II. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Выбор стратегии - долговременного направления развития предприятия - логически начинается с внешнего анализа, анализа факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства предприятия и которые могут повлиять на его стратегию. Проведем PESTE-анализ предприятия. Анализ макросреды, в которой работает предприятие, называется PESTE-анализом, что означает анализ политических, экономических, социальных, технологических и экологических факторов, влияющих на рыночную деятельность ОАО «Новозыбковский хлебозавод».
Рассмотрим политические факторы. К политическим факторам, влияющим на деятельность ОАО «Новозыбковский хлебозавод», относятся политическая стабильность, налоговая и законодательная политика страны, позиция государства по отношению к пищевой промышленности. К 2009 г. в стране сформировался достаточно высокий уровень политической стабильности. Это укрепляет деловой климат в стране и создает благоприятные условия для развития предпринимательства благодаря поддержке со стороны государства. В настоящее время курс государственной политики страны направлен на становление цивилизованного рынка и его интенсивного развития, а также укрепления частной собственности. Уже приняты законы о поддержке малого и среднего бизнеса [19].
Особо важную роль играет налоговая система и налоговое регулирование. В связи с переходом на упрощенную систему налогообложения в 2008 году ОАО «Новозыбковский хлебозавод» выплачивает в федеральный и областной бюджет следующие налоги:
- по УСН ставка налогообложения 15% с дохода, уменьшенного на величину расхода (гл. 26.2 НК РФ, введена Федеральным законом от 24.07.2002 №104-ФЗ)
- Транспортный налог за единицу мощности - грузовые 120 л.с. - 15 руб./л.с, легковые 76 л.с. - 6 руб./л.с. Обязателен к уплате на территории субъекта Российской Федерации. (гл.28 НК РФ, введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
- Земельный налог - не более 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка (гл.31, ст.394, п.1(2)). Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК [4].
- В соответствии с главой 24 - единый социальный налог, налоговая ставка которого определяется в соответствии со ст. 241. Для ОАО «Новозыбковский хлебозавод» налоговая ставка 26%
Переход на УСН имеет ряд положительных моментов, влияющих на деятельность хлебокомбината:
· Снижение налогового бремени и налоговых рисков
· Сокращение объемов учетной работы
· Сокращение налоговых санкций
· Возможность повышения заработной платы
· Возможность выбора объекта налогообложения.
Поскольку хлеб и хлебобулочные изделия входят в состав продуктов первой необходимости, качество этой продукции регулируется законодательством. Так Федеральный закон «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» (в ред. Федерального закона от 16.03.2006 N 41-ФЗ), определяет правовые основы осуществления государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, производимых в Российской Федерации и ввозимых в Российскую Федерацию [1].
Административными органами контролируется вся цепочка выпуска хлеба, начиная от зерна регионального фонда и муки из него. Это позволяет на протяжении уже длительного времени поддерживать стабильные цены на хлеб в области, как сообщили в информационно-консультационной службе АПК Брянской области [18].
Стабилизировать цены помогло также участие мукомольных предприятий области в торгах по закупке зерна в рамках государственных товарных интервенций, проводимых Правительством РФ [2].
Между администрацией области, мукомольными и хлебопекарными предприятиями заключено соглашение о сохранении цен на муку ржаную, пшеничную, основные виды хлеба и булочных изделий. Остатки зерна ржи регионального фонда и объемы закупленного зерна по линии товарных интервенций дают основания утверждать, что действующие цены на основные виды хлеба ржано-пшеничного будут сохранены до 1 сентября 2011 года.
В таблице 21 рассмотрены возможности и угрозы со стороны политических факторов.
Таблица 21
Возможности и угрозы предприятия
Возможности |
Угрозы |
|
1. Политика государства в сфере малого и среднего бизнеса |
1. Ужесточение законов о качестве зерна и продуктов его переработки |
|
2. Стабилизация цен на зерно |
2. Строгий государственный контроль |
Рассмотрим экономические факторы
На деятельность предприятия влияют такие экономические факторы:
темп инфляции, количество инвестиций, процентная ставка, цены на энергоносители.
Динамика основных экономических показателей приведена в таблице 19.
Как видно из таблицы ВВП сократился в 2009 по сравнению с 2008 годом на 6 %, так же снизился темп инфляции и темп роста инвестиций (на 2,3 %). Возросло количество безработных людей на 24% в 2009 по сравнению с 2008 годом [29].
Объем инвестиций по Брянской области составил 21313,8 млн. руб. за 2009г., что означает увеличение относительно 2008г. на 71%.
Таблица 22
Основные макроэкономические показатели РФ Режим доступа: www.gks.ru
Показатели |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2009г. в % к 2008г. |
|
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. |
33102,9 |
41256 |
39016,1 |
94,5 |
|
Объем промышленной продукции, % к пред. году |
106,3 |
102,1 |
89,2 |
87,4 |
|
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
6716,2 |
8764,9 |
7539,9 |
86 |
|
Темп инфляции, % |
11,0-11,5 |
7,5-8,5 |
6,7 |
82,4 |
|
Ставка ЕСН, % |
26 |
26 |
26 |
100 |
|
НДС,% |
13 |
18 |
18 |
100 |
|
Ставка налога на прибыль, % |
24 |
24 |
20 |
83,3 |
|
Экспорт, млрд. долл. США |
354,4 |
471,6 |
303,3 |
64,3 |
|
Импорт, млрд. долл. США |
223,5 |
291,9 |
192,7 |
66 |
Объем промышленной продукции по Брянской области в 2009г составил 126,9 млрд.руб.
Темп инфляции по Брянской области в 2010г составил 10,04%.
С начала 2008 года значительно осложнилась ситуация на хлебопекарных предприятиях области из-за недостатка ржаной муки - главного сырья для производства хлеба. Неблагоприятные погодные условия не позволили заготовить качественное зерно ржи в необходимом количестве.
Покупка зерна в других регионах по рыночным ценам привела к повышению цены на ржаную муку, так мукомольные предприятия производили и поставляли ржаную сеяную муку по 1600 рублей за тонну, обдирную муку - 600 рублей за тонну. Однако увеличение стоимости - пшеничной муки на 70%, ржаной - на 32%, топлива - на 25% - привело к значительному росту затрат на выпечку [23].
Отрицательным образом на финансовом состоянии хлебопекарных предприятий области сказался и рост на 16-26% тарифов на газ, электроэнергию, воду, ГСМ. Выросли материально производственные затраты, расходы по упаковке продукции и доставке ее в торговую сеть, услугам связи, охране [22]. Стоимость перевозок постоянно растет, что ведет к увеличению себестоимости, а, следовательно, и цены продукции. В результате производство хлебобулочных изделий становится убыточным.
Для сохранения конкурентоспособности брянских хлебопекарных предприятий, бесперебойного обеспечения населения области качественными изделиями необходимо восстановление платежеспособности предприятий, их финансовой независимости и устойчивости, создание экономических и материально-технических условий для работы, осуществление технического оснащения.
В таблице 20 рассмотрены возможности и угрозы со стороны экономических факторов.
Таблица 23
Возможности и угрозы предприятия
Возможности |
Угрозы |
|
1. Сокращение темпов роста инфляции |
1. Необходимость закупать зерно в других регионах |
|
2. Снижение ставки рефинансирования |
2. Рост цен на электроэнергию и топливо |
Рассмотрим социально - демографические факторы [25]
Факторы, влияющие на деятельность предприятия: структура занятости, структура населения, уровни рождаемости и смертности, уровни текущих доходов.
Важным показателем является структура населения и занятости. Общая численность населения сократилась и составила 143,2 млн. человек (см. таблицу 18). Уровень умерших, как и в предыдущем периоде, превышает уровень рождаемости, но показатель естественной убыли снизился на 337 тыс. чел (в 2008 году этот показатель составил -637,2 тыс. человек, в 2009 году: -300 тыс. человек). Численность женщин в России, как и прежде, выше численности мужчин. Это превышение составляет более 10 миллионов. Одной из основных социальных проблем в нашей стране является демографическое старение, что влияет на численность экономически активного населения. Доля населения моложе трудоспособного на начало 2009 года составила 15,4% (или 21,4 млн. чел), трудоспособного - 64,2% (89,0 млн. чел), старше трудоспособного - 20,4% (28,3 млн. чел). Показатель численности экономически активного населения увеличился на 1,2% по сравнению с 2008 годом; также важным является увеличение трудоспособного населения в городе вследствие миграции населения в крупные населенные пункты и мегаполисы.
На конец 2009 г. около 60% общей численности занятых было зарегистрировано в крупных и средних организациях. Число безработных за 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 1,6 млн. человек (на 26,2%) и составило 4,5 млн. человек (см. таблицу 18). Этот показатель по Брянской области повысился на 24,1%, что не сильно отличается от общероссийского показателя.
Реальные располагаемые денежные доходы по области увеличились на 80% (см. таблицу 21), что в несколько раз превышает общероссийский показатель. Это говорит и об увеличении покупательской способности населения. С 1.01.2007 года вступил в силу закон о материнском капитале, который должен обеспечить относительную стабильность и уверенность молодым семьям, и, следовательно, привести к повышению рождаемости.
Таблица 24
Основные социально-демографические показатели РФ Режим доступа: www.gks.ru
Показатели |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2009г. в % к 2008г |
|
Общая численность населения, млн. чел |
142,0 |
141,9 |
141,9 |
100 |
|
Прожиточный минимум в среднем на душу населения, руб. |
3847 |
4593 |
5198 |
113,1 |
|
Денежные доходы (в среднем на душу населения), руб. |
12490 |
15106 |
16818 |
111,3 |
|
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника номинальная, руб. |
13518 |
17112 |
18785 |
109,77 |
|
Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. |
3086 |
4199 |
5191 |
123,6 |
В динамике за три года общая численность населения по Брянской области составила: 2007г-1308479 чел.; 2008г- 1299690чел.; 2009г-1299530чел.
Прожиточный минимум населения по Брянской области на 1 квартал 2010г составил 4641 руб., что на 7,7% больше чем в 2009г.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника по Брянской области в динамике за 3 года составила: 2007г.-8189,6 руб.,2008г.-10220,1руб., 2009г-11693,2
Заводы теряют персонал -- текучесть кадров на хлебокомбинатах области составляет 25% в год. Уходят пекари, тестоводы, слесари, водители… Зарплата здесь -- одна из самых низких. На сдерживание роста цен на хлеб брошен и такой резерв, как сдерживание роста отраслевой заработной платы [23].