Стратегическое планирование деятельности ООО "Сарансккабель"

курсовая работа

2.1 Анализ основных стратегических направлений деятельности предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Сарансккабель» - современное высокотехнологичное предприятие, идущее в ногу со временем. Во времена госзаказов и рыночной экономики оно успешно работало и работает, ориентируясь на потребительский спрос. Здесь выпускают кабельно-проводниковую продукцию различного назначения, более 13 000 видов маркоразмеров, в том числе для нужд оборонно-промышленного комплекса России, атомной энергетики, железнодорожного транспорта, для объектов связи, строительства, коммунального хозяйства, добычи угля, нефти, газа, судостроения, авиации.

Особое место занимают силовые кабели и провода энергетического назначения. В рамках осуществления этой программы освоена переработка кабельных пластикатов пониженной горючести и пониженной пожароопасности, что позволило организовать производство кабелей с низким дымо - и газовыделением всех типов, в том числе для атомных станций (получена лицензия Минатома на производство силовых кабелей с изоляцией и оболочкой из ПВХ пластиката, не распространяющих горение).

Проведенные в 90-е годы работы по модернизации и внедрению нового оборудования позволили приступить к изготовлению новых видов изделий. В цехе кабелей связи в 1999 году смонтирован и введен в эксплуатацию импортный автоматический комплекс, позволяющий изготавливать модернизированные городские телефонные кабели по новой технологии. В числе первых среди кабельных заводов страны «Сарансккабель» приступает к изготовлению компьютерных LAN-кабелей.

В 2012 году активы предприятия были куплены компанией ООО «РИ-ИНВЕСТ», которая в последующем была переименована в ООО «Сарансккабель». На предприятие была проведена смена руководящего состава. Все реорганизационные мероприятия проводились без остановки производства.

За более чем полувековую историю своей деятельности завод освоил выпуск широкого ассортимента кабельно-проводниковой продукции различного назначения для многих отраслей промышленности и сельского хозяйства, наладил тесные партнерские отношения со многими российскими и зарубежными компаниями.

Сегодня завод выпускает: кабели: силовые с изоляцией из сшитого полиэтилена; с пластмассовой изоляцией; с бумажной изоляцией; силовые и контрольные с низким дымо- и газовыделением (нг-LS); не содержащие галогенов (нг-HF); огнестойкие (FRLS, FRHF). Кабели силовые гибкие c изоляцией и оболочкой из композиции термоэластопласта. Кабели связи: станционные, телефонные, шахтные. Кабели для сигнализации и блокировки. Кабели управления и контроля. Провода: неизолированные гибкие, луженые, для воздушных линий электропередач, для электрических установок, соединительные, бытового назначения.

Формулирование стратегического видения. Разработка миссии предприятия. Миссия отражает предназначение предприятия, определяет смысл ее существования. Миссия должна быть ориентиром не только для пользователей результатов деятельности компании, но прежде всего для её сотрудников. Следуя установленной миссии, компания добивается поставленных целей и желаемых результатов: выживания, роста, доходности [7, 122].

Миссия предприятия ООО «Сарансккабель»: максимально полное удовлетворение и создание новых потребностей клиентов в продукции и услугах компании с целью повышения качества жизни работников предприятия, развития научно-технического потенциала, улучшения условий труда и повышения культуры производства.

Установление целей бизнеса. Стратегические цели компании должны характеризоваться четкой и ясной формулировкой, конкретными показателями и иметь определённые сроки. Такая система постановки целей повышает ответственность назначенных исполнителей, предотвращает возможность дублирования задач в разных отделах предприятия, сокращает вероятность возникновения непредвиденных ситуаций.

Долгосрочными целями компании являются: рост выпуска силового кабеля и провода энергетического назначения; увеличение прибыли; повышение конкурентоспособности.

Среднесрочными целями являются: увеличение мощностей организации, открытие филиалов по республике; повышение эффективности управления; повышение спроса; подготовка квалифицированных кадров.

Краткосрочными целями являются: привлечение партнеров; формирование положительного имиджа; увеличение ассортимента; повышение интереса к продукции; улучшение качества продукции.

Система планирования производственной деятельности в ООО «Сарансккабель» состоит из следующих планов:

1) перспективный (стратегический) план;

2) план научно-технического прогресса;

3) производственный план;

4) план по кадрам и заработной плате;

5) план потребности в ресурсах;

6) финансовый план.

Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования ООО «Сарансккабель» и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

Стратегию развития сообщества определяет совет директоров. Также он обеспечивает эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью сообщества. С этой целью совет директоров утверждает:

1) приоритетные направления развития сообщества;

2) финансовый план;

3) процедуры внутреннего контроля.

Тем не менее, стратегическое планирование в ООО «Сарансккабель» носит чисто формальный характер. Ни один из стратегических ориентиров не имеет количественной оценки и не выполняет своих функций.

Одним из важнейших вопросов, от которого, по меньшей мере, зависит дальнейший экономический рост предприятия, является вопрос о перспективах научно-технического развития предприятия, определяемые ежегодными планами научно-технического прогресса. План технического прогресса является главным фактором обеспечения роста всех технико-экономических показателей ООО «Сарансккабель». Его целью является техническое перевооружение предприятия, комплексная модернизация производства преобразовательной техники и силовых полупроводниковых приборов.

Производственная программа ООО «Сарансккабель» включает три основных раздела: планирование производства готовой продукции (сбыт), её комплектующих, поставляемых заказчику (комплектация) и суммарный объём выпуска готовой продукции и комплектации к ней (всего).

При планировании реализации производственной программы решаются задачи объёмного планирования. К ним относится распределение (декомпозиция) годовой производственной программы по подразделениям и срокам (объёмно - календарное планирование). Распределение по кварталам и месяцам проводится с целью равномерной работы производства, наиболее полного использования оборудования и ресурсов, соблюдения сроков выполнения, сокращения себестоимости продукции за счёт уменьшения длительности производственного цикла, объёма незавершённого производства и повышения серийности. Кроме того, годовая производственная программа предприятия распределяется в объёмном, трудовом и натуральном выражении между цехами и производственными участками с применением программного обеспечения, созданного программистами ООО «Сарансккабель».

В системе планов предприятия отсутствует план маркетинга. Маркетингу в ООО «Саранскабель» отводится роль вспомогательного звена стратегического управления. Для руководства очевидны только два направления маркетинговой деятельности на предприятии: исследования и реклама, а её задачей считается сбыт. Однако, именно через неё предприятие реагирует на потребности рынка и активность конкурентов, оценивая всю цепочку продаж от поставщиков сырья до потребителей продукции. Отсутствие плана маркетинга является серьёзной проблемой в системе стратегического планирования предприятия.

Систему планирования в ООО «Сарансккабель» можно представить в виде последовательности взаимосвязанных действий, охватывающих несколько уровней:

1) основываясь на маркетинговых исследованиях, прогнозах высшее руководство разрабатывает стратегию развития сообщества;

2) научно-технический совет рассматривает на заседаниях вопросы о перспективах научно технического развития предприятия, которые определяются планами научно-технического прогресса;

3) базируясь на стратегических направлениях, планово-экономический отдел разрабатывает трёхлетний перспективный план, который ежегодно корректируется и обновляется на год вперёд;

4) с учётом перспективного плана составляется годовой производственный план в номенклатуре и объёмах, который утверждается генеральным директором;

5) на основе годового производственного плана разрабатываются производственные квартальные планы с разбивкой по месяцам;

6) отдел главного технолога разрабатывает подетально-специализированные нормы расхода материалов и комплектующих изделий на каждое выпускаемое изделие.

7) на основании производственного плана планово-экономическим отделом устанавливается лимит на требуемое количество рабочей силы, предоставляется отделу труда, который разрабатывает план по кадрам;

8) доводятся производственные планы до исполнителей, осуществляется корректировка и контроль за их реализацией.

Особенности планирования в организации определяются особенностями её производственно-хозяйственной деятельности. Оптимальной информационной базой для плановой деятельности данного предприятия является перечень заказов. Однако оно выпускает продукцию с длительным циклом производства (от полутора месяцев до полугода), в связи с чем, появляется необходимость производить продукцию, не имея на неё заказов, основываясь только на прогнозах. Таким образом, организация рискует накопить нереализованную продукцию на складах и понести крупные убытки.

Важным недостатком организации планирования на предприятии является то, что оно организовано только «сверху - вниз». Главной задачей планово-экономического отдела считается доведение заказов до цехов посредством составления планов. Сами же цеха никакой плановой деятельностью не занимаются и только исполняют полученные задания. Руководство фирмы не всегда может увидеть и учесть потенциальные возможности низовых звеньев. К тому же, недостатки планирования или текущей работы фиксируются именно низовыми звеньями, которые далеко не всегда имеют возможность донести эту информацию до руководства.

Кроме того, после перехода страны от плановой экономики к рыночной, механизм планирования не претерпел никаких кардинальных изменений, и плановая деятельность предприятия осуществляется «по старинке».

При составлении планов сотрудники планово-экономического отдела используют следующие программные продукты: Microsoft Office Excel; программа для автоматизированного расчёта лимитов на закупаемые ресурсы и рабочую силу, созданная программистами ООО «Сарансккабель». Следовательно, уровень автоматизации организации процесса планирования является очень низким и не позволяет в полной мере использовать возможности планирования.

Организация планирования в ООО «Сарансккабель» не является оптимальной, так как применяемые методы и технология планирования устарели и требуют модернизации.

Делись добром ;)