Стратегический план ОАО "Кондитерское объединение "СладКо"

курсовая работа

1.1 Основные понятия и этапы разработки стратегического плана

План - это документ, содержащий систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения. По содержанию и периоду планы могут быть:

-стратегическими, долгосрочными (на 5 и более лет);

-тактическими, среднесрочными (от 1 года до 5 лет);

-оперативными, краткосрочными (на 1 год и менее).

Планы классифицируются также на: проблемные, комплексные, локальные.

Требования к планам:

- соответствие объективным экономическим законам;

- учёт потребностей рынка;

- научное обоснование;

- рассмотрение нескольких вариантов и выбор оптимального;

- нацеленность на высокие конечные результаты;

-учёт экологических требований.

Система планов предполагает наличие:

-стратегического плана;

-текущего плана;

-оперативно-календарного плана;

-бизнес-плана.

Каждый из планов имеет своё назначение и особенности. Разработано много форм планирования, но наибольшее распространение получили:

-директивное планирование. Такое планирование предполагает доведение плановых заданий до всех звеньев экономики и обязательных к выполнению. Планы разрабатываются исходя из общегосударственных интересов и принимают силу закона.

-индикативное планирование. Это сочетание интересов государства и предпринимателей. Такое планирование носит рекомендательный характер.

-стратегическое планирование. Это процесс определения долгосрочных целей, обоснование приоритета и формирование механизма по их реализации. В курсовой работе мы будем исследовать данное направление.

-тактическое планирование. Это разработка мероприятий на реализацию целей стратегического планирования.

-оперативное планирование. Это планирование, которое осуществляется предприятием каждый день.

Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.

В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.

Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа:

а) процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;

б) процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.

Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив.

Стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия.

Концептуальная модель стратегического плана позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия:

1.Анализ окружающей среды:

а) внешняя среда;

б) внутренние возможности.

2.Определение политики предприятия (целеполагание).

3.Формулирование стратегии и выбор альтернатив:

а) стратегия маркетинга;

б) финансовая стратегия;

в) стратегия НИОКР;

г) стратегия производства;

д) социальная стратегия;

е) стратегия организационных изменений;

ж) экологическая стратегия.

Результатом деятельности по предложенной выше схеме составления стратегического плана предприятия является документ, называемый "Стратегический план предприятия" и имеющий обычно следующие разделы:

-цели и задачи предприятия;

-текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи;

-стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы);

-функциональные стратегии;

-наиболее значимые проекты;

-описание внешних операций;

-капиталовложения и ресурсное распределение;

-планирование неожиданностей;

-приложения: расчёты, справки, другая деловая документация, в том числе:

а) Объём годовых продаж по группам продуктов;

б) Годовая прибыль и убытки по подразделениям;

в) Годовой экспорт и его отношение к объёму продаж по подразделениям;

г) Изменения в наборе продуктов и доля рынка;

д) Программа ежегодных капитальных затрат;

е) Годовые денежные потоки;

ж) Баланс на конец последнего года плана;

з) Политика поглощений и приобретений.

Анализ литературы по стратегическому планированию в западных фирмах показал, что и количество и содержание этапов составления стратегического плана, а также сама его форма могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов, среди которых основными являются:

-форма собственности предприятия;

-тип предприятия (специализированное или диверсифицированное);

-отраслевая принадлежность предприятия;

-размер предприятия (большое, среднее или малое).

Точно так же не существует единого горизонта стратегического планирования. В Европе часто встречаются долгосрочные, 10-летние планы, американцы используют 5-летние планы, а японцы вообще 3-летние.

Делись добром ;)