logo
Стратегия развития сети итальянских ресторанов ООО "Дольче Вита"

3. Конкурентный анализ

Пятью фундаментальными составляющими сил Майкла Портера, лежащих в основе конкуренции, являются:

- существующие корпоративные конкуренты;

- появление (возможность появления) новых конкурентов;

- угрозы со стороны возможных товаров и услуг;

- способность поставщиков отстаивать свои интересы;

- способность потребителей отстаивать свои интересы.

Эти пять сил, пояснил Майкла Портер, будучи объединенными, и определяют доходность компании. В своем выступлении профессор Портер показал, что компания может получить существенную выгоду от правильного выбора своей ниши и своего места на рынке. Добиться этого организация может при определении правильной стратегии, которая по мнению Майкла Портера должна обладать иным типом качества и содержания по сравнению с конкурентами, а также отличаться последовательностью в воплощении. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в мировой экономике.

Конкуренция между фирмами, уже укрепившимися на рынке довольно значительные. За последние несколько лет выявились основные игроки в ресторанном сегменте, это следующие сети японских ресторанов и кафе:

1. «Пьяченца»

2. «Сан-Сиро»

3. «Олимпико»

4. «Флоренция»

5. «Неаполитано»

Особенно выделились такие сети итальянских ресторанов, как «Олимпико» и «Флоренция» за счет показателей конкурентоспособности за 2004 - 2007 года.

Влияние потенциальных конкурентов:

Высокие барьеры проникновения на рынок (высокие затраты на достижение эффективного масштаба производства, противодействие фирм отрасли, ограничение доступа к каналам распределения) обусловливают низкую вероятность появления новых конкурентов на рынке. В перспективе данная ситуация вряд ли изменится.

Ситуация в отрасли:

В целом рынок весьма привлекательный, с растущим спросом и большими потенциальными возможностями. Несмотря на то, что различные фирмы предлагают на рынке товар различного качества и различные сервисные услуги, издержки "переключения" клиента невысоки, поэтому товар можно считать стандартизированным по клиенту. Спрос на рынке явно ненасыщен, поэтому фирмы не склонны к проведению агрессивных стратегий. Появление крупного лидера в ближайшее время, по оценкам экспертов, не ожидается. Высокие барьеры ухода с рынка усиливают конкуренцию на рынке. Одновременно четко проявляется высокий уровень конкуренции на смежных рынках с явной тенденцией усиления.

Влияние товаров-заменителей:

Низкие цены и низкая стоимость «переключения», а также требование более высоких издержек на поддержание качества обусловливают сильное влияние товаров-заменителей. Сила влияние факторов конкуренции данной группы в перспективе не изменится.

Влияние поставщиков:

Стандартизированность каналов поставки, отсутствие «монопоставщика» и важность фирмы как клиента в глазах поставщиков говорит о незначительном влиянии со стороны поставщиков. В перспективе, по оценкам экспертов, данная ситуация не изменится.

Влияние покупателей:

Отсутствие крупных клиентов и высокая значимость товара у покупателя ограничивают возможность угрозы со стороны покупателей. Ситуация останется стабильной и в перспективе.

Таким образом, можно оценить ответ на каждый вопрос:

Пять сил Майкла Портера

Оценка экспертов

Существующие корпоративные конкуренты

5 баллов

Появление (возможность появления) новых конкурентов

3 балла

Угрозы со стороны возможных товаров и услуг

6 Баллов

Способность поставщиков отстаивать свои интересы

7 баллов

Способность потребителей отстаивать свои интересы

8 баллов

Исходя из результатов таблицы, можно сделать вывод, что перспективы выхода умеренно рискованные, так как показатель составил 58%.

Далее рассмотрим показатели таких конкурентов, как «Олимпико» и «Флоренция»:

Пять сил Майкла Портера

Оценка экспертов

Существующие корпоративные конкуренты

6 баллов

Появление (возможность появления) новых конкурентов

4 балла

Угрозы со стороны возможных товаров и услуг

5 Баллов

Способность поставщиков отстаивать свои интересы

3 балла

Способность потребителей отстаивать свои интересы

6 баллов

Итоги таблицы полагают, что перспективы выхода на рынок конкурентов весьма благоприятные, так как показатель 48%.

Для российского рынка остается актуальным традиционный постулат маркетинга: определи ожидания своих покупателей и выпусти удовлетворяющий им качественный товар. Для потребителей в развитых странах качество товара уже не является ключевым фактором успеха торговой марки, качество - это то, без чего товар или услуга вообще не могут выйти на рынок. Если на российском рынке соответствие торговой марки ожиданиям покупателей, качество продукта, его грамотная дистрибуция, непротиворечивые маркетинговые коммуникации во многих случаях являются достаточными условиями успешных продаж и роста популярности марки, то среди западных компаний только ленивый не использует комплекс маркетинга для запуска торговой марки. Развитые страны ушли далеко вперед, в том числе и в области применения маркетинговых технологий. Например, западные рекламисты считают, что потребители ждут от производителей предложений и коммуникационных решений, выходящих за рамки потребительских свойств товаров и услуг, новых идей и предложений по стилю жизни.

Факторы

Дольче Вита

Олимпико

Флоренция

конкуренции

вес

баллы

взвеш. оц

баллы

взвеш. оц

баллы

взвеш. оц

КП

ДП

КП

ДП

КП

ДП

КП

ДП

КП

ДП

КП

ДП

Цена

0,25

5

5

1,25

1,25

4

4

1

1

3

3

0,75

0,8

Эффективность

0,25

5

5

1,25

1,25

5

5

1,25

1,25

5

5

1,25

1,3

Надежность

0,25

5

5

1,25

1,25

4

3

1

0,75

1

5

0,25

1,3

Экономичность

0,15

5

5

0,75

0,75

4

5

0,6

0,75

4

4

0,6

0,6

Обслуживание

0,1

5

5

0,5

0,5

4

4

0,4

0,4

4

4

0,4

0,4

КФУ

1

5

5

4,25

4,15

3,25

4,3

Снижение издержек

0,25

4

4

1

1

4

3

1

0,75

4

3

1

0,8

Эффективность

0,28

5

5

1,4

1,4

4

5

1,12

1,4

5

5

1,4

1,4

Мест. производство

0,23

4

5

0,92

1,15

2

3

0,46

0,69

2

1

0,46

0,2

Репутация

0,14

4

5

0,56

0,7

3

4

0,42

0,56

1

2

0,14

0,3

Качество

0,1

5

5

0,5

0,5

5

5

0,5

0,5

5

5

0,5

0,5

Итого

1

4,38

4,75

3,5

3,9

3,5

3,2

Сумма

Дольче Вита

9,38

9,75

Олимпико

7,75

8,05

Флоренция

6,75

7,4

Исходя из выделения факторов конкуренции и ключевых факторов успеха сети итальянских ресторанов «Дольче Вита» и главных конкурентов «Олимпико» и «Флоренция» можно сделать следующие выводы:

1. Рынок характеризуется как привлекательный, с растущим спросом. Уровень конкуренции на рынке в настоящий момент невысок.

2. К благоприятно проявляющимся факторам, определяющим уровень конкуренции, можно отнести влияния потенциальных конкурентов, поставщиков и покупателей.

3. К факторам, усиливающим уровень конкуренции, относятся высокие барьеры на выход с рынка, сильная конкуренция в смежных отраслях, сильное влияние со стороны товаров-заменителей.

4. Прогноз изменения факторов конкуренции показывает, что в основном в ближайшей перспективе ситуация не изменится.