Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса на примере ООО "Спецрегионкомплект"

курсовая работа

1.1 Понятие, сущность и основные задачи стратегического менеджмента. Процесс выработки и реализации стратегии организации

Появление стратегического менеджмента как научного направления в середине 20 века было вызвано рядом объективных причин, таких как ускорение изменений в макросреде, усиление конкурентной борьбы за ресурсы и рынки сбыта, глобализация бизнеса, развитие научно-технического прогресса, широкий доступ к современным технологиям, изменение роли человеческих ресурсов, появление новых запросов и изменение позиции потребителя и явилось результатом эволюционного развития различных подходов к управлению. Сегодня стратегический подход к управлению организацией является основной концепцией современного менеджмента, имеющей огромное практическое значение.

Стратегический менеджмент основывается на следующих положениях:

1. Организации являются сложными социально-экономическими системами, которые обладают рядом особенностей, создаются для достижения определенных целей, обладают различного рода ресурсами и производят материальные блага или услуги.

2. Организации являются открытыми системами, на которые воздействуют многочисленные факторы внешней среды.

3. Стратегии организаций всегда уникальны, поэтому универсальных решений, пригодных для всех случаев нет. Все зависит от условий реализации конкретной стратегии и конечных целей.

Таким образом, сущность стратегического менеджмента заключается в действиях компании, направленных на поддержание баланса всех элементов организации, как между собой, так и с внешней средой в долгосрочной перспективе.

Основными принципами стратегического менеджмента являются:

1) обоснованный и сознательный выбор целей и стратегий развития организации;

2) постоянный поиск новых форм и видов деятельности, направленный на укрепление существующих конкурентных преимуществ, выявление и усиление новых;

3) обеспечение соотносительности между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами организации и ее элементами;

4) индивидуализация стратегий;

5) каждая стратегия состоит из двух частей: спланированной и случайной, появившейся под воздействием внешней среды [6].

Выделяют 5 задач стратегического менеджмента:

1. формирование стратегического видения и миссии компании;

2. постановка стратегических целей и задач для их достижения;

3. создание стратегии;

4. реализация стратегического плана;

5. оценка и контроль результатов выполнения стратегии.

Рассмотрим более подробно основные этапы процесса стратегического менеджмента (Приложение 1).

Стратегическое видение - предвидение на основе научного анализа будущего состояния компании на рынке. Это своего рода ответ на вопрос: как мы видим свою компанию, что собираемся делать и чего хотим достичь?

Миссия - одно из ключевых понятий в современной теории стратегического управления, отражающее философию (ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми фирма намеревается осуществлять свою деятельность), предназначение и смысл существования организации. Миссия дает общее представление о том, что представляет собой организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности. Она способствует формированию и закреплению определенного имиджа фирмы в представлении субъектов внешней среды, способствует созданию корпоративного духа, ориентируя действия сотрудников в едином направлении и устанавливая определенный микроклимат в организации. По мнению Ф. Котлера, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

1) история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

2) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

3) состояние среды обитания организации;

4) ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

5) отличительные особенности, которыми обладает организация [3].

Следует отметить, что формирование миссии - это не только выработка основных ее положений, но и их доведение до членов организации. Таким образом, организация обретает миссию, когда все сотрудники согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.

Если миссия задает общие ориентиры, направления и допустимые границы функционирования организации, то конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация, фиксируется в виде ее целей, поясняя, что, сколько, и к какому сроку предстоит сделать.

Цели представляют собой результаты, которых стремится добиться фирма в ближайшей перспективе. Они могут быть поставлены перед фирмой в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями. В зависимости от этого выделяют траекторные (предполагают определение общего направления развития и отражают системные вопросы) и точечные (формулируются с учетом достижения конкретного конечного результата) цели, общие (глобальные) и специфические, долгосрочные и краткосрочные, конечные и промежуточные.

Стратегические цели формулируются с учетом определенных требований, таких как ясность, обоснованность, достижимость, взаимосогласованность, непротиворечивость, измеримость, наличие горизонта прогнозирования. Чтобы цели имели управленческую ценность, они должны быть определены в измеримых количественных показателях и содержать предельные значения, которых необходимо добиться.

Можно выделить 8 ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели. Это положение на рынке, инновации, производительность, ресурсы, прибыльность, управленческие аспекты, персонал и социальная ответственность.

Таким образом, установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы [12].

После установления своей миссии и целей руководство предприятия начинает диагностический этап процесса стратегического менеджмента. На этом пути первым шагом является исследование среды обитания организации, которую условно можно разделить на внешнюю (макроокружение и непосредственное окружение) и внутреннюю.

Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, которые могут, как открывать для организации новые возможности, так и создавать дополнительные трудности и ограничения. Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на деятельность организации можно выделить в семь областей: экономические, политические, рыночные, технологические, факторы конкуренции, факторы социального поведения и международные факторы.

Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде и включает: оценку изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии и определение факторов, представляющих для нее угрозу; контроль и анализ деятельности конкурентов; определение факторов, представляющих возможности для достижения общефирменных целей.

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать организация в процессе достижения своих целей. Основными направлениями для анализа выступают: кадры, их потенциал, квалификация и интересы; организация управления; производство, включающее технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

Процесс разработки стратегии организации включает следующие этапы: всесторонний анализ внутреннего состояния компании и ее внешней среды; оценка рисков и формулировка стратегических альтернатив; оценка отобранных стратегических альтернатив; выбор одной или нескольких наилучших стратегий [6].

Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.

Реализации стратегии является непрерывной циклической деятельностью, предполагающей преобразование стратегического плана в конкретные действия, а затем - в результаты. Она включает 3 этапа:

1) «запуск» стратегии (окончательная корректировка всех стратегических указаний, их доведение до исполнителей, увязка стратегических планов с оперативными и реализация последних);

2) реализация стратегических изменений (приведение организацией структуры предприятия в соответствие с реализуемыми стратегиями, создание рабочего окружения и корпоративной культуры, увязывание системы мотивации и вознаграждений с выполнением стратегии, пересмотр бюджетов, каналов финансирования и поступления ресурсов, обеспечение внутреннего руководства (лидерства) и др.);

3) стратегическая рефлексия (корректировка стратегии, т.е. возобновление цикла стратегического управления).

Выделяют 2 основных условия успешной реализации стратегии:

1. Менеджеры всех уровней, а также другой персонал организации должны быть ознакомлены с системой стратегических указаний и осуществлять их строго в соответствии с текущими планами компании;

2. Организация должна быть готова для реализации стратегических планов, т.е. в ней должны быть проведены стратегические изменения.

Оценка и контроль результатов выполнения стратегии осуществляется на стадии ее реализации. Критериями такой оценки могут быть показатели темпов роста продаж, изменения доли рынка, финансовых показателей и др., а основными функциями контроля выступают формирование и развитие информационного обеспечения, мониторинг внешней и внутренней среды и фиксация критических стратегических позиций организации в ней, участие в постановке стратегических целей и координация всех этапов стратегического управления.

Таким образом, стратегический менеджмент - часть системы менеджмента компании, которая ориентирует ее в будущее, решая стратегические цели и задачи.

Делись добром ;)