.

· Увеличение затрат маркетинга, особенно, что касается новых развлекательных программ и дополнительных услуг;

· Увеличение оплаты персонала и других мотиваций работы

Опасности рынка

· Растущая конкуренция в данном секторе услуг;

· Экономическая нестабильность в стране. Появление на рынке конкурентов, предлагающих помимо питания комплекс развлекательных программ

· Расширение комплекса предоставляемых услуг, т.е. изобретение новых развлекательных программ;

· Введение новых конкурентных преимуществ и поддержание старых.

· Снижение доходности предприятия

· Потеря постоянных клиентов

Таким образом, исходя из данных анализа предприятию необходимо постоянно обновлять ассортимент предлагаемой продукции и услуг для занятия большей доли рынка, также нужно разработать новую систему мотивации и изыскивать средства на строительство новых мест для размещения предприятий общественного питания.

Делись добром ;)