Стратегическое и оперативное планирование деятельности предприятия: производственный и финансовый аспект

курсовая работа

1.2 Теоретические и методологические основы стратегического планирования деятельности предприятия

Стратегическое планирование является порождением рыночной системы хозяйствования, характеризующейся высокой степенью неопределенности и динамичности окружающей предприятие внешней среды. В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Применение стратегического планирования создает важнейшие преимущества в функционировании предприятия:

подготавливает предприятие к изменениям во внешней среде;

увязывает его ресурсы с этими изменениями;

проясняет возникающие проблемы;

координирует работу его различных структурных подразделений;

снижает риски;

улучшает контроль на предприятии.[5]

Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует и творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы, так как основная цель стратегического планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельности предприятия.

В условиях нестабильности и динамичного изменения окружающей среды основной проблемой для предприятия является проблема выживания и обеспечения развития. Средством для ее достижения является стратегическое управление.

Стратегическое управление представляет собой деятельность высшего руководства предприятия, которая состоит в выборе сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей в условиях постоянно меняющейся внешней среды [4].

Одной из важнейших функций стратегического управления является стратегическое планирование. Стратегическое планирование - это набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия организации, обеспечивающая достижение целей ее функционирования.

Стратегия определяет цели и основные пути их достижения таким образом, что организация концентрирует свои действия в едином направлении.

Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию развития предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей (рисунок 1) [11].

Рисунок 1 - Логика стратегического планирования

Среду любой организации можно определить как совокупность трех составных частей: внутренней среды, микросреды и макросреды.

Внутренняя среда организации включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.

Два других пространства: микро- и макросреда - составляют внешнюю среду фирмы.

Микросреда - это среда непосредственных контактов с фирмой, она включает тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения или которые оказывают прямое воздействие на фирму. Это, во-первых, поставщики экономических ресурсов, необходимых фирме (сырье, финансовый капитал, производительный капитал), отдельно выделяют поставщиков труда -- наемных работников, затем клиенты -- потребители

продукции фирмы, посредники: финансовые, торговые, маркетинговые, государственные экономические структуры (например, налоговая инспекция). Во-вторых, к элементам микросреды относят конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории: средства массовой информации, общества потребителей и т. п., которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного облика фирмы.

Макросреда (общая среда) состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения общую среду бизнеса иногда называют экологией фирмы. Общая среда -- это среда косвенных контактов фирмы. Выделяют четыре основных фактора общей среды: экономические, технологические, политико-правовые, социально-культурные. Каждый из них, в свою очередь, тесно связан с остальными факторами и воздействует на них.[3]

Именно внешнее окружение диктует стратегии организации. Стратегический план должен предусматривать, что организация должна делать сегодня, чтобы достичь желаемой цели в будущем, исходя из того, что внешняя среда будет изменяться. Основная задача стратегического планирования состоит в том, чтобы предвосхитить состояния внешнего окружения в перспективе и наметить комплекс мер реагирования на эти изменения. Иными словами, стратегическое планирование исходит из того, что предприятие является открытой системой, на которую воздействуют многочисленные факторы внешней среды (экономические, политические, правовые, социально-культурные, поставщики, потребители, государственные органы и т. п.). Поэтому эффективность деятельности предприятия в значительной степени определяется ее адаптивными возможностями и способностями.

Стратегическое планирование состоит из ряда взаимосвязанных этапов.

Сначала проводится исследование внешней и внутренней среды организации, потом определяются основные ориентиры фирмы. На следующей ступени, уже в рамках стратегического анализа, фирма сравнивает результаты первого и второго этапов, определяет возможные варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует собственную стратегию.

На последнем этапе фирма подготавливает окончательный стратегический план, исходя из ранее проведенных разработок, предложений нижестоящих уровней (рисунок 2).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 2 - Уровни организационной среды и их элементы

Рассмотрим общую схему процесса стратегического планирования (рисунок 3).

Стрелки в левой части схемы говорят об обратной связи и возможности внесений изменений в целевые ориентиры деятельности фирмы, доработки новой стратегии, внесения изменений в механизм реализации стратегии с учетом контроля и оценки ее результатов [18].

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 3 - Процесс стратегического планирования

Таким образом, выбор цели и стратегии предприятия составляет основу планово-управленческой деятельности менеджеров, задачей которых является разработка и реализация наиболее эффективной стратегии с учетом реальных возможностей организации и внешних условий ее развития.

Делись добром ;)