Стратегическое управление организацией на примере компании Ernst&Young
1.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности Компании
Международная компания Ernst&Young на протяжении многих десятилетий успешно функционирует на рынке консалтинговых и аудиторских услуг, не переставая стремиться к увеличению своей доли рынка и росту прибылей.
Клиентами компании являются крупнейшие мировые компании во всех регионах мира. На рисунке 5 показано глобальное распределение предоставляемых услуг по направлениям, по данным за 2009-2010 годы.
Рисунок 5. Структура основной деятельности международной компании Источник: официальный сайт компании - http://www.ey.com
Основой предоставляемых услуг корпорации на протяжении многих лет остается финансовый аудит, на который приходится в среднем 54% услуг компании. Именно в этой сфере компания зарекомендовала себя как один из лучших в мире поставщиков услуг, доверять оценку своего финансового состояния специалистам Ernst&Young - надежно и престижно.
Вторым по значению направлением деятельности является налоговый консалтинг. Вопросы, связанные с налогами, зачастую являются крайне сложными оказывающими радикальное влияние на деятельность компаний, в связи с этим многие организации поручают решение налоговых вопросов профессионалам. Услуги по налоговым проектам стабильно составляют 20-30% деятельности корпорации.
В таблице 1 представлена выручка корпорации в 2007-2010 годах. Постоянный рост данного показателя свидетельствует об успешности политики компании. Так, за четыре года выручка возросла на 26,7%.
Таблица 1. Выручка компании, млрд. долл. США
Показатель |
Годы |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Выручка |
18,4 |
21,1 |
24,5 |
25,1 |
Анализ результатов деятельности московского представительства корпорации
На протяжении более двадцати лет своего существования российская практика Ernst&Young активно и успешно развивается. Основным представительством компании в России является московский офис. Именно в нем работает максимальное количество сотрудников и через него заключается абсолютное большинство договоров с клиентами, представлен полный спектр услуг корпорации.
Далее представлена оценка финансового состояния компании на основании данных бухгалтерской отчетности. Баланс за 2009-2010 годы приведен в приложении.
В таблице 3 даны финансовые результаты компании за 2009-2010 год. Несмотря на то, что выручка компании в 2010 году снизилась на 6,7%, чистая прибыль возросла на 55,7% благодаря снижению себестоимости услуг, увеличения процентов к получению и прочих доходов.
Таблица3. Отчет о прибылях и убытках компании Ernst&Young Россия (тыс. руб.)
Показатели |
2009г. |
2010г. |
Прирост, % |
|
Выручка |
5858820 |
5466950 |
-6,7% |
|
Себестоимость проданных товаров и услуг |
- 4203150 |
- 397 2980 |
-5,5% |
|
Валовая прибыль |
175 5660 |
149 3960 |
-14,9% |
|
Коммерческие расходы |
- 30 6580 |
- 36 2810 |
18,3% |
|
Прибыль (убыток) от продаж |
144 6080 |
113 1140 |
-21,8% |
|
Проценты к получению |
14 9530 |
31 6850 |
111,9% |
|
Проценты к уплате |
- 1 |
- |
-100,0% |
|
Доходы от участия в других организациях |
2740 |
7210 |
163,1% |
|
Прочие доходы |
519 2710 |
961 0100 |
85,1% |
|
Прочие расходы |
556 1280 |
- 914 9350 |
64,5% |
|
Прибыль до налогообложения |
123 2770 |
191 5960 |
55,4% |
|
Отложенные налоговые активы |
- 6790 |
- 7110 |
4,7% |
|
Отложенные налоговые обязательства |
- 5640 |
- 6520 |
15,6% |
|
Текущий налог на прибыль |
- 29 5860 |
- 46 3150 |
56,5% |
|
Чистая прибыль |
92 4480 |
143 9170 |
55,7% |
Далее рассчитаны группы финансовых коэффициентов для оценки состояния компании. Ликвидность - это способность отдельных видов имущественных ценностей обращаться в денежную форму без потерь своей балансовой стоимости. Коэффициенты ликвидности сведены в таблицу 4. Высокие значения коэффициентов ликвидности (в сравнении со стандартами среднеотраслевых коэффициентов: для коэффициента общей ликвидности - Кт/л > 2; для коэффициента абсолютной ликвидности - Ка/л > 0,2; для коэффициента промежуточной ликвидности - Кб/л > 1) говорят о том, что объем оборотных средств компании значительно превышает размер ее обязательств. В 2010 году все коэффициенты повысились ввиду того, что оборотные активы выросли, а размер краткосрочных обязательств снизился (по данным баланса). Особенно сильно это отразилось на коэффициенте абсолютной ликвидности, который вырос более чем в 2,3 раза.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена имеющимися денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями.
Таблица 4. Показатели ликвидности
Показатель |
Расчет |
2009г. |
2010г. |
|
Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности (Кб/л) |
(Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства |
4.12 |
11.13 |
|
Коэффициент текущей (общей) ликвидности (Кт/л) |
Общая сумма ликвидных оборотных средств / Краткосрочные обязательства (Краткосрочные кредиты и займы + Кредиторская задолженность) |
7.01 |
12.26 |
|
Чистые оборотные активы (капитал) (Чо/а) |
Общая сумма ликвидных оборотных средств - Краткосрочные обязательства |
306868.5 |
458522.1 |
|
Коэффициент абсолютной ликвидности (Ка/л) |
Наиболее ликвидные активы/ Краткосрочные обязательства |
2.85 |
9.68 |
Коэффициент промежуточной ликвидности показывает, каковы возможности предприятия погасить краткосрочные обязательства имеющимися денежными средствами, финансовыми вложениями и привлечением для ее погашения дебиторской задолженности.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства обеспечены оборотными активами.
За рассматриваемый период чистый оборотный капитал компании вырос примерно на 151653 тыс. рублей. Чистые оборотные активы (капитал) необходимы для поддержания финансовой устойчивости организации, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что организация не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Наличие рабочего капитала служит для инвесторов и кредиторов положительным индикатором к вложению средств в организацию. Рост этого показателя является положительной тенденцией.
Показатели финансовой устойчивости предприятия характеризуют структуру используемого предприятием капитала с позиции его платежеспособности и финансовой стабильности развития. Эти показатели позволяют оценить степень защищенности инвесторов и кредиторов, так как отражают способность предприятия погасить долгосрочные обязательства. Расчет показателей финансовой устойчивости представлен в таблице 5.
Таблица 5. Коэффициенты финансовой устойчивости
Коэффициент |
Формула расчета |
Рекомендуемое значение |
2009г. |
2010г. |
|
Коэффициент капитализации (Кк) |
Заемный капитал / Собственный капитал |
менее 1,5 |
0.07 |
0.05 |
|
Коэффициент финансовой независимости (Кнезав) |
Собственный капитал / Валюта баланса |
0,4-0,6 |
0.93 |
0.95 |
Значение коэффициента финансовой независимости в 2010 году составило 0,95, что говорит о том, что 95% активов предприятия сформированы за счет собственного капитала. Это свидетельствует о высокой финансовой независимости компании и возможности для проведения независимой финансовой политики.
Коэффициент капитализации (коэффициент соотношения заемных и собственных средств) показывает, каких средств у предприятия больше -- заемных или собственных. Низкое значение показателя говорит о превышении собственных средств, а его уменьшение в 2010 году показывает еще большее увеличение этой разницы. Коэффициенты 0,05 и 0,07 в 2009 и 2010 годах соответственно означают, что на 1 рубль собственного капитала предприятие привлекало от 5 до 7 копеек заемного капитала, то есть кредиторы практически не участвуют в финансировании предприятия. Зависимость данного предприятия от внешних источников мала.
По показателям рентабельности судят об интенсивности использования ресурсов предприятием, способности получать доходы и прибыль. Данные показатели отражают как финансовое положение предприятия, так и эффективность управления хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственниками капиталом (таблица 6).
Таблица 6. Показатели рентабельности
Коэффициент |
Формула расчета |
2009г. |
2010г. |
|
Рентабельность продаж |
Прибыль от продаж / Выручка от продаж |
24.7% |
20.7% |
|
Чистая рентабельность |
Чистая прибыль / Выручка от продаж |
15.8% |
26.3% |
|
Экономическая рентабельность |
Чистая прибыль / Средняя стоимость активов |
9.2% |
12.9% |
|
Рентабельность собственного капитала |
Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала |
9.8% |
13.6% |
Рентабельность продаж отражает удельный вес прибыли в каждом рубле выручки от продажи. В 2010 году этот показатель снизился из-за роста коммерческих расходов (таблица 3) и составил 20,7%. Нормированных значений для показателей рентабельности не существует, они определяются исходя из рыночной ситуации и сравнения с аналогичными компаниями, руководство компании самостоятельно устанавливает целевые значения рентабельности для своего бизнеса.
Рентабельность чистой прибыли, экономическая рентабельность и рентабельность собственного капитала в 2009 выросли, что говорит о росте эффективности деятельности компании.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что финансовое состояние компании является стабильным, т.к. большинство финансовых коэффициентов находятся в допустимых диапазонах. В 2009 году наблюдалось снижение объемов продаж и выручки компании, однако чистая прибыль по итогам года увеличилась за счет снижения некоторых статей расходов и роста прочих доходов компании.