Стратегический план ОАО "Кондитерское объединение "СладКо"

курсовая работа

2.2 Анализ внешней и внутренней среды

Анализ среды - очень важный элемент стратегического управления предприятием, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде и их влияния на текущую деятельность предприятия.

В процессе взаимодействия предприятия с микросредой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, какие факторы микросреды оказывают наибольшее влияние на предприятие и как должна вести себя организация, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими предприятиями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а значит, и обеспечить устойчивое существование организации.

Анализ текущей ситуации на рынке товаров кондитерских изделий, анализ конкурентной среды и ситуации с обеспеченностью предприятий сырьем позволяет выделить ключевые факторы успеха ОАО "Кондитерское объединение "СладКо" .

1.В области финансов (предприятие является платежеспособным; собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным);

2. В области кадров (высокий профессионализм работников предприятия);

3. В области организации (эффективная система управления; наличие адекватной организационной структуры);

4. Другие типы ключевых факторов успеха (доверие потребителей предприятию).

Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность и открывают новые возможности, необходимо оценить: обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ слабых и сильных сторон предприятия

Путем обобщения данных анализа факторов внешней и внутренней среды была составлена таблица угроз и возможностей, слабых и сильных сторон предприятия (Приложение А)С помощью проведенного анализа возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон ОАО "Кондитерское объединение "СладКо" можно установить, что предприятие имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. ОАО "Кондитерское объединение "СладКо" обладает многолетним опытом продаж товаров кондитерских изделий. А слабыми сторонами торговой сети отдаленность предприятия от основных поставщиков товаров.

Поэтому предприятию необходимо пересмотреть ассортимент выпускаемых товаров, необходимо провести маркетинговые исследования для того, чтобы выявить какие новинки товаров кондитерских изделий предприятие продавать для расширения ассортимента.

Развитие НТП открывает новые возможности для производителей, поэтому их необходимо проанализировать с целью поиска новых направлений деятельности, новых рынков и новых потребителей. Требуется найти такое новое направление деятельности предприятия, которое не требовало бы изменение его структуры и больших капиталовложений, сочеталось с продажей товаров кондитерских изделий, имело бы надежных поставщиков, большой спрос у потребителей и приносило бы постоянный доход.

Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, сильные и слабые стороны предприятия поможет SWOT - анализ.

Данный анализ подразумевает анализ внутренней среды компании, а также выявления возможностей и опасностей для компании со стороны рынка. На основе данного анализа можно выработать стратегии дальнейшего поведения для преодоления опасностей и усиления сильных сторон компании.

Таблица 1- SWOT-анализ

Сильные стороны (S):

Слабые стороны (W):

Персонал организации имеет высокую квалификацию.

Предоставление возможности обучения и развития персоналу.

Заработная плата выдаётся в установленный срок.

Высокий уровень обслуживания.

Организация рентабельна.

Возможность контролировать все процессы в компании со стороны руководства.

Поддержание корпоративного духа компании.

Возможен безналичный расчёт.

Наблюдается текучесть кадров среди продавцов.

Высокая арендная плата, обусловленная местоположением.

Слабая организация маркетинговой информационной системы на предприятии.

Отсутствие опыта маркетинговых исследований.

Значительная нагрузка на одного специалиста.

Нестабильные объемы реализации.

Возможности (О):

Угрозы (Т):

Макроокружение

Политические:

Изменения, связанные с переменами во власти. Законодательным Собранием принят закон о развитии среднего и малого предпринимательства.

Программа долгосрочного социально-экономического развития России.

Снижение ставки НДС с 18% до 10%,

Экономические:

Уровень жизни населения

Ситуация с оплатой труда с региона отражает общероссийские тенденции - цена труда растет. Технологические: введение новых программ бухгалтерского учёта, например: 1С-Рарус; оснащение производства новыми автоматизированными системами.

Антиинфляционная политика.

Социальные:

Повышение числа трудоспособного населения (потенциальные потребители): трудоспособное население составляет 1293942 чел - 64,8% от общего числа, моложе трудоспособного - 309802 - 15,6%, старше трудоспособного - 392084 - 19,6%.

Политические:

Изменения в законодательстве.

Изменения в нормативных актах, требованиях к помещению и пр.

Экономические:

Повышение ставки рефинансирования на 0,25 п. п., теперь она составляет 10,25% годовых.

Уровень инфляции.

Рост цен:

Повышение цен на сырьё повышает себестоимость, что значительно понижает прибыль

Социальные:

Миграция населения.

Демография:

в регионе наблюдается снижение демографического потенциала.

Ближайшее окружение.

Сила влияния потребителей и поставщиков низкая.

Высокие барьеры входа

Угроза появления на рынке новых организаций не оказывает особого влияния.

Наблюдается достаточно высокое конкурентное соперничество между действующими организациями.

В качестве дополнений к данной таблице SWOT - анализа, составим так называемые вспомогательные матрицы. Информация представленная во вспомогательных матрицах переносится в основную и используется для обобщения результатов анализа. Таких матриц две: матрица возможностей и матрица угроз (табл.2и 3).

Таблица 2- Матрица угроз

Вероятность реализации угроз

Последствия угроз

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

"Легкие ушибы"

Высокая

Изменения в законодательстве

Средняя

Рост уровня инфляции.

Повышение ставки рефинансирования

Рост цен:

Высокое конкурентное соперничество между действующими организациями.

Низкая

Существует угроза со стороны товаров-заменителей

Самой опасной угрозой для предприятия является изменения в законодательстве, что не может не беспокоить руководство, так как если ее не учитывать, возможны различные серьезные последствия:

- Изменения в нормативных актах, требованиях к помещению и пр.

- падение цен;

-сокращение спроса.

Таблица 3- Матрица возможностей

Вероятность реализации возможностей

Влияние возможностей

Сильное

Умеренное

Слабое

Высокая

Высокие барьеры входа.

Изменения, связанные с переменами во власти.

Средняя

Повышение уровня жизни населения

Падение доллара по отношению к рублю

Повышение числа трудоспособного населения

Влияние потребителей и поставщиков низкое.

Низкая

Антиинфляционная политика.

Программа долгосрочного социально-экономического развития России

Корректно используя данные возможности, предприятие может в случае возникновения неблагоприятных факторов, снизить убытки до минимума. Также используя эти «плюсы», можно говорить о развитии предприятия в дальнейшем.

Таким образом, в результате проведенного SWOT-анализа были выявлены сильные стороны и возможности ОАО "Кондитерское объединение "СладКо", при учете и ограничении влияния слабых сторон и угроз, что обеспечит предприятию конкурентные преимущества (Приложение А).

Далее мы представим стратегический план развития ОАО "Кондитерское объединение "СладКо" на 2012-2015 годы по следующей схеме:

-цели и задачи предприятия;

-маркетинговый план;

-стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы);

-план производства и реализации продукции;

-план прибыли и рентабельности продукции;

-капиталовложения и ресурсное распределение;

-планирование рисков.

Делись добром ;)