Стратегия плана развития организации "Читинский МСЦ"
1.2 Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации - это часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда организации состоит из следующих факторов:
· Организационная структура
· Задачи и Цели
Цель - это желаемое состояние организации в будущем, а задача - работа, которую необходимо выполнить для достижения поставленной цели
· Технология - это метод, способ выполнения работы
· Люди - работники (состав и структура персонала)
Структура организации и характер разделения труда
Организационная структура предприятия - это обособившиеся и упорядоченные части организации, образовавшиеся в результате разделения труда. Общими принципами формирования такой структуры является производственный, технологический, социальный, управленческий и информационный потенциал. На основе этих принципов организация делится на различные подразделения, службы между которыми существует связь.
Организационная структура может быть: линейной, функциональной, линейно-функциональной и девизиональной.
Определим, к какой структуре относится наше предприятие. Из схемы 1, видно, что организационная структура предприятия относится к линейно-функциональной структуре управления. Эта организационная структура сформировалась в результате попыток устранить недостатки линейной и функциональной структур организации и совместить их преимущества. От линейной структуры она позаимствовала принцип единоначалия и концентрации власти в производственных подразделениях, от функциональной - привлечение к деятельности узких квалифицированных специалистов с ограничением их в праве отдавать распоряжения непосредственным исполнителям в производственных структурах.
Преимущества линейно-функциональной структуры:
· Глубокая подготовка управленческих решений
· Освобождение главного линейного руководителя от анализа проблем
· Возможность привлечения консультантов и экспертов
Недостатками является:
· Отсутствие гибкости и динамичности, что затрудняет достижение поставленной цели
· Недостаточная ответственность, т.к. готовящий решение, как правило не участвует в его реализации
· Тенденция к централизации, т.к. чрезмерно развита система взаимодействия по вертикали
В любой организации всегда возникает вопрос о том, что как разделить деятельность сотрудников между собой. Главная цель такого разделения - специализация работников на выполнении отдельных видов работ, операций и процедур, разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Работа распределяется между участниками трудового процесса по профессиональному признаку. В любой организации существует:
· Горизонтальное разделение труда - это разделение процесса труда на составные части
· Вертикальное разделение труда - это отделение работы по управлениям от самой работы
Теперь определим характер разделения труда в нашей организации. По приведенным выше определениям и по организационной структуре можно сказать, что наша организация имеет вертикальное разделение труда.
Схема 1 - Структура организации Читинского МСЦ
45
Цели и задачи организации
В организации приходится решать многие вопросы, в том числе: какие товары и услуги, каким образом, в каком количестве, в какие сроки и для кого производить; по каким каналам товар доводить до потребителя, как стимулировать продажи? Все эти вопросы в той или иной постановке, в зависимости от вида деятельности и отраслевой принадлежности организации, формируют цели ее хозяйственной деятельности.
Цели - это желаемое состояние организации в будущем. Но к целям предъявляется ряд требований:
1. Цели должны быть конкретные и измеримые
2. Цели должны быть реальными (т.е. достижимыми)
3. Цели должны быть взаимоподдерживающими, т.е. действия и решения для достижения одной цели не должны мешать действию других целей.
Различают следующие виды целей:
· По времени
- долгосрочные (более чем на 5 лет)
- среднесрочные (до 5 лет)
- краткосрочные (до одного года)
· Специфические
· Общие
· Личные
Цели и задачи Читинского МСЦ:
Цели |
Задачи |
|
Получение максимальной прибыли |
Привлечение потребителей |
Для каждой коммерческой организации целью, в первую очередь является получение максимальной прибыли. На основе целей организация формирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения. Задачи - это совокупность требований для принятия действий в конкретной ситуации. Она реализуется как серия работ, работа или ее часть, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в оговоренные сроки. Главная задача МСЦ - это привлечение потребителей. Она вытекает из указанной выше цели, ведь чем больше клиентов, тем больше прибыль.
Решением данной задачи занимается менеджер, который непосредственно подчиняется начальнику МСЦ. В его обязанности входит: привлечение новых клиентов на оказываемые в них услуги в рамках реализации стратегического плана развития, осуществление сбытовой политики, поддержание и развитие имеющейся клиентской базы, заключение договоров с новыми клиентами МСЦ (в случае необходимости переоформление договоров с существующими клиентами МСЦ)
Основные технологии, используемые в организации
Для данного предприятия основным технологическим процессом является транзитная обработка почтовых отправлений, которая заключается в приеме почтовых отправлений со всех видов транспорта и сортировка по отделениям почтовой связи, где осуществляется доставка клиенту.
Чтобы ускорить процесс обработки почтовых отправлений большое внимание на стоящем этапе уделяется внедрению программы АСУ РПО. Разработчиком программы является ЦАИТС находящийся в г. Санкт-Петербург. Данная программа позволяет проследить прохождение почтового отправления от отправителя до получателя. Для этого используется на рабочих местах компьютерная техника. На предприятии имеется выделенная линия связи, по которой передается информация в главный информационный центр, где собираются все данные со всех регионов РФ и где есть возможность получить информацию о любом почтовом отправлении.
Состав и структура персонала
Люди различаются по естественным признакам: пол, возраст, национальность. А также по приобретенным признакам: образование, профессия, специальность, квалификация, стаж. Соотношение между отдельными группами работников, сформированных по различным признакам, образуют структуру персонала.
Структура может быть:
· аналитической
· статистической
Статистическая структура отражает распределение персонала по категориям должностей:
· руководители
· специалисты
· инженеры
· рабочие
· младший обслуживающий персонал
Рассмотрим статистическую структуру нашей организации:
1. Руководители:
· Начальник центра
· Заместитель начальника центра
· Начальник участка по приему и обработке страховой почты
2. Специалисты:
· Бухгалтер
· Экономист
· Менеджер
3. Инженеры
· Программист
4. Рабочие
· Операторы связи
· Трактористы
· Операторы сортировки письменной корреспонденции
· Электромеханик почтового оборудования
· Ответственный дежурный по обмену почты
Элементами структуры персонала является:
1 Профессия
Профессия - это комплекс теоретический знаний и практических навыков приобретенных человеком в результате специальной подготовки и опыта работы в данной области.
2 Специальность
В процессе каждой профессии всегда существует ряд обособленных функций, связанных с выполнением определенного более узкого круга обязанностей. Эти функции и обязанности служат основой для выделения специальностей.
3 Квалификация
Степень профессиональной подготовки, необходимая для выполнения данных трудовых функций называется квалификацией.
Из Единого тарифно-квалификационного требования справочника распишем круг обязанностей работников.
1. Руководители:
1.1. Начальник центра (участка) и Заместитель начальника участка:
Должностные обязанности: Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью цеха (участка). Обеспечивает выполнение плановых заданий, эффективность использования основных и производственных фондов, соблюдение правильного соотношения между темпами роста производительности труда и средней заработной платы. Организует планирование, учет, составление и своевременное представление отчетности о производственной деятельности цеха. Обеспечивает технически правильную эксплуатацию оборудования. Контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.
Должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, перспективы технического развития цеха, технологию, оборудование цеха и правила его технической эксплуатации, действующие положения по оплате труда и форм материального стимулирования, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Квалификационные требования: Высшее техническое образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Начальник и заместитель Читинского МСЦ имеют высшее техническое образование и стаж работы более 20 лет.
2 Специалисты
2.1. Бухгалтер
Должностные обязанности: выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета. Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств и товарно-материальных ценностей. Производит начисления и перечисления платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, налогов и других выплат и платежей и другие отчисления.
Должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, организацию документооборота по участкам цеха, формы и методы бухгалтерской отчетности, основы экономики, организации производства, труда и управления, правила внутреннего трудового распорядка, основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда.
Квалификационные требования: Высшее экономическое образование без предъявления стажа или среднее специальное образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет.
Бухгалтер Читинского МСЦ имеет высшее образование по специальности «бухучет», стаж работы - 15 лет.
2.2. Экономист по труду
Должностные обязанности: Разрабатывает проекты перспективных и годовых планов по труду и заработной плате предприятия и его подразделений. Рассчитывает фонды заработной платы и численность работавших с учетом необходимости наиболее рационального использования трудовых ресурсов, обеспечения правильного соотношения работников по категориям персонала и квалификационным категориям. Разрабатывает положения о премировании рабочих и служащих, условий материального стимулирования, совмещение профессий и должностей. Составляет штатные расписания в соответствии с лимитами. Ведет учет показателей по труду и заработной плате.
Должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, трудовое законодательство, экономику труда, экономику и организацию производства, порядок разработки перспективы и годовых планов по труду и заработной плате, научной организации труда, смет использования фондов экономического поощрения. Формы и системы заработной платы и материального стимулирования, тарифно-квалификационные справочники, порядок тарификации работ и рабочих и установление должностных окладов служащим, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, расчета премий.
Квалификационные требования: Высшее экономическое образование, стаж не менее 3 лет.
Экономист Читинского МСЦ имеет высшее экономическое образование, стаж работы - 20 лет.
2.3. Менеджер
Должностные обязанности: организация работы магистральных сортировочных центров, определение задач, повышение доходности, привлечение новых клиентов, осуществление сбытовой политики, подготовка и заключение договоров с новыми клиентами, переоформление договором с существующими клиентами. На основе действующих на предприятии правил и нормативов определяет размеры тарифов на оказываемые основные и дополнительные услуги.
Должен знать: основные законодательные и нормативно-правовые акты, требования федеральных и местных органов к правилам предоставления данного вида услуг, правила заключения и исполнения договоров на основные и дополнительные услуги.
Менеджер Читинского МСЦ имеет стаж работ 3 года.
3. Инженер - программист
Должностные обязанности: на основе анализа математических моделей и алгоритмов (постановка экономических и других задач) разрабатывает программы, реализующие решения задачи. Обеспечивает наиболее полную проверку соответствия программ их функциональному назначению, определяет возможность использования готовых программных средств. Осуществляет сопровождение внедренных программ и программных средств.
Должен знать: руководящие и нормативные материалы, касающиеся методов программирования и использование вычислительной техники при обработке информации, назначение и режимы работы оборудования, формализованные языки программирования.
Квалификационные требования: высшее техническое или инженерно-экономическое образование и стаж работы в должности инженера-программиста не менее 3 лет.
Программист Читинского МСЦ имеет высшее образование и стаж работы более 7 лет.
4. Должностные обязанности работников
4.1. Операторы связи
Оператор связи должен производить обмен мешков с письменной корреспонденцией, страховых мешков, посылок, отправлений ускоренной почты, пачек с периодической печатью, грузов и других материальных ценностей. А также полная обработка почтовых отправлений всех видов.
Оператор обязан:
· производить обмен в установленном порядке с почтовыми вагонами, автотранспортом;
· производить полную обработку страховых, международных мешков, пачек с периодическими изданиями, посылок, ценной письменной корреспонденции, постпакетов, мелких пакетов и др. отправлений;
· осуществлять прием и выдачу почтовых отправлений по договорам
· составлять баланс принятой и отправленной почты, сводку о прохождении почты за смену;
· осуществлять прием-передачу мешкотары, почтовых отправлений от смены к смене;
· хранить тайну связи. Обеспечивать тайну информации об адресных данных пользователей, о почтовых отправлениях
· обеспечивать сохранность почтовых отправлений
4.2. Тракторист
Тракторист осуществляет управление транспортным средством, в частности трактором Т-25, работающим на жидком топливе. Транспортирует почтовые отправления с применением прицепных приспособлений и устройств. Выявляет неисправности в работе трактора и по возможности устраняет их. Осуществляет заправку трактора топливом и смазывание запасных частей трактора и всех прицепных устройств. Обеспечивает сохранность почтовых отправлений при их транспортировке.
4.3. Операторы сортировки письменной корреспонденции
Обработка, сортировка и отправка транзитной исходящей и транзитной простой корреспонденции. Обработка, сортировка и отправка печатных изданий
Сортировщик почтовых отправлений и произведений печати обязан:
· осуществлять прием мешков с письменной корреспонденцией, производить вскрытие мешков и фиксацию веса простой корреспонденции
· проверять внешнее состояние поступившей письменной корреспонденции
· производить полную и детальную сортировку письменной корреспонденции по клеткам сортировочного шкафа
· осуществлять заготовку ярлыков, вязку пакетов
· оформлять в установленном порядке повреждение оболочки писем, наводить справки по неясным адресам
· заделывать мешки, приписывать их накладными
· хранить тайну связи. Обеспечивать тайну информации об адресных данных пользователей.
· Обеспечивать сохранность почтовых отправлений
Должен знать: административно-территориальное деление РФ, разделы правил эксплуатации в объеме выполняемой работы, порядок приписки почтовых отправлений к документам, тарифы на услуги связи в пределах выполняемой работы, расписание автотранспорта и поездов, направления почты и печати.
4.4. Ответственный дежурный по обмену почты
Обязан: осуществлять контроль за полной обработкой всех видов почтовых отправлений, периодических изданий и своевременной отправкой их в соответствии с планами направлений; контролировать поступление письменной корреспонденции, периодической печати с автомашин и поездов, своевременность их обработки и сдачи на транспорт; осуществлять проверку правильности заполнения маршрутных накладных; ежедневно проводить инструктаж с работниками участков; отражать фактическое положение дел в рапортах и сводках за смену; осуществлять контроль за правильным ведением документации и балансировки путевых листов.