Трудоустройство специалистов с высшим образованием на региональном рынке труда (ситуационный анализ)

дипломная работа

1.1 Общие тенденции изменения российского и регионального рынка труда

Рынок труда молодых специалистов, выпускников системы высшего профессионального образования -- специфическая социальная сфера, где навстречу друг другу идут два социальных потока. С одной стороны -- это группа выпускников высших профессиональных образовательных учреждений, российских университетов. А с другой стороны -- потребность производственной сферы, которая может быть материальной, социальной, государственной или частной, в сотрудниках, перспективных, имеющих желание работать, по-новому подготовленных, знающих особенности современной профессиональной деятельности. Этот рынок можно рассматривать как нишу, созданную в результате деятельности системы высшего профессионального образования, как результат действий механизма подготовки новых профессионалов. Объем этого рынка зафиксирован на официальном сайте Министерства образования и науки: 2009 г. -- 297 467 чел.; 2010 г. -- 292 369 чел.; 2011 г. -- 278 529 чел. Следует обратить внимание на то, что даже после усилий министерства по сокращению бюджетных мест в российских университетах, объем рынка выпускников вузов не претерпел больших изменений. Группа выпускников университетов каждый год пополняет статистику ищущих работу, и подавляющее большинство находит работу в течение первых месяцев после выпуска. Рынок на некоторое время замирает для того, чтобы наполниться следующей группой выпускников следующего года. В этом ритме заключается особенность рынка труда молодых специалистов.

Среди факторов, которые влияют на состояние и динамику рынка выпускников, доминирующим и определяющим является экономика, ее подъем или упадок. В этом случае выпускники, как социальная группа, могут сыграть либо как инновационная, либо как инерционная сила. Современный этап развития экономики, в том числе экономики наиболее развитых регионов России, вполне закономерно определяется как инновационный. Идею инновационного развития экономики в период, когда научно-технический прогресс приобретает необратимый характер, обосновал еще экономист и общественный мыслитель Й. Шумпетер. Резкая активизация инновационного процесса, интереса к инновациям связана с формированием нового типа экономического развития, в основе которого непрерывное изменение производственной базы и характера выпускаемой продукции, с появлением принципиально новых технологий и новых товаров и услуг. В условиях ужесточения конкуренции на мировых рынках за новизну и качество инновации превратились в основной вектор экономического развития. С этой точки зрения, синергетическая связь между производством и высшей профессиональной школой становится основой для инновационного развития экономики. Причем связь эта осуществляется во многом через рынок труда выпускников высших профессиональных образовательных учреждений, университетов. Без такой связи невозможен ритмичный процесс разработки и внедрения передовых технологий и продвижение на рынок новых видов продукции.

В настоящее время, когда наблюдается оживление российской экономики, от некоторых общественных деятелей и аналитиков можно услышать, что система профессионального, в том числе высшего профессионального образования, не обеспечивает растущую экономику необходимыми ей кадрами. Экономика сталкивается с острым дефицитом квалифицированных инженеров, техников, рабочих. Однако неверно представлять, что происходит возрождение советской индустриальной экономики, основу которой составляли гигантские заводы с поточно-массовым производством, с преобладанием промышленных рабочих в общей численности занятого населения. Попытки возродить или поддержать прежних индустриальных гигантов всегда заканчиваются убытками и банкротством таких предприятий и производств. Возрождение индустриального типа экономики на стадии постиндустриального глобализированного общества невозможно. Системе высшего профессионального образования предстоит готовить специалистов для деятельности в иной, новой, постиндустриальной экономике, где инновации играют первостепенную роль.

В современной российской экономике можно уже видеть черты этой экономики. В промышленности на смену заводам с тысячью и более сотрудников пришли высокопроизводительные предприятия с несколькими десятками сотрудников. Объем выпускаемой продукции этих предприятий, их налогооблагаемая база одинаковы, но производительность труда в десятки раз выше. Примером постиндустриальных изменений служит автомобильная промышленность. На смену гигантским предприятиям с замкнутыми производственными циклами, с многочисленными цехами, выпускающими весь спектр деталей, составляющих автомобиль, со сложной управленческой структурой, огромными производственными площадями, складскими помещениями, с производством, ежедневно собирающим большое количество людей в одном месте, пришли сетевые международные автомобильные корпорации. Эти сети объединяют отдельные сравнительно небольшие предприятия, выпускающие различные детали, узлы и агрегаты, из которых затем на сборочных заводах, расположенных в разных странах собирается конечное изделие. Так работают фирмы «Дженерал Моторс», «Форд», «Рено», «Ситроен», «Тойота» и др. Подобная организация производства распространяется и на многие другие отрасли промышленности, захватывая даже отрасли добывающей промышленности, нефтегазовой, угольной и др. Это предприятия иного типа, требующие профессионалов, подготовленных по-другому. Меняются структура занятости и характер труда в строительстве, сельском хозяйстве. Самое главное, что из материального производства сельского хозяйства (первичного сектора) и промышленности (вторичного сектора) высвобождается большое количество людей. Они поглощаются сферой услуг (третичным сектором). Сфера услуг включает в себя два сектора: производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и т.д.), а также производство нематериальных услуг (управление, армия и органы безопасности, образование, здравоохранение, наука, искусство, социальное обслуживание, маркетинг, аудит, кредитование, страхование и т.п.).

Увеличение доли сферы услуг в объеме внутреннего валового продукта страны до 50% и более -- признак перехода экономики страны к постиндустриальной стадии экономики. Сейчас к странам такого типа относят США (на сферу услуг приходится 80% ВВП, 2002 г.), страны Евросоюза (сфера услуг -- 69,4% ВВП, 2004 г.), Япония (67,7% ВВП, 2001 г.), Россия (58-61% ВВП, 2007-2008 гг.).

Основным ответом на вызовы новых технологий стало повышение уровня образования и улучшение профессиональной подготовки, что не может не сказываться на изменении структуры и качества образования.

На рынок труда, куда вступают выпускники высших профессиональных учреждений, серьезное влияние оказывает ряд факторов. Наблюдается тенденция к увеличению доли квалифицированного труда в общей занятости и в индустриально развитых странах, и в странах развивающихся, причем в последних эта тенденция значительно заметнее. Состояние рынка труда определяется также демографическими, миграционными процессами, степенью вовлеченности страны в мировое разделение труда. Важным фактором, связанным с процессом глобализации и оказывающим влияние на тенденции занятости и рынок труда выпускников университетов, является рост числа иммигрантов. Увеличение притока иностранных специалистов, получивших хорошую подготовку в университетах, обостряет конкуренцию на рынке интеллектуальной рабочей силы. К неблагоприятным факторам, проявляющим себя в развитых странах с начала 80-х гг. ХХ в., способствующим росту напряженности на рынке интеллектуального труда, следует отнести достаточно высокую зарегулированность социально-трудовых отношений. Подобная зарегулированность выражается в жестком контроле государством форм занятости, оплаты труда, системы социальной помощи. Курс на усиление гибкости рынка труда выпускников университетов, взятый в настоящее время в развитых странах, позволяет им решать проблему вовлечения в инновационную производственную деятельность своих стран наиболее хорошо подготовленных выпускников высших профессиональных образовательных учреждений, даже если они были подготовлены зарубежными университетами. Этому во многом способствует развитие Болонского процесса, затронувшего и российские университеты.

Таким образом, действие указанных мною факторов, во многом имеющих всеобщий, а не локальный характер, инициировало позитивные тенденции на рынке труда выпускников вузов, в занятости и активности на рынке труда, одновременно породит сложные проблемы, связанные с угрозой безработицы.

Нужно отметить, что, несмотря на рост и диверсификацию потребностей производства в персонале, имеющем высшее образование, усилия государства, стремящегося помочь молодым специалистам, все это не снимает сложности вхождения в активную жизнь для большинства выпускников высшей школы. Причины, как мне кажется, здесь следующие:

1. Динамичное изменение структуры современной экономики, которое неизбежно опережает консервативную систему высшего профессионального образования. С одной стороны, возрастает спрос на высококвалифицированных специалистов в расширяющейся сфере услуг, с другой, сокращается спрос в традиционных отраслях экономики, на которые в большой степени и ориентируется сложившаяся система высшего профессионального образования.

2. Для выпускников, вышедших на рынок труда, являются проблемой диспропорции в подготовке и выпуске специалистов в области гуманитарных и естественнонаучных, технологических профессий, так как они требуют разной сложности материальной базы учебного процесса и по-разному финансируются в разных странах.

3. Рынок труда выпускников вузов испытывает влияние транснациональных компаний, которые влияют на создание новых сегментов, где концентрируется деятельность в производствах, требующих внедрения новейших достижений НТП, что обусловливается дешевизной и неразвитостью спроса на таких специалистов в России.

4. Немаловажное значение в настоящее время в России играет активизация процессов трудовой миграции, создающая одновременно дополнительные возможности мобильности высокообразованной и хорошо подготовленной рабочей силы и угрозу безработицы для коренного населения.

5. Определенной сложностью является разница потребностей и ожиданий выпускников университетов и работодателей.

6. Следует отметить и, активно обсуждающуюся сейчас в России, утечку части выпускников за пределы страны. На внутреннем же рынке преобладает спрос на работников низкого и среднего уровня квалификации. Отсутствие условий для повышения профессиональной, территориальной и отраслевой мобильности молодых специалистов.

Естественным ответом на эти проблемы, поставленные новыми технологиями и процессами растущей глобализации, является не только повышение уровня образованности выпускников высшей школы, использование новых форм организации труда в университетах, но, главным образом, улучшение именно профессиональной подготовки молодых специалистов. Скорость, технологические нововведения, которые вносят изменения в рынок труда и требуемые знания, ставят все новые задачи перед системой высшего профессионального образования, ориентируя ее на подготовку специалистов особого типа, умеющих самостоятельно мыслить и доучиваться, лучше приспосабливаться к изменяющимся технологиям, чем специалист, накрепко овладевший определенными навыками. Работник современного предприятия должен быть готов к постоянному овладению новыми знаниями по мере появления на производстве информационных или иного типа технологий. Специалист, подготовленный современным вузом, должен обладать способностью оценивать организацию, в которой он работает, не с точки зрения своей узкой специальности, а находить место отдельной проблемы, приобретающей актуальность в системе производственной деятельности. Разнообразие навыков предполагает режим постоянного переобучения. На рынке труда молодых специалистов наблюдается растущий спрос на гибких профессионалов, способных в течение жизни неоднократно сменить сферу профессиональной деятельности, а не на специалистов, отлично освоивших одну специальность. То есть, инновационный тип развития производственной сферы с особой остротой ставит проблему неразрывной связи образования с производственной деятельностью на протяжении всей трудовой жизни. И, в конечном итоге, это означает более тесный и органичный диалог между высшими профессиональными учебными заведениями и сферой предпринимательских отношений, бизнесом.

Можно с уверенностью утверждать, что расширение доступа к высшему образованию и рост спроса на высококвалифицированных специалистов на рынке труда выпускников вузов благоприятно сказываются на занятости выпускников. Хотя сторонники идеи «избытка образованности» считают, что на рынке труда появляются тенденции востребованности выпускников с высшим образованием на должностях промежуточного (не высшего) уровня. Вместе с тем отмечается, что рост числа образованных людей является потенциально позитивным для экономического развития, для общества в целом. «Избыток» выпускников высшей школы играет решающую роль в появлении новых потребностей в профессиональных навыках и знаниях, их преобразовании в требования рынка труда и создании новых рабочих мест.

Эволюция высшего профессионального образования в области квалификации и компетенции проявляется в современных условиях, прежде всего, в растущем признании среди работодателей необходимости высокого уровня образования, широких знаний в избранной профессиональной области и многофункциональной компетенции у выпускников. Это объясняется невозможностью из-за быстрых изменений на рынке труда заранее определить уровень компетенции, который может быть востребованным в той или иной области, и трудностью найти компромисс между специфической компетенцией и конкретными профессиональными задачами.

Таким образом, рынок труда выпускников системы высшего профессионального образования представляет собой своеобразную социальную сферу, где происходит общественно важный обмен между образованием и производством. Современный рынок труда молодых специалистов, развивающийся в условиях перехода промышленности на постиндустриальную стадию, предъявляет к подготовке специалистов требование, суть которого заключается в гибкости, обеспечивающей интеграцию базового и узкоспециального образования, а также знаний межотраслевого характера. Одновременно, согласно концепции непрерывного, продолжающегося в течение всей профессиональной жизни образования, университеты должны иметь возможность предложить дополнительные консультативные услуги, вместо чрезмерного специализированного образования.

Ульяновская область по-прежнему находится на 2-ом месте в рейтинге ПФО по уровню регистрируемой безработицы, уступая только Нижегородской области (0,61 %).По состоянию на 15 ноября 2012 года на одного безработного приходится 2,4 вакансии. Основной проблемой при трудоустройстве граждан остаётся несоответствие спроса и предложения рабочей силы в области.

В настоящее время особое внимание при формировании вакансий уделяется оплате труда. В данном направлении руководством Департамента занятости принято решение провести анализ заявленных в службу занятости вакансий по уровню оплаты труда по категориям отраслей и подготовить предложения по расширению поиска вакансий с высоким уровнем оплаты труда.

Рынок труда области сегодня можно охарактеризовать по отдельным позициям кадровым дефицитом. Как и в других регионах России, работодатели Ульяновской области, принимая на работу соискателя, стремятся «убить сразу двух зайцев». Поэтому инициативные универсалы, готовые выполнять обязанности за нескольких человек, по-прежнему остаются на особом счету. С другой стороны, кадровики констатируют факт: к профессионализму претендентов по прошествии кризиса стали предъявляться более жесткие требования. То есть, по меркам работодателей, профессионал должен быть «еще профессиональнее», чем раньше.

Молодые специалисты, только что выпорхнувших из учебных заведений профессионального образования «во взрослую жизнь» вполне приходятся к месту в роли специалистов начального уровня, которых работодатели готовы за свой счет доучить до требующейся квалификационной планки. Здесь традиционными формами «доводки» остаются стажировка и корпоративное обучение.

Компания HeadHunter проанализировала более 6000 вакансий, размещенных на сайте hh.ru по Ульяновской области в 2011-2012 годах, и определила, кто нужен сегодня в регионе. Кроме того, был сделан прогноз на пять лет. Согласно исследованию, в первую очередь работодатели ждут студентов в отрасли продаж (32,3 % от всех вакансий). На втором и третьем местах - отрасль финансов и банков, а также консультирование (по 16,1 % и 14,2 % соответственно).

Также высокий спрос на молодых специалистов в сфере страхования, транспорта, управления персоналом и на производстве.

Средняя заработная плата, предлагаемая молодым специалистам и студентам в Ульяновске, сегодня составляет 11 350 рублей (в 2011 году - 10 200 рублей). Для сравнения, средняя заработная плата по рынку труда Ульяновска в целом в июне составила 19 400 рублей.

В ближайшее десятилетие на рынке труда Ульяновской области будет расти спрос на менеджеров по продажам. Также хорошим спросом пользуются IT-профессионалы всех уровней - от помощников системного администратора до IT-директора. В 2015-2020 годах компания HeadHunter прогнозирует высокий спрос на специалистов в сфере нанотехнологий. Хорошие перспективы и предложения появятся для специалистов в сфере биохимии, генетики и фармацевтики. В период острой конкуренции и перенасыщения рынка возрастет роль маркетологов и рекламистов с высоким уровнем креатива и изобретательности.

Руководители стали уделять больше внимания личностным качествам кандидатов. Работодатель хочет, чтобы соискатель был обучаем, гибок, мобилен, ответственен, самоорганизован, самостоятелен в поиске дополнительной информации, чтобы мог ориентироваться в смежных областях и постоянно наращивал свой объем знаний. Кроме того, он должен быть готов работать в компании на долгосрочную перспективу и в связи с этим планировать свои личные интересы. Соискатели же, изучая рынок предложения, прежде всего смотрят на уровень зарплаты, отмечают эксперты.

Если выставить вакансию дворника с зарплатой 30 тысяч рублей, телефон разорвется, причем люди с высшим образованием тоже будут звонить. Это общероссийская тенденция: исследования ВЦИОМ, опубликованные в конце прошлого года, показали, что в выборе компании-работодателя самым важным критерием для россиян является хорошая зарплата. На втором месте - выполнение компанией обязательств перед работниками, на третьем - социальный пакет.

Наибольшую заинтересованность в молодых специалистах проявляют западные компании, которые имеют опыт «выращивания» для себя сотрудников. Наиболее востребованы инженерно-технические специалисты, владеющие иностранным языком (чаще всего английским). К сожалению, в регионе пока еще остро ощущается дефицит перспективных кадров, владеющих иностранным языком и связывающих свое будущее с работой в Ульяновске.

Основные трудности, с которыми столкнулись молодые специалисты г. Ульяновска - это небольшой опыт работы (70%), предложение низкой заработной платы (53%), отсутствие вакансий по специальности (40%). Интересно, что дикриминацию по половому признаку отметили 12% девушек. Чаще всего с отсутствием вакансий по специальности сталкивались выпускники естественно-научного профиля (51%), реже всего - выпускники технического профиля (33%), «технари» чаще других сталкивались с несоответствием знаний требованиям (29%). Эту же проблему отметили «хорошисты» (31%) и «троечники» (33%). «Гуманитарии», в свою очередь, реже других специалистов отмечают несоответствие своих знаний требованиям (16%) и чаще всего признаются, что труждности возникали из-за приёма на работу «по знакомству» (см. табл. 1.1.1.).

Таблица 1.1.1.

Трудности при трудоустройстве молодых специалистов г. Ульяновска в зависимости от профиля специальности и успеваемости (в % от числа опрощенных, n=360)

Показатели

Всего

Профиль специальности

Успеваемость в вузе

гуманитарный

экономический

технический

естественно-научный,

отлично

отлично и хорошо

в основном хорошо

в основном удовлетв

Трудности при трудоустройстве

Отсутствие вакансий

40

41

44

33

51

36

40

45

35

Несоответствие знаний требованиям

22

16

30

29

16

22

11

31

33

Небольшой опыт работы

70

64

71

82

60

64

69

69

80

Предложение низкой заработной платы

53

53

34

60

66

72

56

46

57

Страх при собеседовании

7

7

7

7

9

6

4

10

11

Отсутствие карьерного роста

21

22

23

18

27

22

32

18

17

Принимали «по знакомству»

11

17

15

5

6

8

5

14

11

Ограничения по возрасту

6

8

6

4

6

11

5

8

2

Дискриминация по половому признаку

7

8

14

3

4

9

6

2

Другое

2

3

0

2

0

0

2

2

0

(в сумме не получается 100% , потому что вопрос предлагал многовариантность ответа)

Интересно также, с какими трудностями чаще всего сталкиваются неработающие на данный момент студенты. Чаще всего это отсутствие вакансий (77%), отсутствие карьерного роста (29%) и страх при прохождении собеседования - 23%, при среднем значении 7%(см. Рис.1.1.1.)

Рис. 1.1.1. Трудности при трудоустройстве неработающих выпускников ВУЗов (в % от числа опрощенных, n=360) (в сумме не получается 100%, потому что вопрос предлагал многовариантность ответа)

Делись добром ;)