Технологии ситуационных центров
6. Основные направления развития ситуационных центров органов государственной власти Российской Федерации
Направления развития СЦ ОГВ РФ в первую очередь установлены в нормативных правовых актах, определяющих стратегию информационного развития России.
Так, в соответствии с Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 20, ст. 2372., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р, в рамках создания единой информационной системы мониторинга результативности деятельности государственных органов предполагается обеспечить создание и развитие на федеральном и региональном уровнях системы ситуационных центров для анализа собираемой информации, подготовки управленческих решений, прогнозирования и моделирования развития ситуации в отдельных сферах.
В свою очередь, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 20, ст. 2444. (далее - Стратегия), утвержденной указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г., установлено, что информационная и информационно-аналитическая поддержка реализации Стратегии осуществляется за счет привлечения информационных ресурсов заинтересованных органов государственной власти и государственных научных учреждений с использованием системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия.
В научно-методологическом плане постижение ситуации в СЦ в настоящее время поворачивается от необходимости вбирать в себя новую внешнюю информацию к извлечению новых знаний с помощью коллег из собственного подсознания, рефлектировать ситуацию. Это призывает разработчиков СЦ концентрировать внимание не столько на технических компонентах (компьютеры, экраны), сколько на методологических См.: Райков А.Н. Тенденции развития ситуационных комнат // Ситуационные центры - проблемы и решения. Взгляд экспертов. Науч. практич. конф. 30-31 октября 2002 г., М. 2002. С. 4-5..
Исходя из вышеизложенного можно отметить новые тенденции в развитии методологических подходов к проектированию СЦ См.: Райков А.Н.Указ. соч. С. 4-5.:
от точности к интеллектуальности;
от справочной работы к аналитической;
от одного эксперта к группе;
от внутренней среды к внешней;
от инерционной экстраполяции к поиску новых путей;
от регистрации данных к экстракции знаний;
от защиты информации к менеджменту безопасности;
от накопления опыта к когнитивным схемам.
Исходя из тенденций развития методологических подходов к проектированию СЦ можно выделить основные направления развития СЦ ОГВ РФ См.: Ильин Н.И. Указ. соч. С. 6-9.:
расширение перечня решаемых задач: совершенствование системы мониторинга; проведение экспертных сессий с участием высшего руководства; доведение принятых решений до исполнителя; технологическое обеспечение контроля исполнения принятых решений;
создание комплексной системы моделирования;
повышение оперативности доступа к удаленным базам данных;
разработка и внедрение новых систем функционирования: видеоконференций; интерактивного управления видеопрезентацией самим пользователем;
внедрение новых технологий: переход на мультиэкранное представление информации с использованием видеопроцессора; освоение программных пакетов для визуализации больших массивов данных; внедрение информационного портала; освоение трехмерной графики;
разработка мобильной компоненты: создание базового комплекта задач; создание базового комплекта программно-технических средств; подготовка организационно-инструктивных материалов;
внедрение инструментальной среды проектирования процессов: создание организационно-технических процедур принятия коллективных решений.