Теоретический анализ бизнес-планирования как основы инновационного развития организаций и разработка рекомендаций по развитию нового направления бизнеса

курсовая работа

1.2 Бизнес-план как метод осуществления инвестиционной деятельности по развитию новых видов бизнеса

Для того чтобы инновационные процессы осуществлялись в полной мере, необходимо не только наличие макроэкономических факторов развития и сбалансированной экономической политики государства, но и рациональное управление инвестициями и инновационной деятельностью на уровне предприятия, основанное на теоретических подходах современного менеджмента и обоснованном методическом инструментарии. Таким инструментарием является бизнес-план.

Бизнес-план - это финансовый документ, планирующий предпринимательскую деятельность в определенном периоде и устанавливающий показатели, которые необходимо достичь за этот период [10].

В основе бизнес-плана лежит обоснование, которое является его технологической платформой. По сравнению с ТЭО в бизнес-плане значительно более подробно освещены вопросы продвижения продукции, ценовой политики, конкурентной политики, что должно обеспечить рыночный успех продукту.

Бизнес-план - это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые должен решить объект инвестирования, а также способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели проекта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потенциальных покупателях товаров и услуг.

При этом показатели (объем соответствующих работ, время их выполнения, количество необходимых ресурсов и уровень улучшения качества продукции, услуги), как правило, противоречат друг другу. Так, чем выше требования к характеристикам новой услуги, тем больший объем работ необходимо осуществить.

Соответственно возрастает необходимое время на их осуществление и стоимость ресурсов для их реализации.

Сократить время работ можно, если привлечь дополнительные ресурсы (технику, рабочих, повысить расценки за выполняемую в короткий срок работу и т.д.). Экономия ресурсов может привести к снижению качества выполненных работ и как следствие - снижению качества новой услуги.

Поэтому оптимизировать инновационную деятельность одновременно по всем четырем параметрам невозможно, и предприятию необходимо определить, какой из параметров является более важным, и за счет чего можно достичь его оптимизации [25, с. 14].

В классическом инвестиционном проекте, для реализации которого привлекаются внешние ресурсы, чаще всего наиболее значимым является стоимость расходов на осуществление проекта.

В инновационном проекте, более важным является период его реализации, так как, чем раньше по сравнению с аналогами конкурентов новая услуга попадет на рынок, тем большее преимущество получит предприятие.

Для инвестиционной деятельности в сфере инноваций параметрами преимущественной оптимизации будут срок выполнения работ и стоимость [25, с. 15].

Механизм управления инновационной деятельности (Рис. 4) включает в себя составные части: неразрывного цикла планирования, анализа, принятия решения, контроля и регулирования, осуществляемые в каждой ее фазе.

Рис. 4. Механизм управления инновационной деятельностью предприятия

Первая фаза - предпроектная - инвестиционное и инновационное исследование, на протяжении которой определяются возможности, проводится анализ вариантов, выбор проекта, комплексное обоснование, исследовательское обеспечение. Вторая фаза - инвестиционная - проведение согласований, заключение контрактов, разработка проектно-сметной документации, строительство, реконструкция или переоснащение, кадровое обеспечение, исследовательское обеспечение. Третья - эксплуатационная фаза - введение в эксплуатацию обновленного оборудования, доведение до проектной мощности, расходы на поддержку производства, аккумулирование активов для следующего обновления основных производственных фондов [24, с. 12].

Бизнес-план в инновационной сфере предприятий, предоставляющих услуги, отличается от аналогичного для промышленных предприятий, и имеет свои особенности. Поэтому при составлении бизнес-плана необходим учет этого обстоятельства [22].

Процесс формирования системы бизнес-планирования инновационной деятельности консалтингового предприятия представлен на Рис. 5.

57

Рис. 5. Система бизнес-планирования по развитию новых видов деятельности консалтинговых предприятий

Он представлен в виде последовательной реализации комплекса мероприятий, объединенных в четыре крупных блока.

Бизнес-план - это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые должен решить объект инвестирования, а также способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели проекта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потенциальных покупателях товаров и услуг.

Несмотря на сферу деятельности хозяйствующей единицы, бизнес-план инновационного проекта должен содержать информацию о соответствующем потенциале предприятия и системе управления инновационной деятельностью.

Для подтверждения соответствия методов управления поставленным целям необходимо представить результаты анализа финансового состояния предприятия, тем самым, оценить возможности вложения собственных средств и привлечение заемных.

Необходимо показать возможности работы предприятия в условиях инвестиционной и инновационной инфраструктуры. Все показатели, содержащиеся в бизнес-плане проекта любого предприятия, подлежат систематизации.

Особенностью подачи информации в бизнес-плане инновационного проекта консалтинговых предприятий, является то, что определяющим мотивом его разработки являются требования внешней среды (особенно законодательства) к характеристике услуги. Прогнозируемые объемы продаж новых услуг (направлений деятельности, видов бизнеса) консалтингового предприятия определяются на основании анализа инвестиционного и инновационного потенциалов развития рынка, потребляющей консалтинговые услуги [14, с. 65-70].

Содержащаяся в бизнес-плане информация должна быть:

· составлена на основе объективных данных;

· адекватна реальному положению дел;

· своевременна;

· непротиворечива;

· неизбыточна;

· полна и достаточна для принятия решения об инвестировании [10].

Поэтому прежде, чем начать сбор маркетинговой информации необходимо сформулировать основные гипотезы, подготовить техническое задание с позициями, которые необходимы. Первоначально компания (руководство, менеджеры) должна для себя оценить, какие факторы внешней среды могут тем или иным образом потенциально повлиять на новый бизнес, описать возможные риски.

В зависимости от специфики бизнеса факторы влияния могут отличаться, некоторые оказывают большее или меньшее влияние на бизнес. Все это учитывается в виде приоритетов, расставляемых в техническом задании на исследование рынка (Рис. 6) [20].

57

Рис. 7. Возможные факторы влияния

Бизнес-план коммерческой идеи или инновационного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.

Ряд авторов [23; 28] предлагают следующий порядок раскрытия бизнес-плана уже существующего предприятия.

1. Резюме - это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме отвечает на основные вопросы инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта. Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из резюме и доказывают правильность расчетов [7].

2. Описание предприятия и отрасли. В данном разделе излагаются: общие сведения о предприятии; финансово-экономические показатели деятельности предприятия; структура управления и кадровый состав; направления деятельности, продукция, достижения и перспективы; отрасль экономики и ее перспективы; партнерские связи и социальная активность.

3. Описание продукции (услуг). Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление товара или изделия, произведенных в рамках данного проекта. Лучше всего если это будет натуральный образец, его фотография или рисунок. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции.

4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг). Информация данного раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для предполагаемой услуги.

5. Описание канала сбыта продукции (услуги) - стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей. (Возможные варианты: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.) Цена и объем сбыта продукции (услуги). Анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены.

6. Производственный план. В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.

7. Организационный план. В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и обрисовывается основная роль каждого ее члена. Описывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей.

8. Финансовый план. Цель раздела - показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.

9. Направленность и эффективность проекта. В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта.

10. Риски и гарантии. Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

11. Приложения. Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы.

Бизнес-план призван, главным образом, дать ответ на вопрос: «Насколько интересна инвестиционная привлекательность разрабатываемого проекта в условиях складывающейся рыночной ситуации?» [7].

Таким образом, в рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта [5, с. 305-309].

Следовательно, в качестве формы по развитию новых видов бизнеса в консалтинговых предприятиях следует выбирать бизнес-план.

Делись добром ;)